У меня еще не было на руках билетов до Италии, когда я открыл для себя книгу "Легенды Флоренции", написанную американским фольклористом Чарльзом Годфри Леландом. Первое издание была выпущено более 100 лет назад - в 1895 году. Случайно для себя я скачал отсканированную копию того самого года выпуска - с пожелтевшими страницами и непривычными для современного человека английской грамматикой.
Согласно автору, это сборник поверий, который он услышал от флорентийцев. Некоторые из них шуточны, некоторые откровенны страны с точки зрения современного человека. Ходят ли эти легенды в народе сейчас? Хотелось бы знать, однако в то, что рассказывает Леланд, люди когда-то верили. Более того, некоторые из рассказанных им легенд я встречал и в других источниках, посвященных жизни Флоренции.
Так как книга была на английском языке, то вечерами я переводил для себя некоторые из легенд. Когда в августе я наконец оказался в Италии, то смог провести любимой девушке индивидуальную экскурсию "Мифы и легенды Флоренции", как сейчас это популярно называть. Вернувшись, я вдруг подумал: почему бы не опубликовать некоторые из этих историй? В итоге у меня получился этот небольшой пост, который я изначально даже не собирался писать. Увы, у меня нет собственных фотографий всех мест, которые я описываю, но надеюсь, это не такой большой недостаток. :)
1. Гоблин улицы Via del Corno.
Рядом со знаменитым Палаццо Веккьо проходит небольшая улочка, получившая название Via del Corno, что значит улица Рога. Откуда же такое название?
Давным-давно здесь был дворец, где помимо хозяина обитал гоблин. (Надо сказать, что гоблины - типичный сказочный герой флорентийских поверий). Как ни странно, синьор и гоблин были друзьями, хоть дружба эта была и своеобразна. Гоблин тешил хозяина музыкой, они пели дуэтом, рассказывали друг другу истории и пили Кьянти.
Тем не менее, молва о странном существе распространялась, и люди стали сторониться этой улицы. Кроме того, ни слуги, ни возлюбленные синьора не могли ужиться вместе с гоблином, и поэтому в доме всегда были лишь они двое.
Но однажды гоблин сказал своему другу: «Мне жаль, что такой верный товарищ обречен завтра утонуть».
- В Арно недостаточно воды, чтобы утонуть и утке, - ответил синьор.
Гоблин подошел к окну, взглянул на звезды, присвистнул и сказал:
- Как я сказал, судьбой предначертано, что ты утонешь завтра. Но есть спасение. Возьми этот горн и носи его на шее весь день. Если почувствуешь себя в беде, протруби в него Тогда ты будешь в безопасность и не утонешь.
Сказав это, он отдал рыцарю горн, выпил вина, вытер губы, поклонился на ночь и исчез.
Лорд был испуган предсказанием. На следующий день он не пошел к реке Арно, несмотря на то, что во Флоренции стояла жара. Он отказался от похода в ванную и даже умывался с испугом. Его не покидала мысль, что враги вломятся в дом, свяжут и бросят его в водяной поток.
В его палаццо была маленькая потайная комната, которую знал только он. Хозяин дома решил спрятаться там. Но он не догадывался, что под чуланом находится большущий бак с вином. Именно в него он и провалился, когда запрыгнул в чулан, пол в котором прогнил.
Синьор закричал о помощи, но никто не приходил. Уже отчаявшись, он вспомнил про горн. Бедняга протрубил в него, и из горна вышел ужасающий звук, который был слышен далеко за пределами Флоренции. Со всей города пришли люди, чтобы выяснить, что же случилось. Они и помогли синьору спастись и выслушали его рассказ.
Вечером гоблин предстал перед синьором и сказал:
- Мой сын, это наш последний вечер вместе. Ты спасен, и я осуществил свой долг. Когда-то я был человеком, и ты спас меня от убийц. Я клянусь, что буду присматривать за тобой.
Гоблин пообещал, что лорда скоро ждет счастливая свадьба. (Поэтому-то он и мешал ему жениться раньше). Он сказал, что если ему нужна будет помощь, то он должен протрубить в горн, но делать это можно только в его палаццо и только после полуночи. Затем гоблин навсегда исчез.
Лорд женился и жил долго и счастливо. Он поместил горн на свой герб, и оттого всю улицу, где стоял его палаццо, прозвали Via del Corno.
2. Легенда Croce al Trebbio
Рядом с церковью Santa Maria Novella есть маленькая площадь Croce al Trebbio, на которой сейчас можно найти колонну с распятием.
Там где она ныне стоит, в древние времена был дворец, принадлежавший одной из древнейших семей Флоренции. Так случилось, что этот знатный род прервался.
