Кастель-Арквато был самой яркой неожиданностью поездки. Дело в том, что обычно я все маршруты в гугл-картах предварительно просматриваю, а тут поленился. Все же понятно, вот остановка, вот от нее дорога к церкви Колледжата, ради которой я сюда забрался, а что дорога кривая, ну бывает, плохо инженеры сработали. Действительность превзошла все мыслимые ожидания: автобус останавливается на шоссе (реальное шоссе! даже подземный переход под ним вырыт, к вящему посрамлению Варламова и Каца), и далее высоко на горе стоит опоясанный крепостными стенами город. Я сфотографировал панораму только на обратном пути, когда уже начало катастрофически темнеть; поверьте, это восхитительное зрелище.
Кран в кадре помогает реставраторам заново отстроить Дворец юстиции. Но он (кран) не должен нас смущать: перед нами реальный средневековый городок. Впервые он упоминается в VIII веке: местный феодал Магнус построил здесь крепость в 756-758 годах. После смерти Магнуса в 789 году Кастель-Арквато перешел под управление епископа Пьяченцы. Далее Пьяченца стала свободной коммуной, и она назначала в Кастель-Арквато своего наместника. В 1290 году власть в Пьяченце захватил Альберто Скотти, который выделил Кастель-Арквато в обособленный феод, владельцем которого тиран поставил сам себя. В правление Скотти в Кастель-Арквато были построены три центра власти - Палаццо Дука, Палаццо Джустициа (тот самый, над которым в мой приезд кран орудовал) и Палаццо Подеста. В 1304 году горожане Пьяченцы изгнали Скотти, а затем взяли и Кастель-Арквато; в 1307 году тиран вновь завоевал свой городок. Отсюда его выбил в 1317 году Галеаццо Висконти; с этого момента и вплоть до 1447 года Кастель-Арквато стал частью миланских владений семейства Висконти (замок Висконти в городе построен, понятное дело, при них), после прекращения этой династии городок перешел к Франческо Сфорца. Все, наверно, помнят историю головокрушительного падения Сфорца в Милане в ходе Итальянских войн, а вот в Кастель-Арквато боковая ветвь этой семьи продержалась до 1707 года. И только после этого городок стал частью герцогства Парма и Пьяченца.
Карта местности (автобус прибывает на пьяцца Европа в самом низу схемы):
Вверх ведет такая вот улочка:
Я, признаться, не уверен, что вообще все здания в Кастель-Арквато средневековые (например, наверху я набрел на явно современную котельную), но стиль тщательно выдерживается. А вот и первые центры власти:
Слева - Торреоне ("башнища" -очень большая башня) Фарнезе, слева - Палаццо Дука.
Под Палаццо Дука находится...фонтане Дука - общественная "колонка", такое часто встречается в средневековых городах; здесь брали воду для питья и технических нужд, здесь же в отдельных купальнях стирали белье.
Поднимаемся дальше: перед нами вход в Верхний город. С этого момента я уже не употреблял слова "благодать" в кратком его варианте (вообще-то довольно крутой подъем, так что словоупотребление было оправданным), а просто восхищенно охал.
Надвратное здание (палаццо Стадивари), кстати, уже не средневековое, а XVIII век, но очень удачно вписавшееся в атмосферу города. А вот вид от ворот вниз - на уже показанные мной Торреоне Фарнезе и Палаццо Дука.
Далее путь идет мимо закрытой церкви, Геологического музея, дома-музея местного уроженца Луиджи Иллика (автора или соавтора либретто "Богемы", "Тоски", "Мадам Баттерфляй") к главной площади. Покажу тот фасад Палаццо Подеста, что выходит на улицу (тот, что на площадь. будет чуть позже):
Ну и еще выше:
За этим зданием начинается стремительный спуск к шоссе.
Мы же вернемся на главную площадь. На нее выходят три местных шедевра: Палаццо Подеста, Рокка Висконти и церковь Санта-Мария (она же Колледжата)
Палаццо Подеста (основная часть - 1292 год)
Рокка Висконти (1342-1349)
Ну и самое печальное: я приехал сюда в понедельник - единственный день, когда все закрыто. Во все остальные дни туристов здесь очень ждут, судя по всему: есть турбюро, куча магазинчиков. В определенные часы можно попасть в башню Фарнезе и замок Висконти. Расписание замка Висконти я сфотографировал для памяти:
Ну а третьим важным зданием, выходящем на площадь, является церковь Санта-Мария, она же Колледжата. Постоянные читатели понимают, что автор, в силу своих наклонностей, сделает эту церковь предметом отдельного рассказа? Поэтому пока публикую только две фотографии: