Как показывает практика, чтобы не затягивать с фотоотчётами о путешествиях, их надо хотя бы частично делать в ходе самого путешествия. Как договаривались когда-то - те, кто читает меня многогрешнаго не ради картинок, этот пост могут промотать.
Итак, Сиена. Могущественный тосканский город средних веков, который был настолько подкошен Чёрной Смертью 1349-54 годов, потеряв четырёх из каждых пяти жителей (80% населения!), что как бы законсервировался в Средневековье, не подвергнувшись массивной перестройке в "возрожденческие" XIV-XV века и далее в Новое время. Достаточно сказать, что на центральной площади Пьяцца-дель-Кампо до сих пор лежит кирпичная мостовая, положенная в 1349 г.
Итак, Сиена. Когда-то это была северо-западная часть внешней стены города - до последнего поражения независимой Республики Сиена от флорентийцев и испанцев в середине XVI в.
Визуальный символ Сиены - конечно, Пьяцца-дель-Кампо, одна из самых известных средневековых площадей Европы, увенчанная Торре-дель-Манджа - третьей по высоте светской (не церковной) башней в Италии (высота 88 м), построенной в 1338-1348 гг. и примыкающей к Палаццо Пубблико - зданию городской ратуши.
Напротив ратуши на площади имеет место Фонте-Гайя - фонтан, вода для которого поступает по сложной системе труб, точное расположение которых утрачено. Говорят, что вода проходит 25 км, прежде чем попасть в фонтан - в средние века ничуть не декоративный: это был общественный источник воды для повседневных нужд сиенских горожан. Сам водовод был закончен в 1342, а нынешний вид обрёл в 1419, когда вокруг него построили вот эти декоративные мраморные панели. За века они пришли в небрежение, и в 1858 скульптор Тито Сарокки заменил их точными копиями первоначальных работ XV века. Впрочем, голуби усердно работают над химическим разрушением и этих копий тоже.
Мостовая Пьяцца-дель-Кампо была, как я уже доложил, уложена в 1349 г. Площадь представляет собой своего рода котлован между склонами двух холмов, и кирпичи уложены девятью секторами разного оттенка, сходящимися возле башни Манджа.
Гордая верхушка башни надстроена. Самая верхняя часть, Капелла-ди-Пьяцца - это часовня, воздвигнутая на огромной высоте в 1352 г. в честь Девы Марии по обету тех сиенцев, кто пережил Чёрную Смерть (а пережил её только один сиенец из пяти, как я уже доложил). На вершине часовни установлен колокол, и первым его звонарём был назначен некто Джованни ди Бальдуккьо, по прозвищу Манджагваданьи ("Пожиратель прибытков") - считается, что он очень много тратил на еду, т.к. любил покушать. Отсюда и название башни, Торре-дель-Манджа - "Башня Пожирателя".
Поворачиваю на запад, выходя с площади...
И утыкаюсь в толпу людей, которые, кажется, фотографируют именно меня.
Но нет - конечно же, они снимают вот этот впечатляющий вид на Пьяцца-де-Кампо за моей спиной.
Сиена - это три холма, чьи гребни сходятся к Пьяцца-де-Кампо. По сторонам этих гребней средневековые улички спускаются круто вниз.
Пятнадцатый век? Шестнадцатый? В Сиене после флорентийского завоевания середины XVI века оставалось не более восьми-десяти тысяч жителей из прежних сорока. Строили мало. Так что средневековые постройки не сносили, почему центр города и сохранился почти нетронутым...
А вот на вершине третьего холма показался Дуомо ди Сиена, Сиенский собор (1262) - сверкающее белым и чёрно-зелёным мрамором романо-готическое сооружение.
Подходя к нему со стороны центральной площади, видишь только детали, углы, максимум - часть фасада.
Это, собственно, тоже вид на собор :) Он на заднем плане.
Молодёжь и туристы из Азии, туристы из Азии и молодёжь.