Вскоре после смерти последнего хозяина, дворец перешёл к другим трём семьям. Говорили, что в первую ночь новые жильцы услышали звук, будто кто-то вставляет в замок ключ, открывает дверь и с ругательствами поднимается. После этого в столовой показался высокий, блестяще одетый мужчина с мертвенно-бледным лицо и страшным блеском в глазах, словно в них горел некий голубоватый огонек.
Войдя, он осыпал ругательствами слуг за то, что те не приготовили ужин, и начал разбивать посуду. Не раз видели его в этом доме. Если кто-то оставался спать в палаццо, то на утро его либо находили мертвым, либо он проживал еще пару дней и умирал. Постепенно опустел не только этот дом, но и рядом стоящие.
Дворец стали обходить стороной не только добропорядочные люди, но и те, кому, казалось бы, бояться нечего. Когда флорентийцы слышали вечерний звон колокола, означавший, что всем пора расходиться по домам, на улицах оставались лишь гвардейцы и непослушные молодые люди. Часто бывало, что эти компании прятались от стражи в старом палаццо. Однако, оставшись раз, они боялись туда возвращаться вновь.
В то же время во Флоренции жил один мужчина, смелый и набожный, но очень бедный, из-за чего он оказался на улице вместе с женой и 8 детьми. Он обратился в Синьорию, и её члены, обеспокоенные ситуацией с тем палаццо, предложили ему, как человеку храброму, его занять. Они полагали, что в палаццо находится сокровище - если бедняк найдет его, то может оставить себе.
Мужчина согласился. (Да и был ли у него выбор?). Но по пути к палаццо он купил веточки оливы, соль, ладан и изображения святых. Едва переступив порог своего нового дома, наш герой обрызгал его весь святой водой, молясь в это же время.
В первую же ночь появился призрак этого самого этого щеголя, который напугал всех предыдущих жильцов. Он поднялся по лестнице, но понял, что не может идти дальше, так как дом был освящен. Страшные звуки вырвались из его груди. Но бедняк не испугался. На следующий день он вновь освятил дом. Более того, он нашел часовенку в палаццо и пригласил туда священника, чтобы тот совершил мессу за упокой духа.
При палаццо был сад, где обычно играли дети нового хозяина. Во время своих игр, они внезапно нашли разбитое распятие с Христом, зарытое в землю. Дети его собрали по кусочкам и отнесли в покои, где начали петь гимны. В этот момент в дверь постучали. Вошла женщина. Её лицо было покрыто, хотя было заметно: она плачет при виде детей. Женщина промолвила: "Оставайтесь такими как есть, и Бог будет любить вас". Она раскрыла детям бедняка тайну ночного посетителя этого палаццо.
Хозяин дома был игроком и богохульцем. Однажды он вернулся домой после крупного проигрыша и в порыве ярости сломал распятие и выбросил в сад. Вскоре он почувствовал, что умирает и закопал в саду сокровища. «Любите Бога, и вы найдете их», - сказала женщина и исчезла.
Во весь опор дети побежали к отцу и поведали ему о необычном видении, которое привиделось им. Бедняк сказал, что это Дева Мария явилась им.
В полночь священник совершил мессу, когда вновь явился призрак бывшего хозяина палаццо. Он сказал: «Это я разбил крест, и за это проклят». Не глядя на него, священник начал брызгать святой водой. В эту секунду прогремел гром, и весь дворец превратился в груду камней. Остался лишь крест, возвышавшийся в саду. Когда на следующий день бедняк вместе с семьёй расчищали завалы, то под крестом они нашли клад.
Синьория оказалась права, а бедняк превратился в богача. В память об этом он и поставил колонну на месте проклятого дома.
На самом деле колонна здесь была поставлена в 1338 году, заменив другой монумент 1224 года, посвященный Святому Зиновию, первому епископу Флоренции, и святому Амвросию.
3.Улица потерянных слуг.
Между Piazza della Signoria и площадью у церкви Санта-Кроче есть еще одна любопытная улица - Улица Via del Parlascio, как она зовётся сейчас. Когда-то жители называли её Via delle Serve Smarrite, что значит «улица потерявшихся слуг».
Давным-давно здесь был огромный старый дом, в котором никто не хотел жить, так как считалось, что там собираются ведьмы и бесы. Звук цепей, раскаты страшного смеха в полночь, голубые и зеленые огни в окнах – все это видели и слышали те, кому доводилось после захода солнца проходить рядом.
Всякие сомнительные люди хотели прибрать этот дом к своим рукам. Но все кто туда заходил, уже не выходили. Если и замечали, что кто-то покидает дом, то всегда это были молодые и красивые служанки. Причиной тому было следующее.
Бывало так, что знатные флорентийцы отправляли какую-нибудь свою служанку на рынок. Молодая девушка по пути встречала старую женщину, которая заводила с ней разговор, а потом уверяла её, что служить кому-то – это дело низкое. Она говорила, что поможет девушке выйти замуж за одного знатного синьора - не жизнь, а мечта. И часто этот трюк работал.
Девушек приводили в этот самый дом, который был некрасив снаружи, но блестящ внутри. Служанок там встречали по-королевски, но в какой-то момент они понимали, что стали такой же собственностью хозяина дома - колдуна, занимающегося страшными вещами.
В конце концов исчезновение девушек стало таким частым, что люди заговорили об этом. Один смелый мужчина решил разгадать эту загадку и выяснить причину. Вечером он оказался рядом с палаццо и услышал страшные звуки вперемешку с женским смехом. Он взобрался по стене и увидел в окне много красивых, едва одетых женщин, которые, несомненно, занимались колдовством. Ему так понравилось увиденное, что он решил попасть внутрь.
Мужчина спустился вниз, где внезапно столкнулся с той самой старухой, заманивающей служанок. Молодой человек дал ей денег, чтобы та впустила его и расскрыла тайну. Какого было его удивление, когда он узнал в старухе свою кормилицу, которую не видел много лет и которая его любила.
Она рассказала ему всё, что знает о странном палаццо. Дело в том, что долгое время старуха сама была здесь слугой, но, несмотря на хорошее жалованье, устала от зла, которое творится в этом месте. Старуха также добавила, что если молодой человек хочет зайти внутрь, то сейчас самое время: колдуна, хозяина дома, как раз нет дома.
Войдя, юноша был поражен красотой дома и красотой девушек. Заговорив с одной из них, которая ему больше всего приглянулась, он выяснил, что она с радостью бы бросила это место.Того же хотели и остальные, но все они боялись колдуна.
Тогда синьор обратился ко всем и сказал, что скоро сюда прибудет стража. Он посоветовал им собрать свои вещи, взять как можно больше ценностей из дома и бежать. Как
только он это произнёс, началась возня и сборы. Каждая хотела ухватить что-то ценное, и порой дело чуть не доходило до драки.
Внезапно все замерли, так как на пороге появился колдун. Он громовым голосом спросил, что же все это значит. Среди этого кавардака вперед выступил молодой человек. Колдун не ожидал встретить его здесь и опешил, так как признал в нем доблестного юношу, которого поддерживала стража.
В этот момент служанки все вместе набросились на своего хозяина и связали его. Синьор сел во главе стола и предложил девушкам сесть рядом с ним, чтобы решить судьбу колдуна.
Он был признан виновным в том (!), что лишил других холостяков общества этих красивых дам. Но так как он никого не убил и не украл ничего, ему разрешили уйти и заниматься своим колдовством в другом, менее христианском городе с условием, что свои богатства он разделит меду бедными девушками.
Так и произошло. Золото разделили, и оно было так велико, что скоро девушки вышли замуж за благородных людей и жили счастливо.
4. Колонна на площади Santa Trinita
При герцоге Козимо Медичи (памятник ему можно увидеть на фото) Флоренция укрепила свои позиции на карте Италии. При нём Сиена была присоединена к герцогству Тосканскому. В 1554 году состоялась битва при Марчиано, в которой Флоренция одержала победу над Сиеной. По преданию, весть об этом Козимо услышал на площади Santa Trinita.
В память о том дне сюда была привезена колонна из терм Каракаллы в Риме - подарок Папы Пия IV герцогу Козимо. Столб высотой 11 метров венчает статуя, изображающая богиню Правосудия с чашами весов в руках. Именно с этой колонной и связаны следующие легенды.
Однажды бедную девушку арестовали за кражу браслета или какого-то другого украшения, стоящего баснословную сумму денег, и бросили в тюрьму. Украшения найти не смогли, однако слухи были достаточной почвой для обвинения, суда и пыток. Кроме того, считали, что Провидение всегда спасает невиновных, поэтому если человека повесили, значит, тем или иным образом он в своей жизни это заслужил.
Девушку казнили и про неё забыли. Но спустя время какому-то рабочему потребовалось подняться на самый верх колонны Santa Trinita, где он обнаружил, что сорока или галка устроили гнездо. Именно там и нашли пропавшее украшение. Вот такое правосудие.
Существует еще одна флорентийская легенда, связанная с этим местом.
