Про музеи Ватикана писать и легко, и сложно. Легко, потому что фотографии и упоминания имен художников говорят сами за себя, а сложно, потому что в музеях этих хранится невероятная по количеству и ценности масса сокровищ, и как, когда и в каком порядке их смотреть абсолютно непонятно. И поскольку, маршрут по всем музеям это 7 (а кто пишет - 9) километров, то тут только на то, чтобы пройти затратишь энергию, а чтобы еще посмотреть сокровища в 1400 залов 20-ти музеев, сил не хватит точно. Как-то я себе это менее масштабно представляла)
Макет Ватикана
Недели на то, чтобы каждый день ходить в Ватикан, нету, поэтому приходится выбирать. На разных сайтах свой рейтинг того, что нужно увидеть в первую очередь. Честно, мы так неожиданно собрались в Италию, что почти ничего про Ватикан не читали, решили сообразить на месте. Но сделать это очень сложно. Когда попадаешь внутрь, глаза разбегаются, и хоть где-то в подсознании бьется мысль о том, что надо увидеть Рафаэля и Сикстинскую капеллу (что же ее расписывал?)), на деле понимаешь, что не знаешь откуда начать. А все утроено хитро, чтобы увидеть Рафаэля и Сикстину, надо пройти почти все музеи, и тут надо «фильтровать», иначе все главное воспринять будет очень сложно. Можно взять аудиогид в кассе, наверное, там предлагается определенный маршрут. У нас был с собой гид от izi-travel, который четко скомандовал: Идти в музей Кьяромонти! - и мы пошли, хорошо, когда кто-то тобой командует, и не надо самой думать)
Музей Кьяромонти - это три зала римских и греческих скульптур. Кьяромонти - потому что его основал папа Пий Седьмой из семьи Кьяромонти. Все три зала показывать не буду)
Полы - мозаики 1 в. н.э.
Потом по указаниям аудиогида (кстати, где в отзывах на него видела, что кому-то он понравился больше, чем гид, выдаваемый в музее) идем дальше, вернее, немного обратно. Хотя я обычно слежу, куда иду, пытаюсь представить это на карте, но здесь, как только мы вошли в Ватикан, я потерялась совершенно и слушалась гида и только иногда отвлекалась чуть в сторону, боясь потерять дорогу обратно. В общем, если потеряться и начать искать тут друг друга, боюсь, можно никогда не увидеться) Лабиринт еще тот)
Мы вышли во дворик Ватикана, дыхнуть воздухом и поглазеть на то, что там есть, а там есть вот такой фонтан, и сам Дворик называется Двор Сосновой Шишки.
А еще вот такой крутящийся золотой шар, установленный в 1990 г. Смысл его какой-то вселенско-планетарный, но мне кажется, что не особо он вписывается в Ватиканские коллекции.
Дальше 8-угольный портик музея Пио-Клементино, и там 2 знаменитых скульптуры: Аполлон Бельведерский собственной персоной и Лаокоон с сыновьями. Аполлон прекрасен и холоден, Лаокоон несчастен, да и вообще во всем дворике не особо комфортно от глядящих отовсюду недружественных физиономий.
Лучше мы пойдем в Зал муз. Когда-то я очень часто читала Куна и разглядывала иллюстрации со скульптурами, и, кажется, всех знала. Теперь уже почти ничего не помню. А вы, мои образованные, подскажите, что за муза такая на фотке?
Пока я снимала муз, не заметила скульптуру в центре. А гид потом рассказал, что там был Торс Бельведерский – который был источником вдохновения для многих скульпторов, и Микеланджело называл себя «учеником Торса». Но я не художник, и даже не обратила на него внимание, даже на фотках его нет)
Зато есть Ротонда с огромной ванной для омовений из дворца Нерона и позолоченным Геркулесом, найденным под пеплом Помпеев.
А дальше Зал греческого креста, названный так по его форме. В нем мозаика Афина и 2 порфировых саркофага, сделанные из цельного куска камня.
Галерея канделябров. Тут кроме них еще куча всяких мозаик, статуй, саркофагов. Некоторые, самые запомнившиеся.
А дальше бальзам на душу любого картографа – зал географических карт. Тут я поподробнее с вашего позволения) В конце 16 в. папа Григорий Двенадцатый сделал заказ художникам нарисовать карты регионов Италии, бывших и существующих под папской властью. И, вуоля, через 3 года были готовы 40 фресок. Тут и карты регионов, и городов, и еще они украшены кораблями и морскими чудовищами. И все подчиняется географическому принципу: слева – западное побережье, справа – восточное. И это 16 век!
А дальше – самое главное.
Станцы (комнаты) Рафаэля. Папа Юлий Второй при переезде из апартаментов Борджиа поручил Рафаэлю расписать 4 небольших комнаты, они должны были стать парадными залами дворца.
Фреска "Встреча Святого Льва I Великого с Аттилой"
Фреска "Диспут о Таинстве Причастия"
Это фреска называется "Афинская школа»" (Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона. Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена, Пифагора, Сократа, Гераклита, Евклида и пр. Кстати, Платон очень похож на Леонардо да Винчи, а Гераклит на Микеланджело, а себя Рафаэль изобразил в виде юноши, говорящего с Птолемеем.
Фреска "Пожар в Борго"(1514 г.) По легенде, папа Лев IV потушил в 847 году своим благословением страшный пожар.
А теперь через апартаменты Борджиа (самой мрачной фигуры папства - развратника и убийцы) идем в Сикстинскую капеллу, в которой снимать нельзя и про которую я расскажу позже, ибо и так уже пост раздулся до невероятных размеров.