Гордому городу не хватало готического собора XIII в. - и в XIV-м они начали строить Дуомо Нуово, новый собор. Старый собор должен был, по плану, оказаться только скромным трансептом нового. Был выстроен фасад для нового нефа. Но в 1349 разразилась Чёрная смерть, великая эпидемия чумы середины 14-го столетия (так называемая Вторая пандемия), и новый собор так и остался недостроенным: так один фасад и стоит.
Полное название собора - Каттедрале метрополитана ди Санта Мария Ассунта, то есть собор в честь вознесения Пресвятой Девы Марии (в восточнохристианской традиции говорят не о вознесении или "взятии в Небесную славу", а об Успении, поэтому с нашей точки зрения это "собор Успения Пресвятыя Богородицы", или попросту Успенский собор.
Молодёжь и туристы, туристы и молодёжь...
Побродим ещё по кирпично-жёлтым улицам Сиены.
Лестница вдоль стены собора отполирована столетиями хождения по ней миллионов людей... А полированный мрамор - он скользкий!
Впечатляющий контраст мраморной стены собора и обычной гражданской архитектуры XIII-XIV вв.
Это Италия. Каждый квартал (контрада) имеет незримую границу, которую осеняет отдельный образ святого или Богоматери - чаще всего и не один.
Каждая контрада (район или квартал) - всего их 17 - имеет свой герб, флаг, своих лошадей на проводящихся дважды в год много сотен лет подряд Сиенских Скачках, а также собственное животное-покровителя. В контраде Истриче это дикобраз. Между прочим, здание, на котором он установлен - это домовая церковь контрады. Язычество? Нет, не слышали.
Мягкие краски заката в контраде Истриче.
Уже в темноте - мраморный фасад церкви Санта-Мария-ди-Провендзано, построенной в 1594 г. и освящённой в 1611 в честь чудотворной терракотовой иконы Девы Марии, первоначально находившейся в стене дома поблизости. Поздний ренессанс, заметно уклоняющийся в барокко.
На северо-западе от центра города стоит Фортецца Медичеа, или Медицийская крепость - то есть крепость, построенная Медичи. Сиена долго воевала с соседней Флоренцией. В 1548 г. город оказался под властью испанцев, и император Карл V повелел построить на этом месте цитадель, Читтаделла, которая должна была контролировать непокорных сиенцев. Однако сиенцы оказались настолько непокорны, что 26 июля 1552 восстали и мало того что вынесли из города испанцев, так ещё и крепость снесли. Вот что от неё осталось - несколько кирпичей на задворках современного здания городского суда:
Но испанцы, объединившись с флорентийцами, вернулись, и после трёх лет осады и проигранной битвы при Марчиано независимая Республика Сиена сдалась на милость победителей 21 апреля 1555 года. В 1559 бывшая союзница Сиены - Франция - подписала мир с Испанией, и Сиена подпала под власть местного союзника испанцев, флорентийского герцога Козимо I Медичи, впоследствии первого Великого герцога Тосканского. И вот он-то, жестокий и эффективный правитель, воздвиг близ руин первой Читтаделлы новую крепость, Фортецца Медичеа. Она строилась всего три года - с 1561 по 1563 г.
Со стен крепости открываются чудесные виды на холмы Тосканы.
Четыре с половиной столетия стоят эти стены.
Должен признаться: разделяя принципы японской эстетики "ваби, саби, сибуй", я больше ценю старину как она есть. Реставрация, побелка и покраска - это прекрасно, но если есть возможность видеть стены такими, как они простояли 450 лет - ничего нет для меня прекрасней.
И опять тосканские просторы...
Крепость была поставлена не для защиты Сиены. Она была поставлена для контроля над Сиеной! Что хорошо заметно до сих пор.
Прекрасный романо-готический Дуомо ди Сиена, Сиенский собор. Мы уже видели его вблизи. Вот так он выглядит с западной стороны.
Лето в Сиене как эта полынь - крепкое, стойкое и пахучее.
На бастионах крепости есть очень красивые цветники. Ими и завершим сегдняшнюю прогулку по Сиене.