Королевский вертеп в Казерте. Неаполитанское королевство, XVIII-XIX века
Вертеп Королевского дворца в Казерте.Неаполитанское королевство, с 1815 года – Королевство Обеих Сицилий.
Картина Рождество. Неаполитанский рождественский вертеп из собрания Королевского дворца в Казерте, регион Кампания, Италия / Il Presepe di Palazzo della Reggia di Caserta. Source
Увлечение вертепом достигает своего наивысшего расцвета в Неаполе в XVIII веке. Искусство создания вертепа развивается благодаря увлечению короля Неаполя и Сицилии Карла Бурбона (1716-1788) и его супруги Марии Амалии (1724-1760), которые будучи утонченными натурами, принимают непосредственное участие в устройстве рождественских композиций в своем дворце.
Карл собственноручно рисует, лепит из глины детали фигур и вырезает ясли из пробкового дуба, а королева и принцессы шьют и украшают одежды для персонажей. Впоследствии, вступив в 1759 году на престол Испанского королевства как Карл III он переносит туда этот неаполитанский обычай, продолжая при этом заказывать фигуры и предметы для своего вертепа в Неаполе. Вертепная семейная страсть передалась Фердинанду IV (1751-1825) [король Неаполя под именем Фердинанд IV в 1759-1806 годах, король Сицилии под именем Фердинанд III в 1806-1816 годах, король Обеих Сицилий с 1816 года как Фердинанд I], а затем Франциску I (1777-1830) [король Обеих Сицилий с 1825 года].
2.
Парочка пьяниц спят у таверны. Неаполитанский рождественский вертеп из собрания Королевского дворца в Казерте / Il Presepe di Palazzo della Reggia di Caserta. Source
Аристократия и купечество следуют примеру монарха, соревнуясь в богатстве и оригинальности рождественских композиций и заказывая вертепные фигуры с чертами лиц известных современников либо масок комедии дель арте.
3.
Рождество. Неаполитанский рождественский вертеп из собрания Королевского дворца в Казерте / Il Presepe di Palazzo della Reggia di Caserta. Source
Всякий, кто располагал достаточными средствами, мог поставить вертепное действо прямо дома. Часто это были роскошные композиции, занимавшие несколько комнат, а то и лоджию. Первому вице-королю Австрии в Неаполе в 1707 году в доме архитектора Науклерио показывали вертеп, где хитроумная система освещения воспроизводила смену дня и ночи.
4.
Неаполитанский рождественский вертеп из собрания Королевского дворца в Казерте / Il Presepe di Palazzo della Reggia di Caserta. Source
Столь же известным слыл вертеп герцога Искителлы:
«Двенадцатого дня января месяца года 1734 их высочество вице-королева, осмотрев вертепы нашей столицы, в среду отправились лицезреть вертепную картину королевского инженера Дезидерио де Бониса во дворце Герцога Искителлы в Кьяйе, который своим великолепием, искусностью миниатюрной архитектуры и изяществом одежд кукол вызвал восхищение сиятельной синьоры и ее сановной свиты, равно как ослепительный декор самого дворца, где гости имели наиприятнейшую прогулку и угощались при сем изысканными блюдами герцогской кухни» [Confuorto D. I giornali di Napoli dal 1679 al 1800. Napoli, 1930. P. 31].
5.
Неаполитанский рождественский вертеп из собрания Королевского дворца в Казерте / Il Presepe di Palazzo della Reggia di Caserta. Source
Обычай создания вертепов [итальянское название вертепа - presepe - происходит от presepio – ясли, кормушка] восходит к сакральным театрализованным представлениям, исполнявшимся в рождественский период еще в X веке. Клирики разыгрывали перед верующими сцену рождения Спасителя, причем используемые драматические приемы год от года становились все более сложными. Именно эти постановки легли в основу первого «живого вертепа», показанного святым Франциском Ассизским в Греччо в 1223 году.
6.
Неаполитанский рождественский вертеп из собрания Королевского дворца в Казерте / Il Presepe di Palazzo della Reggia di Caserta. Source
Скульптурную группу конца XIII века Oratorium Praesepis, выполненную Арнольфо ди Камбио для римской базилики Санта Мария Маджоре, можно считать прототипом современных вертепов. Однако уже в последней четверти XV века в Неаполе братья Пьетро и Джованни Алеманно – судя по фамилии, германского происхождения – представили в церкви Сан Джованни Карбонара деревянный вертеп с фигурами почти в натуральную величину, каждая из которых была отдельно вырезана, расписана и позолочена. Сорок один персонаж, включая одиннадцать овец и две собаки, – таким был заказ придворного аптекаря герцога Калабрийского в 1478 году. В этом первом вертепе были только фигуры и отсутствовали бытовые элементы, которые отвлекали бы внимание от ключевого события – Рождества Христова.
