Катания... сразу рифмуется с комиссаром Каттани, правда? Кто смотрел "Спрут"? Ну, это не просто совпадение, ведь его карьера и начиналась на Сицилии, хотя и на другом ее краю (в Трапани). А мы в конце нашего путешествия в этом городе и...
Влюбились в него. Почему же?
...После жаркого июльского дня на Сицилии наступал вечер. Со скрипом и грохотом распахнулась калитка в воротах огромного старинного здания 18 века. Мы поднялись по мраморным ступеням на второй этаж и очутились в нашей квартирке со сводчатыми потолками и метровыми стенами. Бросили сумки на пол. Я раскрыла двери и вышла на крохотный балкончик. Напротив стоял, пролетев сквозь века, приземистый барочный фасад из угольно-черной лавы, прорезанный белыми пилястрами. Улица позади него понемногу поднималась, и подъем этот закончится лишь на вершине Этны...
А перед черной стеной торжественно замер белоснежный мраморный Беллини. Со своей высоты композитор снисходительно взирал на город, не замирающий ни на секунду. По черным камням из лавы катили юркие "фиаты" и трудяги-автобусы, продавали очки флегматичные негры, везли коляски мамы, медленно ковыляли пенсионерки, весело щебетали стайки подростков, обнимались влюбленные парочки; а вот под деревом перебрасываются фразами два брутальных мужика в темных очках и с татуировками - неужели мафия?
2.
Мы провели в городе всего три ночи. Осмотрели не так много, но представление об этом городе, построенном словно театр, на сцене которого всегда один актер - великая Этна - получить удалось.
У Катании очень богатая история. Трудно сказать, под чьей европейской властью она не побывала! Основали ее, страшно сказать, в 729 году до новой эры. Дальше были греки, римляне, византийцы, арабы, норманны, немцы - да-да, германский император Фридрих Второй был властителем и Сицилии. Но несмотря ни на что, город рос и развивался. Уже в 15 веке здесь был университет. А в 17 веке он чуть не погиб: сначала вся Катания была засыпана лавой и пеплом от сильнейшего извержения, а потом в довершение всех бед разрушена сильнейшим землетрясением. Потом - снова захваты: испанцы, австрийцы, французы, немцы, американцы... И тем не менее, город рос и развивался, а его барочная архитектура столь выдающаяся, что ЮНЕСКО записало его в свои анналы.
3.
Автобус привез нас сюда из Таормины. Мы глазели из окон от нечего делать, и вдруг замечаем... яркую буковку М. А рядом вроде спуск под землю. Метро? в Катании? в этом небольшом сицилийском городе, где всего 300 тысяч населения, да еще на склоне вулкана? Но на привокзальной площади, нашелся еще один новенький и блестящий, в современном хай-тек стиле, уже без сомнений, вход в метро.
4.
Получается, его в Катании на самом деле построили. Но почему никто не спешит под землю? Вход вообще закрыт шторкой... Может, оно такое новое, что его просто не успели открыть?
- А может, сегодня воскресенье, вот оно и не работает, как все сицилийские магазины? - пошутил Антон и громко рассмеялся.
И мы поехали к нашему B&B на площади Стезикоро на такси. А заселившись, открыли интернет и узнали, что шутка оказалась на 100% истиной. Метро Катании действительно не работает по воскресеньям и праздничным дням! Уже одно это делает его единственным таким, наверно, в мире. :) Но и по будням особо не покатаешься. Его часы работы - с 7 утра до 9 вечера, причем интервалы между поездами утром аж 10 минут. Сиесты, правда, в нем нет, но после 3 часов дня, сицилийцы, видимо, уже сидят дома после работы, а потому метро ходит... раз в 15 минут!
На следующий день мы в него спустились и умилились масштабу. Станции - достаточно просторные и современные, но составы... всего из двух вагонов, каждый по размеру чуть больше трамвайного.
5.
6.
Причем, даже утром, когда, по идее, всем ехать на работу, в вагоне можно найти свободное место.
7.
А вестибюли станций почти всегда абсолютно пустынны между прибытием поездов. Проезд стоит 1 евро, кассиров нет - билет можно взять либо в автомате, либо в табачных киосках.
8.
В общем, вот такое странное метро, перевозящее воздух! Состоит оно всего из 10 станций на единственной ветке. Однако, в планах городских властей продлить его еще аж на 4 остановки до аэропорта. А еще один интересный момент: пусковой участок метро, открывшегося в 1999 году, представляет собой модернизированный фрагмент узкоколейной кругоэтнийской железной дороги, появившейся еще в конце 19 века. И управляется метро той же компанией, что и узкоколейка!
9.
На площади, где мы жили, обнаружился интересный археологический заповедник - раскопанный фрагмент древнеримского форума, построенного здесь когда-то по типу Колизея. Конечно, таких внушительных стен тут не сохранилось, но нижний этаж и коридоры под трибунами сохранились хорошо. Все это было раскопано местным археологом-энтузиастом еще в начале 20 века, дополнено красивой кирпичной аркадой и чугунной оградой. А еще здесь живут несколько кис, прямо как на Torre Argentino в Риме.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Прямо от площади Стезикоро уходит на юг, в сторону моря, главная "гулятельная" улица - виа Этнеа. Понятно, что свое имя она получила от того, что потом она забирается в гору, к Этне. А мы прошлись по ней до кафедральной площади, где стоит главный городской собор, Святой Агаты.
16.
И главный памятник, символ города. Это не кто иной, как... черный слон! Как и многие здания в Катании, он сделан из черного базальта, а вот глаза и бивни - из белого мрамора. На спине слоник "везет" не что-нибудь, а настоящий древнеегипетский обелиск, привезенный с Нила.
17.
18.
...На этом наше сицилийско-римское путешествие закончилось. Утром мы вылетели из Катании в Рим, затем пересели на самолет Рим - Франкфурт. Правда, наше возвращение не обошлось без приключений. В самолете внезапно поломался кондиционер, и рейс задержали на целый час. Капитан нашего лайнера лично извинился за поломку, но что делать... У многих пассажиров во Франкфурте была стыковка, и они на нее опоздали. Но мы на свою стыковку успели. Во многом благодаря тому, что пассажиры, прибывшие "евросоюзными" рейсами априори считаются "чистыми" и не проходят контроль авиабезопасности повторно, как при прилете из России. Нам достаточно было просто перейти между соседними гейтами. И на пограничном контроле нас всех, кто летел со стыковочного рейса из Рима в Москву, просто пропустили без очереди. И хотя до посадки оставались считанные минуты, я успела-таки купить в кафе немецкий брецель - люблю я их.
19.
В общем, пока, Сицилия! Пока, Италия! Мы вас любим!