Генуя была первым итальянским городом в нашем автотрипе летом 2016 года. Фатически первый итальянский город в моей жизни, если не брать в расчет Триест, который больше похож на австрийский город, чем на итальянский. Планов по осмотру достопримечательностей Генуи у нас не было, мы просто бродили по улицам и открывали для себя узкие итальянские улочки. И, не планируя заранее, зашли на кладбище Стальено. Кладбище, с которого долго не могли уйти. Потому что это, в буквальном смысле слова, скульптурный музей. Уже потом, ища о Стальено информацию, узнали, что это одно из знаменитых кладбищ мира. Знаменитым его сделали скульптуры и надгробия, аналогов которым мы не встречали нигде. Хотя по кладбищам в своей путешествующей жизни побродили немало.
История кладбища восходит к временам оккупации Италии Наполеном, который в 1804 году распорядился в санитарных целях вынести все кладбища за городские стены (Википедия). И к концу XIX века Стальено считалось самой главной достопримечательностью Генуи. Марк Твен сказал, что будет помнить это кладбище даже тогда, когда забудет дворцы.
Из Стальено не уйти. Потому что каждое надгробие – это потрясающие скульптурные композиции. В них – сцены жизни покойников. Ребенок плачет у смертного одра отца, мать вытирает слезы над погибшим на войне солдатом, жена стоит у двери в потусторонний мир и ждет своего часа, чтобы воссоединиться с мужем…
Идешь вдоль скульптур, рассматриваешь их, а ноги в это время топчут могильные плиты – они повсюду. Вся галерея – это сплошные захоронения генуэзцев. Сотни памятников. Сначала мы читали фамилии, смотрели на годы жизни, но потом прекратили, иначе вообще не ушли бы из Стальено до ночи. Каждый жест – человечный, каждое выражение лица – как живое. Кружева, платки, подушки, одежда…
На кладбищах не принято фотографировать, но тут – музей. Музей для туристов, которые не перестают щелкать фотоаппаратом.
В 1894 году на кладбище Стальено побывал Чехов и написал в письме знакомой: «Теперь я в Генуе. Тут тьма кораблей и знаменитое кладбище, богатое статуями. Статуй, в самом деле, очень много. Изображены в натуральную величину и во весь рост не только покойники, на даже их неутешные вдовы, тещи и дети».
Памятники на кладбище Стальено украшают могилы богатых горожан. Но среди них есть могила бедной женщины, всю жизнь торговавшей каштанами и орехами.
Ее звали Катерина Камподонико и ее памятник считается одной из самых знаменитых кладбищенских скульптур мира. Она так хотела быть похороненной в Стальено, что работала, практически, ради того, чтобы скопить денег на похороны и надгробие. Как видите, ей это удалось. Катерина продавала нанизанный на нитку фундук и при жизни получила прозвище «Щелкунчик». Существовало поверье, что, купив такое ореховое ожерелье, гарантируешь себе счастливую семейную жизнь. Хотя сама Катерина не была счастлива в браке, ее муж был пьяницей и лентяем. Чтобы избавиться от него, Катерине пришлось расстаться с 3000 франков. Катерина упорно трудилась, откладывая деньги. Не оставляя своей мечты о вечном покое на кладбище Стальено, она познакомилась со скульптором Лоренцо Олреньо и заказала ему свою скульптуру. А эпитафию ей сочинил модный в то время поэт Джамбаттисто Виго.
Памятник Катерине был установлен в Стальено еще при ее жизни, в 1881 году. Городские власти были против – никто не ставил памятники заранее, пока человек еще жив. Но пока правители города возмущались, Катерина умерла – 7 июня 1882 года. Могилу Катерины посещают тысячи людей. А ее родственники до сих пор злятся из-за того, что не получили в наследство ничего…
Памятник Катерине Камподонико. Фото H. Gensfleisch, http://www.flickriver.com/search/Campodonico,%20italy/
Марк Твен, пораженный красотой кладбища, писал: «Это огромная мраморная колоннада, квадрат внутри которой ничем не занят». Он имел в виду площадку в центре кладбища. Раньше здесь была обычная лужайка. А сейчас – самые обычные могилы самых обычных людей. Их могилы нещадно срываются экскаваторами, когда проходит срок аренды… И это печально – видеть в мусорных контейнерах цветы, обломки плит и фотографии.
Кладбище действующее, с залом прощания, куда при нас привезли шикарный катафалк на кадилакке. Места на кладбище Стальено раскупаются за много лет вперед. Но туристов привлекает именно галерея. Когда-то мраморные скульптуры были белыми, но сейчас посерели и кое-где появились трещины.
Мы были отвратительно подготовлены к этой внезапной экскурсии. Мы не знали фамилий похороненных на кладбище, имен скульпторов… Зато, когда в следующий раз окажемся в Генуе (а мы там окажемся!), еще раз зайдем и еще раз посмотрим.