ВОЗМОЖНО, ДРЕВНЕЙШИЙ ГОРОД НА ЗЕМЛЕ
Матера, наверное, единственный город, который может похвастаться тем, что самым древним его жилищам от 7 до 9 тыс.лет.
Первобытные жители селились здесь в скалистых впадинах расщелины (Гравина) с небольшой речкой, в пещерах и гротах в толще известняка (туфа), легко поддающегося обработке. Почти в неизменном виде эти жилища дошли до момента римского завоевания. Римляне модернизировали их с помощью силикатного кирпича. Крыши одних зданий становились основаниями других, образуя многоярусные постройки. Городское поселение, получившее название Матеола, известно с III в. до н.э.
Между VIII-XIII вв. сюда приезжали монахи, бежавшие из Сирии, Малой Азии, Каппадокии, Армении. Возник своеобразный синтез культур Западной и Восточной церквей. В подземельях сооружались дома и погреба, стойла для скота и храмы. Над пещерным городом вырос каменный с причудливым переплетением улиц, иные из которых проходят по крышам домов-подземелий.
В последующие века верхняя часть Матеры (с ласкающим российское ухо названием Иль Пьяно) росла и благоустраивалась. В ней строились монументальные церкви и дворцы. Простолюдины по-прежнему обитали в воронках Сасси, сохраняя привычный образ жизни. Так продолжалось до начала 50-х гг. XX в. К этому времени Сасси были перенаселены и являлись домом для 23 тыс. человек. Водопровод и канализация практически отсутствовали.
КАРЛО ЛЕВИ ОСТАНОВИЛСЯ В АЛЬЯНО
В дальнейшей судьбе «камней Матеры» едва ли не решающую роль сыграл Карло Леви (1902-1975) - врач, художник, писатель, публицист, интеллектуал левых убеждений. Его знаменитый документальный роман «Христос остановился в Эболи» (Cristo si и fermato a Eboli), опубликованный в 1945г., произвел в послевоенной Италии эффект разорвашейся бомбы. Правительство, наконец, обратило внимание на Сасси, и с 1952г. начался масштабный проект по переселению нижнего города в специально построенные квартиры наверху.
Карло Леви родился в 1902г. в Турине в добропорядочной и обеспеченной еврейской семье. По окончании Туринского университета в 1924г. он получил диплом врача и практиковал в одной из местных больниц. Вскоре он отказывается от медицинской карьеры и посвящает свою жизнь живописи и политике.
Период с 1920 по 1940 гг. называют в Италии «черным двадцатилетием», или «arte di regime». Это было время разочарований, вынужденного конформизма и, одновременно, стихийной борьбы с фашистским правительством и полицейским государством Муссолини. Леви вступает в созданную П.Гобетти группу «Либеральная революция» (Rivoluzione liberale), а в 1929г. создает совместно с К. и Н.Роселли, антифашистскую группу «Справедливость и свобода» (Giustizia e Libertа). В том же году состоится первая выставка объединения художников «Туринской шестерки» (Sei pittori di Torino), куда входил Леви. Весной 1934г. он был арестован и 2 месяца провел в тюрьме в Риме. В мае 1935г. дуче отправил его в ссылку на юг в область Лукания. Некоторое время Леви живет в городке Грассиано, а затем – в селении Альяно близ Матеры. Здесь он бесплатно лечил крестьян, находившихся в большинстве в состоянии глубокой нищеты, а когда местные власти это ему запретили – стал заниматься врачебной деятельностью нелегально. В Алиано он много рисует - портреты, местные пейзажи, а также занимается фольклорными изысканиями, собирает описания обычаев, верований и суеверий. |
Карло Леви в период нахождения в Альяно (утащено отсюда) |
В 1936г. Леви был освобождён по амнистии. Он уезжает в Париж, и оттуда руководит действиями группы «Справедливость и свобода». В 1941г. Леви возвращается в Италию, где его снова сажают в тюрьму.
Свобода пришла только после ареста Муссолини. Леви переезжает во Флоренцию и в 1943-1944гг. пишет там свой знаменитый роман, в котором описывает события, пережитые им во время ссылки в Альяно. Его название было подсказано поговоркой местных крестьян: «Христос остановился далеко отсюда, в Эболи» означашвей, что их жизнь была в стороне и от христианства, и от морали. Цитата из главы романа, посвященной Матере, приведена в заголовке поста.
