Чтобы попасть в клуатр - сердце монастыря - в Кьяравалле придется "заступить за флажки" и войти в дверь, на которой написано Sagrestia. Вопреки написанному на двери, за дверью ждут туалет и клуатр.
(Напомню, стоял густой туман)
Среди читателей есть любители заплетенных колонн, вот и им будет праздник:
Колонны и капители клуатра очень просты и строги. Исключениями являются капители пилонов, поддерживающих внутреннюю сторону галерей. Здесь мы в который уж раз погружаемся в волшебный мир средневековых монстров и не только...
Уже не капители, но не менее интересны:
Окна и дверь зала капитула:
Не знаю, как вам, дорогие читатели, а мне всегда интересно, как сквозь глухую стену религиозных ограничений и прямых запретов, "прорастает" прекрасное.
В зале капитула и в дормитории развернута маленькая экспозиция, посвященная Кьяравалле в частности и цистерцианскому ордену вообще. Например, выяснилось, что правила ордена четко и однозначно запрещали устройство обителей в городах и даже деревнях - только в пустынной местности (именно поэтому в данном блоге цистерцианцев и не было еще ни разу)! Как же монастырь Трех источников в Риме, спросите вы? Дело в том, что это сейчас до Трех источников надо идти по городским улицам от станции метро, а еще сто лет назад там были безжизненные малярийные болота. Более того, в пределах одного дня пути от монастыря в округе не должно было быть иных церквей, часовен и кладбищ. Цистерцианцам, как и другим орденам, довольно часто доставались, в качестве даров или по завещанию, земельные угодья. Но ради соблюдения этого правила про один день пути цистерцианцы скрупулезно обменивали или продавали-покупали земли таким образом, чтобы все их угодья оказывались в пределах этого "священного радиуса". Получившиеся компактные (и немаленькие, заметьте!) земли превращались в "гранж" - так назывались тогда большие фермы. Монахи жили непосредственно в центре гранжа - в монастыре, их дни и ночи были посвящены по большей части молитвам, а так называемые братья-лаики были разбросаны по домам в пределах гранжа и вели обычную крестьянскую жизнь (а также могли жениться и рожать детей). За единственным исключением: на воскресенья и праздники все крестьянские труды откладывались в сторону, братья-лаики шли в монастырскую церковь (отсюда и пошло правило про "один день пути") и присоединялись к монашеским богослужениям. Цистерцианские правила прямо предписывали монахам относиться к братьям-лаикам как к равным. Довольно часто остававшиеся еще не закабаленными по недосмотру местных феодалов крестьяне сами продавали свои земли цистерцианцам: братья-лаики не несли феодальных повинностей, не призывались к воинской службе, да и относились к ним монахи по-человечески.
Зал капитула выглядит так:
А это дормиторий:
На этом наша экскурсия по монастырю Кьяравалле-делле-Коломба заканчивается. Для желающих там есть еще эрбористерия - судя по названию травница, но на самом деле магазин по продаже крепких напитков. Я не рискнул что-то потреблять, так как на обратном пути меня вновь ждал густой туман и безумный тракторист.