Booking.com

Крипта Сан-Маньо

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Сегодня мы с вами все-таки побываем в самой интересной части собора Ананьи - крипте святого Магнуса (San Magno - Сан-Маньо). Крипту из-за ее фресок часто называют средневековой Сикстинской капеллой, и местные авторитеты относятся к "своей" капелле, как дирекция Ватиканских музеев - к "их" знаменитой тезке, то есть излишне трепетно. Механизм попадания сюда я уже описывал ранее: каждые полчаса в крипте свет включают, а через 20 минут выключают (расписание - см. здесь). Задача посетителя, купившего за неслабую цену в 9 евро право увидеть фрески, - подгадать свой приход к дверям капеллы к моменту очередного включения света, выжать из предоставленных 20 минут максимум эстетического удовольствия, а сразу же после выключения света тактично удалиться навсегда. На сайте и в кассе четко предупреждают: возвращаться в крипту еще раз на следующий 20-минутный сеанс нельзя, хотя комментатор к предыдущему посту уверяет, что за соблюдением этого требования не следят. А вот за чем следят очень строго, так это за запретом на фотосъемку. Именно поэтому в сети практически нет нормальных снимков фресок крипты. Из положения можно выйти, купив довольно дорогую книгу (не менее 20 евро, как мне помнится) или же набор открыток (50 центов за штуку). Автор наступил на горло собственной бережливости (я настаиваю именно на таком термине) и купил 10 открыток, а кассир почему-то просчиталась и взяла с него 4,5 евро, так что одна открытка мне досталась в подарок. Именно эти честно купленные 9 открыток, плюс одна нечестно украденная (буду искренним, все-таки неоплаченная открытка - это украденная открытка), плюс несколько файлов с Викисклада и составят скромный иллюстративный ряд этого поста.

Итак, крипта Сан-Маньо была построена в 1072-1104 годах. Фрески в ней написаны в конце XII - первой половине XIII столетий тремя анонимными мастерами (или тремя группами мастеров с помощниками), условно называемыми Первым, Вторым и Третьим мастерами из Ананьи. Краткие пояснения по сюжетам фресок можно увидеть здесь. Иконография крипты очень сложная; фрески распадаются на несколько циклов, повествующих о Сотворении мира, об истории святых покровителей - Магнуса и Секундины, а также иллюстрирующих Апокалипсис и Первую книгу Царств (она же - Первая Самуилова).

Начнем с Откровения, тем более что параллельно в ЖЖ ведет грандиозную работу по подбору иллюстраций к этой книге великий блогер и давняя знакомая по работе в Википедии shakko_kitsune. Апокалиптические фрески из Ананьи, кстати, она уже показывала изумленной публике)))

Итак, главная апсида:
001-Поклонение Агнцу 24 старцев и история мощей св.Магна
В конхе Агнцу поклоняются четверо существ - тетраморфов (ангел, лев, телец и орел), традиционно в христианском искусстве соотносящиеся с четырьмя евангелистами. Ярусом ниже Агнца почитают двадцать четыре старца в белых одеждах и золотых венцах (обычно их число - удвоенная дюжина - связывается с двенадцатью патриархами Израиля и двенадцатью же апостолами, которые в этом случае рассматриваются в качестве родоначальников Израиля нового, т.е. Церкви).
Крупнее:
002-Поклонение Агнцу 24 старцев

Еще ниже повествуется о св. Магнусе, к нему мы вернемся чуть позже.

В своде Христос показан таким, каким его видел автор Откровения в гл. 1:
003-Христос Судия
Одежды Его, белы как снег; Он облечен в подир - багряную одежду иудейских царей; в руках у Него семь звезд (обычно толкуются как символы семи церквей, к которым Христос обращается в Отк. 2-3) и двое ключей (ими Он связывает и разрешает грехи); из Его уст выходит обоюдоострый меч (с учетом Еф. 6:17 часто истолковывается как слово Божие). Ему предстоят семь ангелов (это либо ангелы-хранители семи церквей, либо - символически - предстоятели тех же церквей); перед Ним горят семь светильников - это опять-тки семь церквей; видимо, семь храмиков внизу - это тоже указание на семь церквей.

Правее сцены поклонения мы видим четырех всадников Апокалипсиса, выходящих после снятия первых четырех печатей с Книги жизни (Отк. 6:1-8)
005-Четыре всадника Апокалипсиса

Левее Агнец снимает пятую печать, и под жертвенником появляются души убиенных за слово Божие и свидетельство Иисусово (Отк. 6:9-11)
004-Снятие 5ой печати
Мученики, напомню, вопрошают: "Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?"

