Случается, что приезжаешь в какой-нибудь город, только вступаешь на его улицы, и тебя будто уносит куда-то. Все становится каким-то нереальным, и ты бродишь по нему как во сне, забыв обо всем, что читал, о чем слышал. Назовем это полным духовным погружением.
Так совпало, что для меня таким городом стал Ассизи, маленький, если не сказать крохотный, городок, который несет в себе какой-то неописуемый эмоциональный заряд. И этот заряд не могут убить даже кричащие на всех языках толпы, заехавшие сюда, чтобы за час-два пробежать по главной улице от церкви святой Клары до церкви святого Франциска. А все потому что Ассизи вне главной магистрали так и остается тихим и спокойным. Наверно, именно эти узкие улочки все еще помнят тихую поступь святых, живших здесь...
Сегодня я наконец-то собравшись с мыслями предлагаю совершить небольшую прогулку по Ассизи
( Свернуть )
Чтобы понять, что я готова написать про этот город, мне потребовалось чуть больше года.
Те, кто давно меня читает, наверно, уже запомнили, что я абсолютно не религиозный человек, а церкви для меня в первую очередь архитектура. И перед поездкой сюда у меня периодически появлялся один и тот же вопрос, мне было очень любопытно, что я почувствую в этом городе, с которым связана история одного из самых почитаемых святых всего католического мира.
Сразу могу сказать, что нет, после поездки я вдруг резко не уверовала, но давайте обо всем постепенно.
Так сложилось, что в этот день нам изначально не везло, и мы так и не смогли провести в городе столько времени, сколько хотелось бы. А дело было в том, что поезд застрял на каком-то ремонтируемом участке, опоздал на час с лишним, в автобус до города не влезли...никто не влез вообще!...ждали полчаса, следующий пришел почти пустой...вышли не на той остановке (хотя от этого мы в некоторой степени даже выиграли, но после ряда неудач в тот момент это казалось фактически смертельным)
В итоге примерно в 12:30 (наш поезд обратно отходил в 19:30 и на него нельзя было опаздать) мы оказались на какой-то из остановок на склоне холма, на котором стоит Ассизи. Вместе с нами из автобуса вышел мужчина лет 40...Он видел, как мы занервничали, когда услышали фразу "ой, извините, я ошиблась...вам лучше было выйти сейчас", произнесенную одной итальянкой.
- Не волнуйтесь...конечно, лучше было выйти на прошлой остановке
- А куда нам теперь идти? я что-то совсем запуталась...
- Идем, по этой улице можно дойти до Санта Клары, я как раз туда и направляюсь
Долгий подъем вверх и наконец мы в Ассизи! Знаете, за свою жизнь я побывала во многих городах на холмах, но почему-то во всех ассизских улицах-лестницах, подъемах и спусках я сразу обнаружила для себя что-то исключительное.
Как и большинство городов в Италии, Ассизи - это наслоение эпох и культур, которое началось еще в 9-8 веках до нашей эры с появлением здесь умбров.
Я уже целый час сижу перед этой фразой и не хочу продолжать, просто говоря о том, кто когда пришел, и кто их прогнал. Мне больше хочется просто рассказать, каким я увидела Ассизи, что почувствовала.
Знаете, что я заметила в первую очередь? То, что Ассизи очень простой город. Конечно, его улочки также запутаны, как и в большинстве средневековых городов. И несмотря на то, что он старше многих городов, Ассизи очень родной. Он не смотрит на тебя с высоты готических колоколен, не душит тебя коридорами темных средневековых улиц, не поражает нагромождением лепнины и скульптуры и не кружит голову невероятными изгибами барочных форм. Его основной материал - это камень...просто камень. Здания в Ассизи не спорят друг с другом, не пытаются выделиться, они как покорные и спокойные монахи-францисканцы, ведущие аскетичный образ жизни, как и завещал их наставник. Они все будто собрались вокруг трех своих духовных ориентиров, которые опекают их. Это святой Франциск, святая Клара и святой Руфин.
Теплая сдержанность - изюминка всей архитектуры города. Даже церковная архитектура здесь очень проста, ей не нужны сложные формы. Это тот случай, когда самая простая форма изначально несет в себе такой мощный заряд, что ей достаточно пары мелких деталей, чтобы поразить всех.
Как уже стало понятно наше знакомство с городом началось с церкви святой Клары.
Несмотря на свое знатное происхождение, а она была из одной из самых богатых семей города, Клара была первой женщиной-последовательницей святого Франциска. Как в свое время и ее духовных вдохновитель, она решила отречься от всех мирских благ и посвятить свою жизнь служению богу.
Церковь святой Клары очень простая. На ней нет огромного количества лепнины, но ведь это правильно, когда церковная архитектура вторит идеям святых, котором она посвящена.
Церковь была построена практически сразу после смерти святой в 1257-1265 годах.
Чуть раньше в городе была построена базилика святого Франциска, которая располагается на другом конце города.
