Вот наконец мы с вами осмотрели Моденский собор со всех сторон, и пора хотя бы одним глазком поглядеть на интерьер. Увы, мне не повезло: день был тёмный, так что естественное освещение было плохонькое, а на искусственном итальянцы любят экономить. Фотографии крипты у меня более или менее получились, а вот самое красивое - леттнер - не вышло снять вообще. Но я нашел парочку выходов из ситуации, так что, надеюсь, общее представление вы полУчите.
Общий вид главного нефа, высокого пресвитерия и крипты (фото из Вики). Очень интересная особенность собора - крипта практически не "утоплена", в нее буквально пара ступенек ведет. Из-за этого пресвитерий, расположенный над криптой, оказался в буквальном смыле высоким. По прямому назначению пресвитерий сейчас не используется: новый алтарь, епископская кафедра и седалища пресвитеров перемешены вниз - в главный неф, перед криптой. В результате этой манипуляции леттнер, т.е что-то вроде балконного ограждения пресвитерия, теперь играет роль ретабло - монументального заалтарного образа. По мне, так даже получилось: леттнер настолько хорош, что выступать в роли ограждения было как-то унизительно)))
Вот вид из высокого пресвитерия вниз - на главный неф (фото тоже из Вики):
Леттнер, поддерживающие его колонны с их подножиями и капителями можно увидать здесь во всех деталях: http://romanesque-art.livejournal.com/18108.html. Если же вкратце, то это выглядит так (фото - не мои):
Выступающая часть - амвон - можно разглядеть в деталях; там, поняное дело, образ Христа и символы евангелистов.
Ну а правее последовтаельно идут сцены омовения ног, Тайной вечери, предательства Иуды, ареста Христа, суда Пилата и несения креста Симон Киринеянином. Вся эта невообразимая красота - дело рук Ансельмо да Кампьоне (первого из чреды Campionesi).
Еще раз повторюсь: все в подробностях можно увидеть по ссылке http://romanesque-art.livejournal.com/18108.html
Зато в крипте я бродил в одиночестве и компенсировал отсутствие освещения присутствием вспышки. Крипта, между прочим, была завершена самой первой - в 1106 году. 30 мая 1106 года сюда из разбираемого старого собора были перенесены мощи святого Геминиана. Та часть крипты, где находятся мощи, обновлялась в XVIII веке, зато всё остальное пространство - рай для любителей романских капителей.
На этом наш затянувшийся поход по Моденскому собору и Модене объявляется прерванным. Возможно, что я кое-чего не разглядел, но для сохранения лица, пожалуй, заявлю, что сознательно не стал изучать все до конца, дабы не лишать читателей удовольствия от будущих самостоятельных открытий (вы же обязательно приедете в Модену, не так ли?)
Разумеется, я и здесь умудрился дать маху. Герцогский дворец в Модене занят Военной академией, и попасть внутрь можно лишь по предварительной записи в воскресенье (вариант пойти туда учиться мы не рассматриваем). Но из Модены за полчаса можно доехать на местном поезде до Сассуоло, а расположенный там летний дворец герцогов Моденских открыт для публики. Как водится, я узнал об этом уже дома, когда махать шашкой было бессмысленно. Для затравки можно поглядеть многочисленные фотографии в Вики:https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Palazzo_Ducale_%28Sassuolo%29
Ну а наш поход по Модене, повторюсь, завершен. Впереди нас ждет Парма.