Колонна на площади была местом сбора фей, или ведьм. Под её пьедесталом они собирались и обсуждали свои дела. Когда во Флоренции кого-то бросали в тюрьму, одна из ведьм под видом магистрата опрашивала этого человека. Если он говорил правду, они спасали его, если же врал, то они оставляли его пропадать за решеткой.
Здесь, под колонной, они веселись иногда в компании своих смертных друзей.
Их главой была замужняя, которая всегда держала при себе пару весов. Когда этим ведьмам нужно было решить чью-то судьбу, они взвешивали, сколько добра и зла сделал этот человек. Таким образом они и решали судьбы.
Часто бывало, что заключенный был молодым и красивым человеком. Тогда эти ведьмы подземными путями выводили осужденного их тюрьмы в место своего сбора под Santa Trinita и весело проводили там с ним время.
Но горе тем, кто предавал их. Их превращали в котов и мышей, и им приходилось жить в подвалах старого гетто.
5. Palazzo Nonfinito - Незаконченный дворец
Это, пожалуй, одна из наиболее известных легенд Флоренции, связанная с не менее известным зданием, что стоит на пересечении улиц Via del Corso и Via del Proconsolo.
Синьор Алессандро Строцци имел друга, который, умирая, оставил ему на попечение своего сына. Отец завещал ему всё своё состояние и наказал не тратить его и жить дружно со своим отчимом.
Но как только он умер, его отпрыск пошел в разгул и нырнул в мир азартных игр, связавшись с плохой компанией. Дьявол, который ведется в каждой игре, обманул и обольстил юношу. Он заключил с ним сделку, по которой бес работал на него сто лет, а взамен юноша должен был отдать ему душу.
Парень стал крупно выигрывать. В конце концов ему надоел сам вид карт. Некоторое время он занимал черта разной другой работой: заполучить девушку, построить башню, отправить его в Индию за бриллиантами.
Наконец молодой человек решил прогнать беса. Чертенок был глуп, да еще стал назойлив и самолюбив. Он постоянно просил новой работы, чтобы продемонстрировать свои силы, и постоянно появлялся в самый ненужный момент. В голове юноши начал созревать план, так как он уже тогда заметил, что бес боится изображений святых и святой воды.
В это самое время молодой человек влюбился в дочь своего наставника Алессандро Строцци. Юноша попросил её руки. Отец девушки согласился, но дал условие: в течение года жених должен построить дворец на углу улицы Via dei Proconsolo. Строцци в душе не одобрял брак и надеялся, что за год что-то изменится.
Тогда юноша сказал бесу, что хочет устроить финальную, большую игру. Если бес построит ему дворец, как молодой человек ему скажет, то он больше может на него не работать. Если же нет, то их договор будет разорван.
Дьявол выполнил условие. Днем палаццо строили чертята, одетые как рабочие, а ночью невидимые бесы. И все жители Флоренции удивлялись тому, что здание растет на дрожжах.
Когда прошло шесть месяцев, бес сказал:
- Теперь скажи мне, как украсить дворец, так как всё остальное почти закончено.
- О да, хорошо. Это может быть немного сложно, но я даю тебе слово честного человека, что я не попрошу тебя о чём то, что не может сделать любой художник этого города.
Бес был рад услышать это, так как он боялся, что ему прикажут сделать невиданное чудо.
- Чего же ты хочешь?
- Это очень просто. Моя будущая жена - женщина крайне набожная. Поэтому, я хочу, чтобы над входной дверью было изображено Святое Семейство, Троица, Дева Мария и ребенок. Над каждой дверью та же тема должна повторена в золоте и освящена святой водой. Потолки следует украсить изображениями святых.
- Иди к дьяволу со своими святыми! – проорал бес.
Это была глубокая ночь, когда произошла ослепительная вспышка света и послышался неземной звук. Бес, превратившись в сову, вылетел через окно в дождь, воя по сторонам “Mai finito”.
И говорят до сих пор маленькая сова садится на крыше дворца и кричит: «Незаконченный! Незаконченный!».
(Дом Микеландело - Casa Buonarroti)
6. Призрак Микеланджело
Каждый, кто читал о жизни Микеланджело, обращал внимание на то, что он не был особым охотником до девушек. Поэтому в народной традиции его воспринимали как духа, доброго, но мучающего влюбленных. Вот следующая легенда:
Дух Микеланджело часто видели ночью в лесу. Обычно он брёл и распевал песни. Когда же он встречал влюбленных, спрятавшихся и уверенных, что их не найдут, он начинал петь еще громче. Застигнутые врасплох, влюбленные пытались убежать, но обнаруживали, что некая таинственная сила не даёт им сделать этого. В конце концов, дух художника громко смеялся, и его жертвам наконец удавалось скрыться от своего мучителя.
