В окрестностях Милана находится всего три аэропорта. Орио Аль Серио или Бергамо известен своей лоукост-направленностью, с этим то и связаны присущие ему неудобства - начиная от низкого уровня комфорта, заканчивая отдалённостью от мегаполиса. Да, естественно, на каждый минус, в случае с Бергамо, найдётся как минимум пара плюсов, однако, рано или поздно путешественник всё равно столкнётся с необходимостью ехать дальше по Италии и задастся массой вопросов - на чём ему перемещаться, как оплачивать проезд, какой вид транспорта наиболее удобный?
Заранее прочитав десятки отзывов, мы остановили свой выбор на железной дороге. Во-первых, в поезде ехать удобнее, во-вторых именно этот вид транспорта - наиболее слажен в Италии. Автобусы в южной республике, в основном, ходят между соседними городами, единого итальянского оператора, обеспечивающего пассажироперевозки по территории всей страны нет, равно как и сервисов, где можно было бы заранее на английском языке ознакомиться с расписанием автобусов и купить на них билеты.
В принципе, в этом нет ничего удивительного. Учитывая то, насколько развита в Италии железнодорожная инфраструктура, удивляешься вообще - как автобусы продолжают ещё использоваться здесь в качестве средства для путешествий.
Все итальянские поезда принадлежат компании "Trenitalia" - местное "РЖД". У них, кстати, есть замечательный сайт trenitalia.com, доступный на английском языке, на котором можно ознакомиться с актуальным расписанием, стоимостью проезда и купить билеты.
Подавляющее большинство составов изготовлены здесь же. В Италии вообще очень преуспели с железнодорожным транспортом, пересадив едва ли не пол-Европы на свои "Pendolino" и пр. - даже в России один из самых инновационных проектов (скоростной "Аллегро" отзыв о котором я уже выкладывал в "Блокнотике") родом из тех краёв.
В зависимости от своего типа, итальянские поезда называются по-разному. Самый простой и дешёвый - что-то типа электрички, на английский манер - "local train". Одноэтажные и двухэтажные, они соединяют города, расстояние между которыми не превышает 300 километров. С Бергамо в Милан легче всего добраться именно на таком, время в пути - примерно один час, а стоимость билета не превышает €6.
Оплата проезда на поезде в Италии - необычно, непривычно.
Как я уже замечал раньше, билет удобнее и дешевле всего купить на сайте trenitalia.com. Впрочем, с этим связаны определённые риски, имеющие немалое значение для вашего расписания и кошелька.Во-первых, в самый неподходящий момент итальянские железнодорожники могут запросто объявить забастовку. А бастуют в южной республике крайне часто. Как нам чуть позже скажет приветливая девушка с ресепшн миланского "Radisson Blu", что ни день - то кто-то в Италии проводит страйк. Чаще всего жалобы касаются низких зарплат (которые, однако, не мешают разъезжать итальянцам на невероятно красивых, новых машинах и жить в собственных домах), невыносимых условий труда или слишком длинного рабочего дня (целых шесть часов!). Бог, конечно, судья итальянцам, но мы с Иванкой подумали лишь одно - в Россию бы их.
Второй риск - опоздания. Вероятно, причиной тому южный менталитет с присущей ему расслабленностью - не берусь утверждать. Однако в одном случае из трёх ваш поезд точно опоздает или уедет позже.
В Бергамо мы с Иванкой столкнулись как раз с первой проблемой - на железнодорожном вокзале все поезда были отменены, а пожилой мужчина в кассе на мою просьбу вернуть деньги за билет развёл руками - у вас, мол, он действителен ещё три месяца - поехать, к примеру, можно завтра. Слава богу, забастовка была однодневной и именно в этот день, а не на следующий - иначе плакали бы наши билеты, стоимостью в 100 евро, и возможность увидеть своими глазами Венецию.
Если рисковать желания нет, наиболее верное решение - покупать билеты непосредственно перед отправлением, на вокзале. Для этого там установлены очень удобные киоски-автоматы с интуитивным управлением и возможностью выбора английского языка. Что немаловажно - устройства принимают не только наличку, но и карточки. Моя российская "MasterCard" идеально оплатила нам несколько поездок.
Билеты, распечатываемые автоматами, (по крайней мере, на поезда местного назначения) - с открытой датой. Они действительны в течение трёх месяцев - вы сами решаете, когда их использовать.
Никаких проводников и кондукторов
Между городскими улицами и вагоном поезда междугородного сообщения в Италии - никаких преград. Турникеты, проводники? Итальянцы об этом слыхом не слыхивали. Вы запросто можете просто зайти и сесть в любой состав - неважно, есть у вас в кармане билет или нет.Правда, очень важно до этого не забыть прокомпостировать билет - на вокзалах и платформах для этого установлены специальные устройства, найти одно из которых не составит труда.
Билет, впрочем, компостируется не каждый. Если на бланке срок действия (period of validity) ограничен временем движения поезда - вы можете обойтись без дополнительных манипуляций с проездным документом. Однако, довольно часто на местные поезда автоматы печатают трёхмесячные билеты (как, например, из Бергамо в Милан и обратно) - в таком случае компостировать обязательно, иначе билет будет считаться недействительным.
Есть ещё один вариант проезда - зайцем. Наличие билетов проверяется лишь контролерами, которые вовсе могут и не появиться за всё время в пути. Например, так случилось за те четыре часа, что мы ехали из Милана в Венецию. В общем, наличие билета, конечно же, на совести пассажира, но нужно быть готовым к тому, что если вас поймают, откупиться разговорами не получится - к туристам в Италии отношение однозначное. Контролёр возьмёт с вас не только стандартные 100 евро штрафа, но ещё и стоимость билета по этому направлению.
