Кафедральный собор Мадзары освящен в честь Спасителя (Santissimo Salvatore) и имеет долгую историю. Если у вас ну совсем не будет времени на осмотр города, поглядите хотя бы собор - это самое прекрасное строение Мадзары. Не удивляйтесь смене погоды на фотографиях: начинал я смотреть собор под дождем, а пока находился внутри, ливень закончился, вышло солнце, и началось лето. Молитва даже с фотоаппаратом в руках творит чудеса (это я для заблудшего kolotuhinа пишу)
Собор выходит главным фасадом в сторону моря, но исторически, несомненно, тут была городская стена, а потому места для площади не осталось. Традиционная присоборная площадь, названная здесь в честь Республики, примыкает к боковому фасаду, который я покажу чуть позже.
Главный фасад в своем нынешнем виде - сплошное барокко, но не спешите списывать здание в новодел. При недавних раскопках подтвердилась давнишняя легенда, что еще в византийскую эпоху на этом месте была церковь, разрушенная в 828 году неверными. Собор Мадзары начали строить в 1086 году после освобождения города от сарацин, основателями собора называют графа Рожера I и первого городского епископа Этьена де Руана. В 1477 году епископ Джованни Монтеаперто Кьярамонте пристроил к собору несколько ренессансных капелл. В конце XVII века епископ Пьетро Кастро затеял перестройку собора в стиле барокко. В результате средневековые стены сохранились лишь в апсиде и трансепте, а большая часть объема собора - это барокко, впрочем, не такое уж и плохое.
Но вернемся к главному фасаду.
Ну и главный хит фасад: Рожер I поражает сарацинского вождя
Теперь переходим к боковому фасаду; так уж получилось, что собор выходит на главную городскую площадь боком.
В кадр попала зарешеченная галерея. Мы с вами уже опытные путешественники и понимаем, что перед нами явный признак наличия женского монастыря со строгим уставом. Монастырь этот, правда, относится уже не к соборному комплексу, а к церкви Санта-Катерина, чей фасад тоже попал в кадр (если можно говорить о фасаде сзади); туда мы дойдем попозже.
Если свернуть в арку, можно увидеть апсиду собора. Вот до нее кривые ручки реконструкторов и перестройщиков не добралась - перед нами подлинный XI век и арабо-норманснкий стиль.
Войдем теперь внутрь. Разумеется, здесь апофеоз барокко.
Вот за что я люблю барокко, так это за то, что им можно любоваться без лишних раздумий и попыток "прочесть" сюжет. Здесь важны общие впечаления, вихрь этих впечатлений.
Вот, к примеру, плафон. Разобраться в деталях трудно, но общее впечатление непрекращающегося праздника на небесах передано.
(Как жену чужую, обнимал колонну)
Плавно переходим к пресвитерию. Как потом оказалось, над ним повешено Распятие XIII века, но я им почему-то пренебрёг. Зато поглядите на Страшный суд в куполе, хотя, мне кажется, это довольно новая фреска.
В пресвитерий, увы, не пускают. Мы с j_j_j недавно горячо обсуждали эту необъяснимый запрет на доступ посторонних в пресвитерий в некоторых церквах: почему-то в ряде соборов этот запрет забыли, а в некоторых, как в Мадзаре, блюдут как девичью честь.
Этот нелепый запрет мешает нормально разглядеть скульптурную группу Преображения Господня, а ведь это - работа Антонелло Гаджини (с сыном Антонино, 1532).
Насколько мог, приблизил:
Гаджини же принадлежат и две мраморные статуи слева и справа от Преображения: это - наши славные сицилийские мученицы Агата и Луция, покровительницы Катании и Сиракуз соответственно. Под ними можно увидеть терракотовые статуи, изображающие графа Рожера I (справа), основателя собора, и епископа де Рубеиса (слева), очевидно спонсора всего этого великолепия.
Пространство под Преображением, между Рожером и де Рубеисом, разглядеть издалека очень трудно. Помимо очевидных статуй Марии и Иоанна Крестителя, там должны быть сцены Рождества Христова и Рождества Иоанна Крестителя. Все это плюс Рожер I и де Рубеис выполнены Ферраро да Джулиана в 1500 году. Вот все, что вытянул мой фотоаппарат:
Ну а накрыто это сооружение балдахином с парящими путти:
Обратите внимание на алтарь; его передняя сторона - серебряная чеканка XVII века. Перед нами идеальное палаццо с фигурами Христа, Богородицы, Франциска Ассизского, Антония Падуанского и святого Вита.
Ну а на боковых стенах пресвитерия почти что современная живопись (Розарио Спаньоло, 1913):
Неоклассический алтарь в левом трансепте:
Ба, да это снова Гаджини!
Киворий был выполнен Антонелло Гаджини в 1530 году. Мои читатели - люди знающие: так что назову лишь правую фигуру - это святой Бенедикт, остальных сами прекрасно узнаёте)))
Здесьже в трансепте можно увидеть фигуру святого Викентия Сарагосского:
По разным версиям, это - работа либо все того же Гаджини, либо не менее славного Лаураны (все-таки не удержусь и напомню, что в Палермо работы этих авторов, кроме церквей, можно увидать еще и в палаццо Абателлис).
Перейдем теперь в правый трансепт.
Капелла св. Таин (1610-1778):
Капелла Богородицы помогающей (Madonna del Soccorso):
Уж и не знаю, исцеляет ли эта статуя по сию пору, но доподлинно известно, что это - опять-таки работа Гаджини, а именно Доменико Гаджини:
Здесь же в правом трансепте в одной из ниш можно увидеть Христа Пантократора - маленькую фреску XIII века. Сфотографировать ее не получилось - придется вам ехать сюда самим)))
"Многое и другое сотворил Гаджини; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" Увы, в этом самом месте ко мне подошел смотритель и ласково попросил меня пойти на три буквы, т.е. вон. Имейте в виду, Мадзара - город не слишком-то балующий туристов, а посему собор закрывается на обед очень рано - в 12-00.
Зато позже уходят обедать работники местного Епархиального музея, и вот туда мы направимся в следующий раз.