7.
Вертеп Королевского дворца в Казерте, регион Кампания, Италия. Photo by Tatiana Gorbutovich
В XVI и, особенно, в XVII веке в вертеп вводятся новые элементы. Неотъемлемым компонентом становится пейзаж, который переносит сцену Рождества в гористую местность в глубине Италийского полуострова, населенную «простыми» людьми, дабы событие вне времени и пространства, каковым видится Рождество Христово, приобрело бытовой контекст.
К традиционным деревянным фигурам вертепов в этот период добавляются персонажи, изготовленные из более дешевых материалов: папье-маше, проволоки, обмотанной паклей и скрытой одеждами разнообразного покроя, - только головы и конечности остаются деревянными или глиняными. Но главная новинка таких фигур - подвижные соединения частей тела. С этого момента начинает развиваться «серийное» массовое производство вертепных фигур. Используя поворотные и сгибающиеся элементы и меняя таким образом позы персонажей, переодеваемых в разные одежды, можно создавать бесконечное число жанровых мизансцен.
8.
Вертеп Королевского дворца в Казерте, регион Кампания, Италия. Photo by Tatiana Gorbutovich
Рождественские постановки становятся все более разнообразными. Всплеск барочной театральности происходит в Неаполе и влияет на религиозную традицию. Повсеместно распространяется искусство вертепных картин, зародившееся за шесть столетий до этого, но лишь в золотой век театра, в XVIII столетии, получившего новое развитие.
9.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
«Вертепный театр» – жанр, и по сей день в рождественский период собирающий в экспозиции Королевского дворца Казерты толпы любопытствующей публики. «Вертепная драма» с давних времен была актом приглашения к молитве и поклонению, средством очищения души, но прежде всего забавой и развлечением всех без исключения сословий: от высшего, начиная с царствующих особ и государева двора, до буржуазии, купечества, чиновников и далее до самых низов социальной лестницы.
10.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Вертеп в царствование Карла Бурбона
Начиная с XV века, в архивах Кампании встречаются упоминания о figurarum sculptores- «скульптурных фигурах». Помимо храма Сан Джованни Карбонара, вертепные композиции представлены в базиликах Сан Доменико Маджоре, Сант-Эджидио, Санта Кьяра. Именно здесь, в Неаполитанском королевстве, происходит превращение сакральной Рождественской мистерии в светский спектакль, иногда переходящий в фарс.
11.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Из исследований неаполитанского ученого прошлого века Роберто де Симоне становится ясно, что инсценировки Рождества Христова приобретали характер столкновения между Добром и Злом, дьяволом и архангелом Гавриилом. Живейшее участие в таком представлении принимали зрители, зачастую выражая свое отношение к действию в самой примитивной форме: ругательствами, выкриками, а то и просто швырянием арбузных корок и капусты. Для придания спектаклю большего драматизма и напряженности могли разыгрываться сюжеты из ветхозаветных книг, не связанные с Рождеством: убийство Юдифью Олоферна или жертвоприношение Исаака.
12.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Расцвету Неаполя в XVIII столетии способствовало меценатство Бурбонов, новой монархической династии, на протяжении ста двадцати шести лет, с 1734 по 1860 год, правившей Неаполитанским королевством и Сицилией, после 1815 года получившими название Королевство Обеих Сицилий. Первый из династии Бурбонов, Карл, седьмой король Неаполя, в 1759 году ставший Карлом III, королем Испанским. преобразил лик города: при нем с 1736 года строился знаменитый театр Сан Карло, дворцы в Каподимонте и Портичи.
13.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Карл Бурбон, король Неаполя и Сицилии с 1734 по 1759 годы, был чрезвычайно воодушевлен идеей создания придворного рождественского вертепа. Из подробнейшей переписки архитектора Ванвителли со своим братом Урбаном, прелатом папского двора в Риме, известны многие обстоятельства дея¬тельности монарха и его супруги Марии Амалии Саксонской по обустройству вертепа, чему Ванвителли был прямым сви¬детелем. Горячо поддерживаемый своим духовником отцом Рокко, король отдался этому начинанию уже не только как приятной забаве, но и как истинному творчеству.
