Сложно представить, что всего в 20-30 км от многолюдного туристического Римини простирается прекрасные безлюдные солнечные долины, покрытые кое-где смешанным лесом или полями.
То тут, то там колосится пшеница, соцветия подсолнухов склоняют свои тяжелые шляпки, витиеватые кустики виноградной лозы выстраиваются в ряды или же взрытое поле картофеля зияет высохшими комьями земли.
Куда не кинешь взор, волнами простираются невысокие холмы, низко висят облака, кажется, вот-вот упадут на землю. Краски поражают. Контраст голубого неба, всех оттенков зеленого и желтого. Из-за преломления света каждый уголок долины уникален, каждый листочек на дереве неповторим.
Автодорога петляет и порой неожиданно превращается в каменистую насыпь.
Кругом ни души, пустотой чернеют окна каменных фермерских домиков, и лишь изредка издалека доносится звон колокола старенькой часовенки. Рай для художников-пейзажистов, парнас для поэтов, колыбель человечества. В памяти невольно воскресают стихи Ахматовой или Блока, посвященных Италии. Помню, что в школе они были для меня самыми нелюбимыми, так как невозможно пережить это торжество света и красок, сидя в комнате, за стенами которой темень и моросит мокрый снег.
На небольшом отдалении друг от друга, как правило на холмах раскинуты небольшие городишки, каждый из них со старинным средневековым центром,
каменной крепостью, храмом и молчаливыми узкими улочками. В праздник середины лета, да и практически в течении всего года, можно курсировать между ними, всегда окажешься гостем на каком-нибудь местном празднике. Сегодня праздник дюка в Урбино, завтра реконструкция освобождения англичанами от нацистов Монтегридольфо, послезавтра дегустация молодого вина в Монтефьери.
Участники и гости одеваются в национальную одежду или костюмы обыгрываемой эпохи, мастеровые выкладывают свои работы на продажу на деревянных лотках, по городу следует праздничное шествие. Прямо на улице стеклодув превращает цветные стеклянные трубочки в изящные безделушки, женщина в холщовом платье плетет корзины из прутьев, каменщик стучит молоточком по серой плите.
И здесь, среди серо-коричневого камня и строгих католических церквей все это выглядит необычайно живо: будто бы древние итальянцы сошли со страниц учебника истории. Кое-где слышна национальная музыка, но суматохи нет, как и практически нет и туристов: редко-редко попадается какая-нибудь англоязычная пара или семья, чей папа грозно бурчит: "Петя, не трогай, сейчас обратно поедешь!"
Город украшен матерчатыми флажками,бантами или же простыми разноцветными тряпками, и сделано это с присущим итальянцем небрежным шармом. Вечером улицы наполняет гул голосов, переливы восклицательных интонацией и смеха. Дети скрючившись спят в прогулочных колясках, а старики взирают на суету за стаканчиком травяного дижeстива (сладкого ликера, призванного облегчить пищеварение после нескромного ужина). Фейрверк неотъемлемая часть программы, которая впрочем на этом не заканчивается.
на фото г. Урбино, праздник Дюка