Booking.com

Камни Матеры

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Камни Матеры


Эти опрокинутые конусы, эти воронки, назывались «камни»: Камень Кавеозо и Камень Барисано. Мы представляли в школе, что именно такой формы должен быть ад Данте. И я тоже начала спускаться по дорожке, похожей на горную тропу, круг за кругом, до самого низа. Очень узенькая улица, извивавшаяся, как змея, спускалась по крышам домов, если их можно так назвать. Это были пещеры, вырытые в затвердевшей глинистой поверхности оврага… В этих черных дырах с земляными стенами я видела постели, жалкие одеяла, разбросанные лохмотья. На полу лежали собаки, овцы, козы, поросята. Жилище каждой семьи состоит из такой пещеры, и там спят все вместе: мужчины, женщины, дети, животные (Карло Леви. Христос остановился в Эболи, 1946г.). 

Если смотреть на карте на очертания итальянского "сапога", то его каблуком явится область Апулия, носком - Калабрия, а посередине, чем-то вроде супинатора - Базиликата или Лукания. 

Ее историческая столица Матера - фантастический город, известный своим древнейшим ядром Сасси («Камни»), обитаемым со времен раннего палеолита. В конце августа мое давнее желание посетить эти места, наконец, осуществилось. Прилагаю краткий отчет о поездке.


ВОЗМОЖНО, ДРЕВНЕЙШИЙ ГОРОД НА ЗЕМЛЕ
Матера, наверное, единственный город, который может похвастаться тем, что самым древним его жилищам от 7 до 9 тыс.лет. 
Первобытные жители селились здесь в скалистых впадинах расщелины (Гравина) с небольшой речкой, в пещерах и гротах в толще известняка (туфа), легко поддающегося обработке. Почти в неизменном виде эти жилища дошли до момента римского завоевания. Римляне модернизировали их с помощью силикатного кирпича. Крыши одних зданий становились основаниями других, образуя многоярусные постройки. Городское поселение, получившее название Матеола, известно с III в. до н.э. 

Между VIII-XIII вв. сюда приезжали монахи, бежавшие из Сирии, Малой Азии, Каппадокии, Армении. Возник своеобразный синтез культур Западной и Восточной церквей. В подземельях сооружались дома и погреба, стойла для скота и храмы. Над пещерным городом вырос каменный с причудливым переплетением улиц, иные из которых проходят по крышам домов-подземелий. 

В последующие века верхняя часть Матеры (с ласкающим российское ухо названием Иль Пьяно) росла и благоустраивалась. В ней строились монументальные церкви и дворцы. Простолюдины по-прежнему обитали в воронках Сасси, сохраняя привычный образ жизни. Так продолжалось до начала 50-х гг. XX в. К этому времени Сасси были перенаселены и являлись домом для 23 тыс. человек. Водопровод и канализация практически отсутствовали. 

КАРЛО ЛЕВИ ОСТАНОВИЛСЯ В АЛЬЯНО
В дальнейшей судьбе «камней Матеры» едва ли не решающую роль сыграл Карло Леви (1902-1975) - врач, художник, писатель, публицист, интеллектуал левых убеждений. Его знаменитый документальный роман «Христос остановился в Эболи» (Cristo si и fermato a Eboli), опубликованный в 1945г., произвел в послевоенной Италии эффект разорвашейся бомбы. Правительство, наконец, обратило внимание на Сасси, и с 1952г. начался масштабный проект по переселению нижнего города в специально построенные квартиры наверху.

Карло Леви родился в 1902г. в Турине в добропорядочной и обеспеченной еврейской семье. По окончании Туринского университета в 1924г. он получил диплом врача и практиковал в одной из местных больниц. Вскоре он отказывается от медицинской карьеры и посвящает свою жизнь живописи и политике. 


Период с 1920 по 1940 гг. называют в Италии «черным двадцатилетием», или «arte di regime». Это было время разочарований, вынужденного конформизма и, одновременно, стихийной борьбы с фашистским правительством и полицейским государством Муссолини. 
Леви вступает в созданную П.Гобетти группу «Либеральная революция» (Rivoluzione liberale), а в 1929г. создает совместно с К. и Н.Роселли, антифашистскую группу «Справедливость и свобода» (Giustizia e Libertа). В том же году состоится первая выставка объединения художников «Туринской шестерки» (Sei pittori di Torino), куда входил Леви. 

Весной 1934г. он был арестован и 2 месяца провел в тюрьме в Риме. В мае 1935г. дуче отправил его в ссылку на юг в область Лукания. Некоторое время Леви живет в городке Грассиано, а затем – в селении Альяно близ Матеры. Здесь он бесплатно лечил крестьян, находившихся в большинстве в состоянии глубокой нищеты, а когда местные власти это ему запретили – стал заниматься врачебной деятельностью нелегально. В Алиано он много рисует - портреты, местные пейзажи, а также занимается фольклорными изысканиями, собирает описания обычаев, верований и суеверий.