14.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Еще отец монарха, король Испании Филипп V Бурбон, в резиденции Буэн Ретиро ежегодно устраивал рождественский вертеп с неаполитанскими фигурами. Вплоть до 1759 года, когда Карл Бурбон, получив имя Карла III, оставил Неаполитанское королевство, чтобы принять перешедший к нему престол Испании, он сохранял традицию устройства вертепа.
15.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
В вертепе Казерты множество фигурок животных, в том числе целые стада буйволиц – черных и белых, славившихся несравненным качеством своего молока, из которого уже тогда делали знаменитую «моццареллу». С этими животными велась настоящая племенная работа, для чего по проекту архитектора Коллечини вблизи Казерты при Фердинанде IV была построена Королевская ферма Кардителло.
16.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Монарх с супругой Марией Каролиной Габсбург, сестрой королевы Франции Марии Антуанетты и дочерью австрийской императрицы Марии Терезии, лично занимались постановкой картин рождественских вертепов в королевских поместьях. Оформление и сценографию заказывали художникам, работавшим в столичном театре Сан Карло. Известно, что это были Винченцо Ре из Пармы и Антонио Йоли из Модены, которые в 1730-е годы, в период восхождения Карла на трон и собирания земель Неаполитанского королевства, состояли придворными живописцами. Ежегодно, помимо Королевского дворца в Казерте, грандиозный вертеп устраивался в резиденции Бельведере ди Сан Леучо, где Фердинанд Бурбон организовал шелковую мануфактуру.
17.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Во время Партенопейской революции 1799 года были утеряны многие уникальные произведения из вертепов королевских резиденций. Бурбоны, на рубеже XVIII и XIX веков дважды вынужденные искать убежище в Палермо, среди ценных вещей перевезли с собой и вертепные фигуры, из которых уже в новой столице собирали ставшие известными рождественские картины, используя предметы из личной коллекции наследного принца Франциско, герцога Калабрийского.
18.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
После 1815 года с окончанием наполеоновской эпохи и началом Реставрации, Фердинанд IV Бурбон, ставший королем обеих Сицилий Фердинандом I, потратил значительные средства на пополнение королевских коллекций, практически полностью утраченных во время Партенопейской республики и поспешного бегства королевского двора в Палермо. Уже в 1817 году им был приобретен вертеп мастера Габриэле Боско, насчитывавший 150 статуэток различных персонажей, 51 фигуру животных, а также огромный гардероб и множество аксессуаров. Каждый предмет аккуратнейшим образом записан в «Инвентарную книгу фигур мастера Габриэле Боско, купленных Его Высочеством Фердинандом I декабря 12-го дня 1817 года, с подобающей описью оных».
19.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Именно при Франциске I Бурбоне, знатоке искусства вертепов, ставшем королем в 1825 году, была составлена «Инвентарная ведомость всех пастухов, волхвов, животных, даров и провизии Королевского Вертепа Его Высочества Франциско I от 17 августа 1825 года». Позднее, 20 августа 1827 года, чтобы дополнить коллекцию в Казерте, из Палермо прислали глиняные скульптуры в натуральную величину в праздничных нарядах сицилийских крестьян.
20.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
У Франциско I со времен, когда он был герцогом Калабрийским, состоял на службе живописец и скульптор Франческо Челебрано. Ему и позднее сыну монарха, Антонио, было поручено «заведовать» герцогским вертепом. В 1827 году состоялась покупка фигур «двух торговцев: один разносчик рикотты, другой бараночник, и двух лиц дворянского сословия, один с корзиной фруктов, другой с бараньей ногой в руках».
21.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
В период с 1824 по 1829 год вертепные скульптуры для короля создавали известнейшие художники: Франческо Галло, Джузеппе де Лука, Лоренцо Моска и Джузеппе Саммартино.
К 1844 году относятся важные документы Королевского архива династии Бурбонов, касающиеся Управления королевскими поместьями Казерта и Сан Леучо [серия 341, том 9].
22.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
«Разные работы по комплектованию Вертепа.
В продолжение моего донесения от 30 октября имею честь представить на девяти листах за подписью синьора Дженовезе счет на выполненные работы в зале делла Раккетта по устройству рождественского вертепа в декабре прошлого года во исполнение устных распоряжений Его Высочества Короля Неаполитанского и Сицилийского. Общая стоимость работ 832.30 дуката, что за вычетом установленных сумм составляет 828.72 дукатов. Работы произведены. Оный зал неотделанный нежилой, посему непосредственной пользы не имеет, и следует считать произведенные работы исключительно в целях постановки вертепа, отнеся на счет Королевского дома, если Ваше Величество не распорядится иначе. Прошу Высочайших указаний касательно сего вопроса» (Казерта, 27 марта 1845 года).