Какие бывают поезда в Италии
При выборе билетов на сайте trenitalia.com и уж тем более на железнодорожном вокзале итальянского города вы наверняка столкнётесь с вопросом - а чем один поезд отличается от другого? В Италии, по меньшей мере, пять типов поездов с разным уровнем комфорта, скоростью движения и частотой остановок. Самый доступный, как я уже говорил - "local train" - старенькие, простенькие одно- или двухэтажные составы, со средней скоростью, не превышающей 100 км/ч и очень частыми остановками.Не смотря на слегка потрёпанный внешний вид, внутри там получше чем в большинстве российских поездов. Удобные кресла с фиксатором для головы (спать - кайф!), климат-контроль - даже во втором классе!
В одноэтажном поезде:
На втором этаже:
Билет на такие поезда самый недорогой - час в пути из Бергамо в Милан обошёлся нам в €5 с человека, четыре часа из Милана в Венецию - в районе €17.
Если в путешествии время ограничено, Trenitalia будет рада предложить свои скоростные поезда (так называемые "Стрелы", по-итальянски "Фрэчча"), соединяющие главные города страны: Милан, Рим, Наполи, Венецию, Флоренцию и другие. Опять-таки, в зависимости от скорости и комфорта, есть три разных экспресса.
Наиболее медленный и доступный из них (максимальная скорость - 180 км/ч) - "Фрэчча Бьянка", "Белая стрела". Мы на таком возвращались в Милан из Венеции. Вагоны более ухожены, кресла - удобнее, даже во втором классе между сиденьями есть столики. Если на местном поезде в Венецию мы ехали почти 4 часа, обратно "Фрэчча Бьянка" доставила нас за два с половиной.
Внешний вид (на вокзале Милано Чентрале):
Внутри вагона второго класса "Freccia Bianco":
Следующий класс поезда - "Серебряная стрела" или "Freccia Argento". Тут максимальная скорость уже 250 км/ч ("Сапсан"!), уровень комфорта - на порядок выше. На этом поезде имеет смысл ехать на совсем уж дальние расстояния (например, Рим-Милан). Ведь стоимость билета менее доступна.
Наивысшие комфорт, стоимость и скорость (максимальная - целых 350 км/ч) - это "Freccia Rossa" - "Красная стрела". Как любитель железнодорожного транспорта, я очень хотел на ней прокатиться, но, к сожалению, как и в случае с "Серебряной", такие траты оправданы лишь при перемещении на дальние расстояния. Так что попробуем как-нибудь в следующий раз, когда из Бергамо нам нужно будет добираться в Рим.
"Фрэчча Росса" слева, у платформы вокзала "Санта Лучия" в Венеции.
Чуть не забыл сказать - есть ещё один, пятый тип поездов, наименее распространённый среди путешествеников. Это так называемый "Night train" - "ночной поезд", представляющий состав из классических, прекрасно знакомых нам купейных вагонов разной степени комфорта. Соотношение цены ко времени в данном случае проигрышно, впрочем, случается всякое, и обстоятельства могут сложиться так, что ночной поезд будет наиболее удобным вариантом для путешествия.
Путешествующим по Италии - на заметку
Было бы неправильно, рассказывая об Италии, не упомянуть об особенностях этой южной страны и её жителях. Во всяком случае, те уникальные черты, которые нам запомнились больше всего за дни нашего путешествия, просто обязаны быть описаны на страницах "Блокнотика".
Итальянцы ужасающе похожи на русских. Манерой общения, своей импрессивностью, отсутствием приветливой деликатности при общении друг с другом. Мы не заметили, чтобы в южной республике было принято улыбаться друг другу - даже в сфере обслуживания. Нас деловито обслуживали официантки с выражением лиц а-ля "Poker Face", даже в стюардессах Ryanair чувствовалось что-то такое. "Отдушиной" и единственным исключением из правил стал "Radisson Blu", в котором мы останавливались в Милане - улыбка у ресепшионистов, казалось, обнажала все тридцать два зуба, а в приветливости им не было равных. Интересно, какие они на самом деле? :)
На наших соотечественников итальянцы похожи не только менталитетом и стилем поведения, но и, например, обывательским скепсисом по отношению к другим языкам. Английский, к примеру, здесь не знает практически никто. После Финляндии это было для нас настоящим шоком. Более того - ряд людей, кажется, не хочет учить этот глобальный язык намеренно - мол, мы патриоты, у нас великая страна, это вы, приезжие, разговаривайте на итальянском. Знакомо?
К туристам тоже отношение в Италии двоякое. Немало, очень немало людей, которые почтили бы за честь обмануть "глупого неместного". Поэтому, пожалуй, главное правило при путешествии здесь - помните, вы не в очаровательной милой американской провинции. И будьте бдительны. Как на Родине.
Наибольшее сходство с Россией я чувствовал в Милане - старые грязноватые трамваи с холодными сиденьями, заметно много мигрантов (в основном, арабы и темнокожие), очень громкие, лишённые такта люди. Обшарпанность и кричащая бедность ряда районов на фоне изящества и роскоши модных бутиков в центре.
Тем не менее, Италия по-своему привлекательна, невероятно красивая страна. Тут противоречиво, но здорово. Не для жизни, конечно, но для путешествия - отличный вариант.
http://nickned.livejournal.com/183603.html