Карло Леви в период нахождения в Альяно 
(утащено отсюда)


В 1936г. Леви был освобождён по амнистии. Он уезжает в Париж, и оттуда руководит действиями группы «Справедливость и свобода». В 1941г. Леви возвращается в Италию, где его снова сажают в тюрьму. 
Свобода пришла только после ареста Муссолини. Леви переезжает во Флоренцию и в 1943-1944гг. пишет там свой знаменитый роман, в котором описывает события, пережитые им во время ссылки в Альяно. Его название было подсказано поговоркой местных крестьян: «Христос остановился далеко отсюда, в Эболи» означашвей, что их жизнь была в стороне и от христианства, и от морали. Цитата из главы романа, посвященной Матере, приведена в заголовке поста. 

Вот еще высказывание Карло Леви о Матере (1952г.): “Nelle grotte dei Sassi si cela la capitale dei contadini, il cuore nascosto della loro antica civiltа. Chiunque veda Matera non puт non restarne colpito tanto и espressiva e toccante la sua dolente bellezza” (в пещерах Сасси находится столица крестьян, скрытое сердце их древней цивилизации. Любой, кто видит Матеру, не может помочь, но будет преисполнен благоговения, настолько выразительна и трогательна ее печальная красота). Кто знает итальянский, пусть предложит лучший вариант перевода.

Умер Леви в Риме в1975г. и был похоронен в соответствии с его завещанием в Альяно.


Процесс расселения Сасси растянулся на 20 лет, последних троглодитов выселяли уже насильно в 70-х гг. После чего пещерный город начал приходить в упадок и разрушаться вандалами. Ситуация изменилась в 1993г., когда город Матера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря государственным субсидиям 70% старого города было восстановлено. Сасси постепенно превращаются в город-музей.

СПУСКАЕМСЯ В САССИ
Это Палаццо Ланфранки (верхний город). Фасад здания является общим для церкви Мадонна дель Кармело (1608-1610гг.) и старинной семинарии. Здесь находятся музей средневекового и современного искусства и Фонд им. Карло Леви. 


Отсюда открывается панорамный вид на Сасси 


Сассо Барисано




Сассо Кавеозо


Гора Монтерроне. На ней 2 соединенные между собою церкви: Мадонна делль Идрис с фасадом из туфовых блоков и маленькой звонницей и Сан Джованни ин Монтерроне.


Идем вниз






На улочке Виа Фьорентини находится музейчик L' antica Casa Grotta, в котором силами мастеров-каменотесов Эустакио Рицци с сыновьями реконструированы интерьеры пещерного жилища. Все персонажи выполнены в натуральную величину.


Эта часть пещеры служила спальней. Кровати располагались в несколько ярусов. За ними глава семейства, кажется он сидит на ночном горшке. 


Женщина спит в еще в одной маленькой кроватке, большей похожей на гроб.

Тут же рядом - стойло для скота


Кухня и трапезная. Женщинам и детям сидеть за столом не полагалось


И производственная мастерская.


У входа в музей и чуть далее


Подъем наверх


А это другой спуск в кварталы Сасси от Пьяцца Витторио Венето


Виды Сассо Барисано. Справа вверху кафедральный собор 






НЕМНОГО ВЕРХНЕГО ГОРОДА
Дворец Аннунциата (XVIIв.). Сейчас здесь областная библиотека и конференц-залы.


Церковь Пургаторио (Искупления) с фасадом в виде папской митры

 

/td>


Здесь повсюду скелеты и черепа, символизирующие неизбежность смерти.


В качестве оптимистичной ноты - статуя Мадонны с Младенцем в верхней нише, впрочем, не слишком заметная снизу (см.предыдущие снимки).

Площадь Седиле с одноименным дворцом. В настоящее время он принадлежит местной Консерватории, являющейся одной из старейших в Италии.


Церковь Сан Франческо ди Ассизи (Св.Франциска Ассизского). Сооружена в XIIIв. над древней криптой Св.Петра и Павла, вырубленной в туфовой скале, перестроена в середине XVIIIв.


Кафедральный собор в честь Мадонны делла Бруно, Святой покровительница Матеры


Церковь Санта Кьара (1668-1702). 


Ее фасад, рядом - Национальный музей Доменико Ридола.




 


Автобус на улице города.


Старинный колодец и современная уличная скульптура.




 


В Матере было снято более 30 фильмов на историческую и библейскую тематику. Среди них «Царь Давид» режиссера Брюса Бересфорда с Ричардом Гиром в главной роли, «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини и «Страсти Христовы» Мэла Гибсона.


Хочется еще отметить, что ауру этого замечательного городка очень сложно передать с помощью фотоснимков. Здесь какая-то необыкновенная энергетика, и провести тут надо не менее 2-3 суток, чего автору, к сожалению, не удалось.

http://lj.rossia.org/users/v_murza/102704....

Наверх страницы

Отели в Италии