Запись сделана учеником архитектора Кармело Гарджуло и относится к вертепу, поставленному на Рождество 1844 года, «согласно устным распоряжениям Его Величества Короля».
23.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
Казерта, 30 октября 1844:
«Его Величество Король Наш Повелитель, желая организовать вертеп в зале делла Раккетта Королевского дворца, соизволил устно распорядиться об исполнении следующих работ:
- Уложить каменными плитами полы в указанном зале и задних комнатах, ведущих из зала на угловую лестницу во втором дворе налево или по меньшей мере там, где планируются проходные дорожки. Все это является частью проекта, подписанного Вами 29 июля с. г.
- Заделать все трещины в потолках и заштукатурить, оставив неотделанным только свод.
- Расписать все стены под звездное небо.
- Пробить два проема, один для перехода из первой антикамеры так называемых новых апартаментов королевского этажа в указанный зал, второй – между оным и задней комнатой.
24.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
- Одну и вторую галереи уложить таким же мондрагонским мрамором, какой лежит в апартаментах, и иже с ними другой переход, соединяющий зал с передней комнатой апартаментов, учитывая, что большею частью укладка имеется, и нужно лишь положить недостающие плиты.
- Во всех трех проемах и при главном входе в зал установить новые тамбуры перед дверьми, чтобы не было сквозняков.
- При необходимости проделать проем в стене одной из галерей из задних комнат, дабы создать иллюзию пространственной удаленности вокруг вертепа.
25.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich
- Проложить трубу с этажа камер-фрейлин, откуда подвести воду по угловому трубопроводу с юго-западной стороны в зал делла Раккетта, дабы иметь возможность устроить у вертепа водопады, реки с проточной водой и озеро.
- Вычистить обе лестницы, то есть вышеупомянутую угловую второго двора слева, по которой гости проследуют наверх, и вторую, винтовую, называемую Театральная, по которой гости проследуют вниз.
- Галерею из передней до зала делла Раккетта завесить полотнами со сценами охоты и украсить миртом.
Своим распоряжением о произведении работ имею честь поручить выполнение оных Вам как показавшему высшее понимание и умение с условием исполнения сметы, каковую немедля составит ученик архитектора синьор Гарджуло».
26.
Вертеп Королевского дворца в Казерте. Photo by Tatiana Gorbutovich. Фотографии не обрабатывались, прошу прощения за качество.
Из подробных описаний, хранящихся в Историческом архиве Королевского дворца в Казерте, мы узнаем мельчайшие подробности работ, выполнявшихся в так называемом зале делла Раккетта, где монаршие особы наслаждались игрою в мяч наподобие современного тенниса.
Зал делла Раккетта примыкал к так называемому «Большому бальному салону королевы» и, по первоначальному замыслу архитектора Ванвителли, соединял апартаменты царственных супругов. Это было самое большое по площади помещение исторических апартаментов длиной 40 метров с семью оконными проемами. Сейчас в этой части королевского дворца располагается сержантское училище Военно-воздушных сил.
27.
. | ||
. | ||
. |
Картины: 1. Благая весть пастухам. 2. Зеленый базар. 3. Первая картина мавров. 4. Рынок тканей. 5. Таверна. 6. Вторая картина мавров. Экспонаты выставки «Неаполитанский рождественский вертеп. Из собрания Королевского дворца в Казерте» в Музеях Московского Кремля. Парадный вестибюль Оружейной палаты, 20.12.2010 - 15.03.2011 Source
Источники и дополнительно по теме:
Текст на основе: Каталог выставки 2010 года «Неаполитанский рождественский вертеп. Из собрания Королевского дворца в Казерте» в Музеях Московского Кремля: Неаполитанский рождественский вертеп. Из собрания Королевского дворца в Казерте. Il Presepe di Palazzo della Reggia di Caserta. Авт. текстов Лючия Беллофатто, Джузеппе Грациано, Фердинандо Крета, Мария Кармен Мази. Науч. ред. Марина Тарасова. Федеральное гос. учреждение культуры «Гос. историко-культур. музей-заповедник “Моск. Кремль”». – М: ООО «АзБука», 2010. – 64 с.: цв. ил.; 22х29 см. – 1 000 экз. – ISBN 978-5-88678-212-7 (Музеи Московского Кремля)
Выставка: Музеи Московского Кремля, Парадный вестибюль Оружейной палаты, 20.12.2010 - 15.03.2011. Организаторы: Музеи Московского Кремля, Королевский дворец в Казерте
Сайт Королевского дворца в Казерте: www.reggiadicaserta.beniculturali.it