Вот еще высказывание Карло Леви о Матере (1952г.): “Nelle grotte dei Sassi si cela la capitale dei contadini, il cuore nascosto della loro antica civiltа. Chiunque veda Matera non puт non restarne colpito tanto и espressiva e toccante la sua dolente bellezza” (в пещерах Сасси находится столица крестьян, скрытое сердце их древней цивилизации. Любой, кто видит Матеру, не может помочь, но будет преисполнен благоговения, настолько выразительна и трогательна ее печальная красота). Кто знает итальянский, пусть предложит лучший вариант перевода.
Умер Леви в Риме в1975г. и был похоронен в соответствии с его завещанием в Альяно.
Процесс расселения Сасси растянулся на 20 лет, последних троглодитов выселяли уже насильно в 70-х гг. После чего пещерный город начал приходить в упадок и разрушаться вандалами. Ситуация изменилась в 1993г., когда город Матера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря государственным субсидиям 70% старого города было восстановлено. Сасси постепенно превращаются в город-музей.
СПУСКАЕМСЯ В САССИ
Это Палаццо Ланфранки (верхний город). Фасад здания является общим для церкви Мадонна дель Кармело (1608-1610гг.) и старинной семинарии. Здесь находятся музей средневекового и современного искусства и Фонд им. Карло Леви.
Отсюда открывается панорамный вид на Сасси
Сассо Барисано
Сассо Кавеозо
Гора Монтерроне. На ней 2 соединенные между собою церкви: Мадонна делль Идрис с фасадом из туфовых блоков и маленькой звонницей и Сан Джованни ин Монтерроне.
Идем вниз
На улочке Виа Фьорентини находится музейчик L' antica Casa Grotta, в котором силами мастеров-каменотесов Эустакио Рицци с сыновьями реконструированы интерьеры пещерного жилища. Все персонажи выполнены в натуральную величину.
Эта часть пещеры служила спальней. Кровати располагались в несколько ярусов. За ними глава семейства, кажется он сидит на ночном горшке.
Женщина спит в еще в одной маленькой кроватке, большей похожей на гроб.
Тут же рядом - стойло для скота
Кухня и трапезная. Женщинам и детям сидеть за столом не полагалось
И производственная мастерская.
У входа в музей и чуть далее
Подъем наверх
А это другой спуск в кварталы Сасси от Пьяцца Витторио Венето
Виды Сассо Барисано. Справа вверху кафедральный собор
НЕМНОГО ВЕРХНЕГО ГОРОДА
Дворец Аннунциата (XVIIв.). Сейчас здесь областная библиотека и конференц-залы.
Церковь Пургаторио (Искупления) с фасадом в виде папской митры
/td> |
Здесь повсюду скелеты и черепа, символизирующие неизбежность смерти.
В качестве оптимистичной ноты - статуя Мадонны с Младенцем в верхней нише, впрочем, не слишком заметная снизу (см.предыдущие снимки).
Площадь Седиле с одноименным дворцом. В настоящее время он принадлежит местной Консерватории, являющейся одной из старейших в Италии.
Церковь Сан Франческо ди Ассизи (Св.Франциска Ассизского). Сооружена в XIIIв. над древней криптой Св.Петра и Павла, вырубленной в туфовой скале, перестроена в середине XVIIIв.
Кафедральный собор в честь Мадонны делла Бруно, Святой покровительница Матеры
Церковь Санта Кьара (1668-1702).
Ее фасад, рядом - Национальный музей Доменико Ридола.
Автобус на улице города.
Старинный колодец и современная уличная скульптура.
В Матере было снято более 30 фильмов на историческую и библейскую тематику. Среди них «Царь Давид» режиссера Брюса Бересфорда с Ричардом Гиром в главной роли, «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини и «Страсти Христовы» Мэла Гибсона.
Хочется еще отметить, что ауру этого замечательного городка очень сложно передать с помощью фотоснимков. Здесь какая-то необыкновенная энергетика, и провести тут надо не менее 2-3 суток, чего автору, к сожалению, не удалось.