Внутри Моденского собора у меня практически ничего снять не получилось, придется показывать на чужих фотографиях, а поэтому отложим интерьер на будущее. Пока же зайдем в епархиальный музей, а потом поднимемся на Гирландину.
Имейте в виду, что все ЮНЕСКОвские музеи Модены можно посетить по единому билету: http://www.duomodimodena.it/musei/musei.html. Я, правда, воспользовался лишь половиной возможностей этого волшебного билета, так как залы в Палаццо Коммунале открыты для туристов только в первой половине дня, а до них я добрался аккурат к обеду. Зато соборный музей и Гирландина открыты по разумному расписанию, и поход туда весьма расширил мой кругозор.
Прежде всего и наипаче интересны выставленные в музее метопы, снятые с вершины собора. Еще раз дам фото южного фасада собора:
Видите четыре "квадратика", возвышающиеся над кровлей? У них еще есть пары с северной стороны. Вот эти метопы выполнены около 1130 года еще одним учеником Вилиджельмо (Вы же помните Мастера Сан-Джиминиьяно, Мастера Артура? Они тоже ученики бессмертного скульптора), условно называемым Мастером Метоп. На соборе сейчас стоят копии метоп: подлинные же в 1950 году убрали в музей - от греха подальше, а к туристу поближе. Вы по-прежнему считаете, что средневековье было временем беспредельной добродетели и благоухающей святости? Боюсь, что соборные метопы вас тогда шокируют...Названия указаны в соответствии с подписями в музее
"Девушка и дракон"
"Гермафродит" (а ведь и правда, есть признаки обоих полов)
"Длинноволосый человек" (я бы его вообще йогом назвал)
"Сирена"
"Ихтиофаг" (т.е поедатель рыб)
"Девушка" (да-да, просто девушка; что же её так скрючило, бедолагу)
"Бородачи"
Кто сказал БМ Троеручица? Двушечка вам за оскорбление религиозных чувств! Просто "трёхрукая девушка"
"Антиподы"
Я сейчас переступлю через свои же собственные принципы и заявлю, что моденский епархиальный музей очень даже интересен! Мне не все там удалось заснять, да вроде там и фотографирование не приветствуется.
Мелочь какая-то, всего лишь (!!!) подлинная хартия Карла Великого о даровании каких-то привилегий клирикам Моденского собора (еще старого, нынешний начали строить только в 1099м). Видите собственноручный автограф Карла: крест с буквами KRS?
Реликварий святого Геминиана. В этой золотой рамочке верующим показывали подлинную фотографию кость святого. На всякий случай напомню, что в подлинности мощей именно в этом случае можно не сомневаться: собор изначально был построен над могилой святителя.
Переносной алтарь, которым пользовались епископы Модены в деловых поездках. Обязательный атрибут - mensa, то есть цельный камень, со всех сторон обложен золотыми пластинками (специально даже зеркало установили, чтобы можно было нижнюю золотую часть посмотреть). Утверждалось, что на этом переносном алтаре литургисал сам святой Геминиан, а посему этот предмет вручался каждому епископу Модены при вступлении в должность.
Теперь перейдем к Гирландине. Я, насколько это было возможно, старался до этой поры не показывать вам эту башню, но она все равно упорно лезла в кадр - как-никак 86 метров высоты трудно скрыть)))
Первые пять "квадратных" этажей башни были построены к 1179 году, а в последующие два столетия по проекту одного из Campionesi - Арриго да Кампьоне - были надстроены "восьмиугольные" этажи. Т.о., нижняя часть башни - романская, а верхняя - готическая. Самая вершина украшена двумя мраморными гирляндами, отсюда и название - Гирландина.
В одном из "романских" этажей Гирландины можно увидеть удивительный трофей и по совместительству самое известное ведро в Италии:
Это ведро было вывезено в 1325 году из Болоньи победителями - моденцами (из-за чего два города воевали, не знаю) и повешено в Гирландине в качестве знака вечной воинской славы Модены и для вящего посрамления Болоньи. Болонцы затем неоднократно пытались выкрасть из Модены ведро, чтобы смыть со своего родного города позор. Генри Мортон в своей книге "От Милан до Рима" рассказывает, как его повел в Гирландину итальянский приятель, дабы продемонстрировать реликвию:
"Мы подошли к кампаниле, поднялись на несколько ступеней, когда приятель с изумлением поднял глаза.
Его здесь нет! — воскликнул он. — Что случилось? Мы отыскали смотрителя, и он сказал нам, что secchia rapita — это можно перевести как «похищенное ведро» — недавно было украдено студентами университета Болоньи и только сейчас возвращено студентами Модены. Его пока еще не подвесили на обычное место в башне, но если мы пойдем с настоятелем, он нам его покажет. Он открыл комнату и протянул деревянное ведро, окованное металлическими обручами. Мне сказали, что это ведро — военный трофей: во время сражения 1325 года его захватили в Болонье воины Модены. Вот уже более шести столетий ведро то возвращается домой, в Болонью, то снова занимает свое место в башне Модены"
Во избежание подобных инцидентов в Гирландине вывешена копия ведра, а оригинал хранится в Палаццо Коммунале, куда болонским студентам посторонним входа нет.
В самой верхней комнате Гирландины можно поглазеть в окна, а можно поизучать капители колонн (фото из Вики, у меня плохо получилось)
Капитель Давида - это же Псалмопевец там играет!
Капитель Судей. В одном углу там хороший судья, слушающий ангелов, а в другом - дурной, от ангельских слов уши закрывающий.
Моденский собор бесконечен, так что впереди еще один рассказ о нём.