Кафедральный собор, посвященный Вознесению Богоматери, был построен в так называемом стиле «паданской романики» (вариация романского стиля, присущая провинциям Паданской равнины) на месте церкви святой Иустины IX века, разрушенной в 1117 году землетрясением. В его конструктивном решении прослеживается сильное влияние таких знаковых архитектурных памятников долины реки По,как соборы Модены и Пармы.
Вид на собор с юга.
Восточная апсида. Декор апсиды здесь http://uchitelj.livejournal.com/824609.html
Вид с северо-востока.
Левый портал западного фасада называется «Райскими вратами», поскольку через него выносили из собора усопших, и его скульптурный декор (преимущественно созданный в XII веке) посвящен теме искупления. Балдахин держится на атлантах, олицетворяющих ад (слева) и чистилище (справа), в центре внешнего архивольта, декорированного розетками, помещен агнец, символ рая. По бокам от агнца находятся рельефы, представляющие сцену Благовещения.
На архитраве, по бокам от которого помещены фигуры грешников, представлены сцены «Благовещения», «Встречи Марии и Елизаветы», «Рождества», «Поклонения младенцу», «Благая весть пастухам», «Поклонения волхвов».
Центральный портал.
Атланты, держащие балдахин правого портала, олицетворяют теологию (атлант, сидящий на орле, символе святого Иоанна Богослова) и философию (атлант со скрещенными ногами, сидящий в позе мудреца). На балдахине помещены фигуры пророков. Архитрав украшает «Введение во храм», «Бегство в Египет», «Крещение Христа» и три сцены искушения Христа в пустыне (голодом, гордыней и верой). По бокам от архитрава находятся сцены «Каин убивает Авеля» и «Изгнание из рая».
План собора представляет собой латинский крест, внутреннее пространство поделено на три нефа мощными цилиндрическими колоннами, несущими романские полуциркульные арки, центральный неф перекрыт стрельчатыми сводами.
Центральный неф, вид в сторону алтаря.
Центральный неф, вид в сторону западного входа.
Над пресвитерием, приподнятым над находящейся под ним криптой, возвышается высокий восьмигранный барабан.
Необычные многоярусные тромпы.
Стены, столбы и своды собора покрывают фрески XIV-XVII веков.
Купол был частично расписан ломбардским мастером Мараццоне и приглашенным после его смерти Гверчино.
В интерьере сохранились интересные образцы романской пластики XII века. Колонны и пилястры собора украшают разнообразные капители, в большинстве своем находящиеся на значительной высоте.
Исключение составляют капители пилястр западной стены собора, на которых представлено «Мученичество святого Стефана» и «Давид и Голиаф».
Особый интерес представляют «панели гильдий», врезанные прямо в стволы колонн нефа и пресвитерия. На них изображены ремесленники за работой, принадлежавшие корпорациям, пожертвовавшим средства на строительство церкви (красильщики, торговцы тканями, сапожники,кожевники, извозчики, пекари).
Над замковыми камнями арок центрального нефа помещены рельефы с изображением святой Иустины (покровительницы Пьяченцы), святой Христины, Мадонны с младенцем, святой Кандиды и святой Павлины (слева) и пророков (справа).