Как и в случае с предыдущей церковью внешний вид базилики очень прост.
Фактически единственным украшением фасада является ажурное окно-роза, окруженное образными символами четырех евангелистов.
Все дело в том, что настоящая красота скрывается внутри здания. Интерьер базилики украшенный фресками известнейших живописцев того времени (в том числе Джотто) открывается зрителю также, как нам открывается красивый внутренний мир нашего собеседника.
Но если внутренний мир еще более менее возможно понять, то душа человека открывается не каждому. Душой этой базилики является крипта с мощами святого Франциска, которая неожиданно гораздо менее посещаема нежели помещения верхней и нижней церквей. Почему так? Я не могу объяснить. Но приехать в Ассизи и не спуститься сюда - это настоящее преступление.
Тут-то я, кстати, и должна сказать о том, что я почувствовала в этом городе. Я снова повторюсь, что я скептически отношусь ко всему, что связано с культовой частью религии, но меня действительно сильно поразила энергетика этого места. Кто в большей степени является ее источником: мощи или люди, собирающиеся здесь, абсолютно не важно. Важно ни с чем не сравнимое единение приходящих, от которого бегут мурашки по коже. Духовная близость абсолютно разных людей со всех концов света. Я даже не могу описать те ощущения, которые испытываешь, находясь здесь.
Кажется, что такое же всеобщее единение царит во всем городе, а больше всего оно чувствуется за пределами основных улиц, связывающих эти две церкви. Но большинство приезжающих просто пробегают от одной церкви к другой и на этом заканчивают осмотр города.
Конечно, на этом пути есть интересные места, основная часть которых сосредоточена на piazza del Comune.
В первую очередь это церковь Санта Мария сопра Минерва. Как становится ясно из названия и главного фасада здания в римский период здесь находился храм Минервы.
Прекрасно сохранившийся портик с шестью колоннами выделяется на фоне простых каменных фасадов.
Рядом с площадью расположена Новая церковь. При ее строительстве архитектор вдохновлялся церковью Сант Элиджио дельи Орефичи, построенной по проекту Рафаэля. Но самое интересное в ней отнюдь не фасад и не планировка, а остатки дома семьи святого Франциска. Полутемный двор-колодец, лестницы и маленькая часовня в одной из бывших комнат.
Несмотря на близкое расположение с основной туристической артерией, церковь чаще остается без внимания. То же самое происходит и с деталями, а они здесь, как и во всей Италии, по своему индивидуальны. Фонари...
...окна, фрески прямо на стенах домов...
...и...рука...в стене. Вот да, просто рука. Я до сих пор в поисках объяснения, в связи с чем она здесь.
А еще улицы, убегающие то вверх, то вниз. Я не представляю, как можно не поддаться соблазну нырнуть в них и затеряться, но у многих получается.
А вот мы не смогли сдержаться и набрели на небольшую церквушку святого Стефана. Говорят, что звон колоколов этой церкви не прерывался во время агонии и смерти святого Франциска.
И опять в улицы вниз, вниз и вниз.
И вот перед нами уже церковь святого Петра.
Шикарная в своей простоте, ее единственными украшениями являются три ажурных окна, которые освещают весь интерьер сооружения.
А совсем недалеко из-за домов вдруг вырисовывается еще одна церковь.
Знаете, это невероятно, когда церковные постройки не выделяются из общей застройки. Не знаю, как вам, а мне они тогда становятся гораздо роднее. Конечно, когда видишь Сиенский собор или флорентийский Дуомо, то просто дух перехватывает, но тут еще роль играет и положение зданий. В Ассизи же наоборот церкви берут за душу именно своей простотой, они не превозносят себя, они просто обыкновенные соседи.
Только глядя со смотровых площадок, замечаешь их то там, то тут, но на улицах они абсолютно не доминируют.
Выше всех церквей города расположился Кафедральный собор святого Руфина.
К сожалению или к счастью, до этого места добираются немногие, а ведь именно его фасад является одним из наиболее ярких произведений умбрийской романики. Порталы обрамлены каменной резьбой с изображениями львов и грифонов. В центральном люнете изображен Христос на троне с солнцем и луной в окружении Мадонны и святого Руфина. Над центральным порталом ажурное окно-роза, поддерживаемое Теламонами и окруженное четырьмя образами евангелистов.
Кстати, стоит упомянуть, что святой Руфин был первым епископом Ассизи.
Собор стал для нас последней точкой прогулки, и хоть Рокка Маджоре манил на к себе...
...но время не оставляло нам никаких шансов, поэтому мы просто двинулись по цветущим улицам слушать как дышат камни.
А они действительно будто вдыхают запахи цветов, которыми увиты балконы и парадные двери.
Ассизи невероятный по энергетике город, в который хочется вернуться просто для того, чтобы увидеть, как внизу в дымке тонут города, а камни золотятся в заходящем солнце и ветер поет о тех, кто ходил здесь до нас. http://me-29.livejournal.com/tag/%D0%98%D1...