Забавы Микеланджело распространялись не только на влюбленных, но и на своих товарищей - художников. Бывало, девушка-художница начинает писать картину на улице или в лесу. Призрак подходил сзади и мешал её работе, делая так, что полотно выходило из рук вон плохо. Бедная девушка начинала злиться, а дух Микеланджело лишь только смеялся и пел, причём пел красиво. Художница оборачивалась, но не видела никого. Испугавшись, она бежала домой, но пение над её ухом не прекращалось. Но самое удивительное заключалось в том, что, зайдя домой, она обнаруживала, что рисунок не только не испорчен, но и закончен рукой самого Микеланджело.
7. Явление Данте
Всякий, кто бывал во Флоренции, замечал, насколько здесь почитают Данте Алигьери - одного из главных поэтов Италии. Неудивительно, что он оставил свой след и в преданиях, сложенных народом.
Считается, что если кто-то страстно любит поэзию, то он должен досидеть до ночи на скамейке на площади у Santa Croce, где стоит памятник автору "Божественной комедии", или у другого места, где часто бывал Данте. Следует прочитать его стихи и позвать Данте, и тогда к вам подойдёт мужчина и сядет, как обычный человек, на лавочку. Это и будет Данте.
Говорят, что если в любом общественном месте, на отдыхе, или в гостинице, поэт читает стихи Данте, то дух великого итальянца всегда среди слушающих. Либо в образе бедняка, либо знатного человека – всё зависит от места.
8. Дух Ponte Vecchio
Те, кто после полуночи идут по мосту, порой могут увидеть человека, который выглядит то как стражник, то как попрошайка. Обычно он стоит, наклонившись над мостом.
Если у него спросить что-то вроде «Кто ты?» или «Что ты делаешь?», то ответом будет тишина. Но если к нему обратиться с вопросом «Кто я?», он начнет очень громко и звонко смеяться так, что люди, живущие в ближайших домах, проснутся. Однако его не боятся, так как это добрый дух, и люди верят, что он их охраняет.
Он действительно сторожит тех, кто в него верит. Его достаточно попросить охранять дом или магазин, и он будет это делать. Если же кто-то вломится в одну из лавок, которая расположена на мосте Ponte Vecchio и которую он охраняет, то дух дождется, пока грабители сделают своё дело. И уже тогда он начнет кричать “Al ladro!”, то есть «Вор!», до тех пор, пока грабителей не поймают.
9. История Porta San Niccolo
Те, кто сейчас хотят подняться на знаменитую Площадь Микеланджело, обычно проходят мимо старых ворот San Niccolo - свидетельство того, что здесь когда-то проходила городская стена. В те времена, когда Флоренция была еще окружена крепостью, произошла следующая история.
Один мужчина однажды шел в долину Арно с шутником по имени Барлаккио. (Насколько я смог узнать, это был реально существующий глашатай времен Лоренцо Медичи, которого звали Domenico Barlachia)
Возвращаясь, они остановили в Bagno a Ripoli, что совсем рядом с окраиной города. Мужчине пришлось задержаться, а Барлаккио пошел вперед. Время было позднее и, хотя Барлаккио успевал до закрытия ворот, второй человек рисковал прийти тогда, когда их закроют на ночь. Поэтому он попросил его: «Посмотри, чтобы все было в порядке с воротами», имея в виду, чтобы тот по дружбе или за деньги договорился с охраной.
Этот шутник пришел к Porta San Niccolo и действительно спросил, все ли в порядке с ними: хорошо ли они стоят и не упадут ли они. Он сказал, что делает это по просьбе друга, который занимается проверкой мостов и ворот. Более того, Барлаккио получил бумагу, подтверждающую, что все в порядке. После этого он со спокойной совестью пошел домой.
Зная, что его друг сделает все, как надо, задержавшийся в пути мужчина, не спеша, ехал на своем осле. Но, подъехав, к воротам обнаружил, что никто не впускает его и ворота закрыты. Разозлившись, он отправился на постоялый двор.
Поутру он пришел к воротам и спросил, был ли тут Барлаккио. Ему ответили, что тот приходил и очень тщательно изучил ворота.
В то же день, этот мужчина нашел на площади Синьории Барлаккио, обвинил его в нечестивом деле и устроил скандал. На шум сбежались все, кто был на площади, и устроили самосуд. Когда же рассмотрели все факты, поднялся такой смех, что, казалось, гвельфы и гибеллины (две враждующие партии Флоренции) объединились. А Барлаккио избежал какого-либо упрека.