В этот же цикл можно включить очень странную сцену битвы ангелов и демонов:
006-ангелы и демоны

Снизим уровень пафоса и поглядим на историю святого Магнуса. Собственно о мученике практически ничего неизвестно, да и не мученик он вовсе: он умер собственной смертью до приведения приговора в исполнение. Поэтому в крипте нам, вместо кровавых сцен, рассказывают посмертные чудеса: воскрешение умершего Патерниана, исцеление хромого соборного ключаря Андрея. Я могу вам показать только чудо спасения ребенка, упавшего в колодец, пока мамаша собирала фиги на дереве.
014-Иоанн Богослов, воскрешение Магном упавшего в колодец ребенка
Слева, судя по всему, показан знаменитый апокрифический эпизод с попыткой сварить Иоанна Богослова в масле у римских Латинских ворот.

Ну а самое увлекательное показано в главной апсиде, под Апокалипсисом (вернитесь, пожалуйста, к самому первому снимку). Святой Магнус умер в Фонди, а похоронили его в Вероли. В IX веке Вероли попал в руки сарацин, и эти басурмане устроили в мавзолее святого Магнуса конюшню. Но Магнус - это вам не добренький Никола Угодник: он всех лошадок извел какой-то болезнью. Сарацины, опечаленные потерей своих боевых мерседесов коней, согласились выданные мощи злобного мстителя Магнуса жителям Ананьи. Последние во главе с епископом Захарией встречают мощи. Все это показано в апсиде, в самом нижнем ее ярусе, а крупно могу вам продемонстрировать лишь встречу мощей жителями Ананьи.
017-встреча мощей св.Магна в Ананьи

Ну поржали, и баста! Покажу вам еще несколько святых ветхозаветных праведников.
015-Мельхиседек и Авраам
Ручаюсь, что вы никогда не видели патриарха Кирилла в гебисткой форме Авраама в доспехах! Хотя сама по себе сцена очень серьезная: встречу Авраама с Мельхиседеком, на которой собеседники разделили хлеб и вино, традиционно считают одним из ветхозаветных прообразов евхаристии.

016-вознесение Илии
Он сказал: поехали. Он взмахнул рукой. Словно гром по питерской, пронесся над землей. Нечестивые богоборцы пели такое про Гагарина, но мы-то знаем, что речь в еврейском подлиннике шла о пророке Илии)))

Ну а мы с вами вернемся к началу времен и крипты - здесь можно увидеть очень любопытную сцену Сотворения человека.
007-сотворение человека и вселенной
Узнать в этом библейское повествование очень трудно, особенно потому что его здесь нет. Перед нами необычная (мы же с вами в XII - XIII веках сейчас) философская картина связи внутреннего мира (микрокососа) человека с миром внешним (мундусом); оба мира представлены в виде системы концентрических окружностей. Каждая окружность делится на четыре сектора: четыре человеческих возраста (детство, юность, зрелость и страость), четыре темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик), четыре времени года и четыре стихии (воздух, огонь, земля и вода). Всё это, по мысли автора фрески, взаимосвязано.

Ну и в кадр уже попала необычная для средневекового собора сцена:
008-диаграмма элеметов по Платону, беседа Галена и Гиппократа
Справа о чем-то мирно толкуют Гален и Гиппократ. Слева же неясная мне (ибо Платона не читал) схема взаимодействия мировых стихий и человеческих свойств.

Но более всего мой религиозный ум восхититился циклом фресок на сюжет Перовй книги Царств, его я вам покажу в следующий раз.

Ну а теперь будет самое интересное из крипты святого Магнуса собора Ананьи. На сводах крипты последовательно разворачивается действие первых глав Первой книги Царств (так в Септуагинте, в масоретской Библии она называется Первой книгой Самуила). Во-первых, саму эту книгу я считаю шедевром - это очень интересный приключенческий роман с лихо закрученным сюжетом и с минимумом собственно религии. Во-вторых, я впервые увидел столь почтенного возраста (это XII - XIII столетия) иллюстрацию первых глав этой книги - обычно средневековые и позднейшие художники с удовольствием брались за более поздние ее главы (Давид и Голиаф, Саул и Давид, Аэндорская волшебница и т.п.). По причинам, объясненным ранее, фотографий нет, но есть сканы с открыток, купленных в музее.


Итак, начнем-с
1. 1Цар. 4. Израильтяне, которых в те годы судил очень старый священник Илий, безуспешно воюют с филистимлянами. Некие горячие еврейские головы решили, что причина их поражения в том, что они не взяли на войну Ковчег завета. За Ковчегом посылают, и сыновья Илия - Офни и Финеес - привозят святыню в стан. Юные жрецы Офни и Финеес были людьми негодными, и Бог ранее предупреждал Илия о возмездии за их недостойное поведение. Тем не менее, слабовольный Илий и сыновей не перевоспитал, и Ковчег позволил им увезти. Случилось страшное: израильтяне потерпели поражение, в числе погибших были Офни с Финеесом, а Ковчег завета попал в руки филистимлян. Оставшийся в Силоме Илий, узнав о катастрофе, упал со стула и сломал себе хребет; вдова Финееса умерла в преждевременных родах.
009а-поражение израильтян, пленение ковчега, смерть Илия
Напоминаю, что снимки теперь у меня лежат на фликре, так что можно увеличивать. Чтобы вам было удобнее изучать, я повращал открытку:
009б-поражение израильтян, пленение ковчега, смерть Илия

009в-поражение израильтян, пленение ковчега, смерть Илия

009г-поражение израильтян, пленение ковчега, смерть Илия
Надеюсь, все видят Ковчег, носимый как израильиянами, так и филистимлянами; сражение; смерть Илия в Силоаме.

2.1Цар. 5. Бог не фраер, правду видит. Филистимляне приносят плененный Ковчег в свой город Азот, в храм бога Дагона. Но вместо удачи и радости флистимлян постигают бедствия: идол Дагона разбился перед Ковчегом, жителей города поразила эпидемия, а на поля напали мыши. Ковчег переносят в Геф, там история повторяется. Святыню уносят в Аскалон, и там тоже начинаются бедствия.
010а-ковчег завета сокрушает города филистимлян

010б-ковчег завета сокрушает города филистимлян

На фреске показаны четыре филистимских города (Газа, Аскалон, Аккарон и Азот) с падающими идолами, пораженными всякими боляками людьми. Особенно классно авторам удались демоны, которые под именем Дагона, обитали в этих городах.

3. 1Цар. 6. Филистимляне смекнули, откуда на них валятся беды, и решили отправить Ковчег обратно. Святыню поставили на телегу, поместили туда в качестве искупительной жертвы по пять золотых язв и мышей (по числу пяти городов филистимских) и запрягли в телегу двух коров. Коров с телегой поставили на границе и загадали: если этот странный экипаж уйдет в Израиль, то бедствия были от Бога Израилева; если вернется обратно к филистимлянам, то все бедствия были случайностью, с Ковчегом не связанной.
Коровы уверенно пошли в израильское селение Вефсамис. Вефсамитяне поставили Ковчег на большой камень, телегу разломали на дрова, а коров принесли в жертву Богу (вот уж кого жалко в этой истории, так коров - они честно выполнили Божественное поручение, а их за это зарезали). Но вефсамитяне не удержались от любопытства и заглянули в Ковчег (в своем нормальном состоянии святыня находилась в Святая святых, и ее мог видеть лишь раз в год первосвященник), за что и были сражены внезапной эпидемией. Автор 1Цар четко знает число погибших: 50 070 человек (заметим в скобках, что в крохотном Вефсамисе жителей было больше, чем в ином областном центре). Оставшиеся в живых вефсамитяне отправили весточку в соседний Кириафиарим: Ковчег вернулся, заберите его к себе поскорее. В Кирафиариме святыня находилась до времен царя Давида, который уже во Второй книге Царств перенес Ковчег в Иерусалим.
011а-филистимляне отправляют ковчег обратно, ковчег прибывает в Вефсамис

011б-филистимляне отправляют ковчег обратно, ковчег прибывает в Вефсамис

011в-филистимляне отправляют ковчег обратно, ковчег прибывает в Вефсамис

011г-филистимляне отправляют ковчег обратно, ковчег прибывает в Вефсамис
Уверен, что все с волнением следили за судьбой коров на фреске: сначала они везут Ковчег, а в конце мирно жарятся на жертвеннике (их даже не зарезали!)

4. 1Цар.7. Самуил, в прошлом слуга покойного Илия, удостоившийся пророческого дара, убедил Израиля, что все их беды - следствие идолопоклонства. По всей стране порок уничтожает изваяния Ваала и Астарты, срубает священные деревья. Наконец израильтяне собрались в Массифу, где совершили всенародное покаяние, а Самуил принес в жертву агнца.
012а-Самуил

012б-Самуил

5. Продолжение 1Цар. 7. Погнали наши городских. Израильтяне по молитвам Самуила побеждают филистимлян.
013а-Самуил поражает филистимлян при Массифе

013б-Самуил поражает филистимлян при Массифе

013в-Самуил поражает филистимлян при Массифе

013г-Самуил поражает филистимлян при Массифе

Увы, мне не досталось (наверно, просто не было в продаже) открыток с финалом истории - помазанием Самуилом Саула в царя над Израилем (1Цар 8-10). Тут уже явно в дело вмешались современные авторам фресок политические реалии: борьба между императорами и папами за власть над миром. Авторы фресок, разумеется, за пап: именно римским понтификам принадлежит верховная власть, а императорам они лишь делегирую частицу власти во время коронации.

https://sibeaster.livejournal.com/289383.html

Наверх страницы

Отели в Италии