Добрый день! Продолжая рассказ про спое путешествие по Италии расскажу о втором дне в Риме! Сегодня у нас утренний город без туристов, Ватикан, Галерея Боргезе, перекус в хорошем месте и ужин в траттории куда я вам нерекомендую идти))) Если настроились на много-фото - то отправляемся в путь:
Мои друзья Лена и Вова мужественно пережили ранний подъем в 5 утра и даже потом поблагодарили меня за этот эллемент садизма) Утренний Рим в Августе единственное время когда можно гулять наслаждаясь - еще прохлада и еще нет толп туристов. Как я говорил - воле фонтана Треви в 6 утра нет никого кроме моделей и брачующихся. Можно наконец услышать как поет фонтан и не думать что тебя вот-вот кто-то столкнет в воду подпирая в желании сделать селфи)
После прекрасной прогулке по городу мы отправились в Ватикан.
Билеты в музеи Ватикана мы приобретали заранее, на официальном сайте и рекомендую теперь всем - приходишь в назначенное время а не стоишь огромную очередь. Вот тут детальная информация как сделать это самостоятельно - http://italy4.me/lazio/vatikan/kupit-bilety-v-muzei-vatikana.html
Вообще рекомендую сайт http://italy4.me/ - он мне очень помог в планировании нашего маршрута - много полезной информации, но конечно не вся)
Билет в ватикан стоит 16 уе(+4 уе за бронирование). К открытию в 8 утра мы пришли и ужаснулись очереди в кассы но потом увидели наш вход для грамотных людей с электронными билетами.
Если вы хотите взять аудиогид - то вот вам ссылка http://edemsami.com/audioguides/rome - отличнейший аудиогид, совсем бесплатный - нужно скачать его, распечатать програмку и вот вам счастье! Мы сравнили аудиогид которые можно купить в Ватикане и этот - так вот бесплатный круче - с фоновыми мелодиями и прекрасным музчиной который очень выразительно читает важную информацию!
Музеи Ватикана очень большие - мне больше всего запомнились еловая шишка, зал античных статуй(фото ниже), Секстинская капелла конечно(не смотря на миллион людей внутри), столпы Рафаэля и мозаики.
По музеям я не даю детальну информацию - так как ее много в сети и она есть на аудиогиде - коротко и прекрасно описанны все важные экспозиции.
Насладится неспешно прогулкой у вас сковрее всего не получится - тут реим "метро в час пик" - ты просто вынужден передвигаясь как пингвин идти в толпе из одного зала в другой.
Вот эти скульптуры мне больше всего запали в лушу, они выставлены во внутреннем дворике Бельведера — Музее Пия-Клемента . Идейным вдохновителем собрания данных предметов искусства является папа Клемент XIV, бывший у власти в 70-х годах XVIII столетия. Его приемник — Пий VI также не обделил музей своим вниманием. Всего в Музее Пия-Клемента насчитывается 8 залов.
Ватикане готовьтесь ходить часа 4 - так что позавтракайте накануне и возьмите с собой воду.
Три больших и светлых комнаты в северном крыле Апостольского дворца носят имя - Станцы Рафаэля . На итальянском слово " строфа " означает " комната " . Таким образом , перед восхищенными путешественниками предстанут три комнаты , расписанные несомненным гением эпохи Возрождения - Рафаэлем
После музеев мы отправились в главную католическую церковь - Собор Святого Петра
Basilica di San Pietro и большая площадь, окруженная колоннами — религиозный центр Ватикана (Stato della Città del Vaticano). Ажурный кафедральный собор был построен в 17 веке грандами Высокого Возрождения и Барокко: Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), Браманте (Donato Bramante), Рафаэлем (Raffaello Santi). С тех самых пор и по нынешние времена базилика является самым значительным католическим храмом на планете, ежегодно привлекая миллионы прихожан к службам, отправляемым самим Папой
4 веке н.э. при императоре Константине I (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) в Риме была возведена романская базилика. От раннехристианских построек уцелел только монумент, отмечающий средину площади Святого Петра, расположенную перед храмом. Согласно христианским летописям, апостол Петр (греч. Απόστολος Πέτρος) принял мученическую смерть около 64-67 г. н.э. в Риме. Над могилой последователя Христа в 313 году был воздвигнут первый алтарь первой базилики.
В течение 40 лет, чертежи собора трансформировались на бумаге, меняя форму здания от греческого равностороннего креста до латинского и, наконец, остановились на форме базилики, предложенной Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1546 году да Сангалло умирает и Папа Павел III ангажирует Микеланджело на роль куратора возведения храма. С учетом нагромождения архитектурных идей предшественников, Буонарроти решает вернуться к изначальному плану Браманте, упростив, и одновременно, усилив конструкцию.
Собор Святого Петра отличается впечатляющими параметрами: порядка 211 метров в длину и высотой, с учетом купола — 132 м, общая площадь храма — 23 тысячи м2. Столь внушительные размеры собора позволяют ему оставить далеко позади своих ближайших конкурентов. Метки с размерами других католических храмов нанесены на пол, чтобы посетители смогли оценить монументальность постройки.
Современный фасад собора был исполнен архитектором Карлом Модерна в 17 веке. Обшитый травертином барочный фасад имеет солидную ширину — 118 м и высоту — 48 м. Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра. Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier). За колоннами портика скрываются пять ворот, ведущих внутрь кафедрального собора: Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Филарета (Porta del Filarete), Врата Таинств (Porta dei Sacramenti), Святые врата (Porta Santa). Наиболее примечательные из них — Врата Смерти, созданные в середине 20-го столетия, скульптором Джакомо Манцу (Giacomo Manzu). Именно через эти створки Ватикан отправляет в последний путь своих понтификов.
Еще одна жемчужина экстерьера храма — фреска «Навичиелла» (Navicella degli Apostoli), кисти Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), выполненная еще в 13-ом столетии.
Интерьер Собор Святого Петра обладает внушительным внутренним пространством, которое разделено между тремя нефами. Арочные своды высотой 23 м и шириной около 13 м отделяют центральный неф от боковых. Галерея 90 м в длину и площадью порядка 2500 м2 начинается у входа в храм и упирается в алтарь. В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников. Ватикан в лице кафедрального собора приобрел хранилище ценнейших произведений искусства, от пола до кончика купола.
Мраморные полы храма частично сохранили элементы прежней базилики, реконструированной в 13 столетии. Привлекает внимание диск из красного египетского порфира, на котором преклонял свое колено Карл Великий, во время своей коронации в 800 году, а также большинство правителей Европы до 15 века.
Множество элементов внутреннего декора были созданы при участии Джан Лоренцо Бернини, потратившего на украшение собора 50 лет своей творческой жизни. Одной из значительных его работ является статуя римского центуриона Лонгина. По преданию сотник, страдающий очень плохим зрением, пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в смерти сына Божьего. Кровь Христа попала на глаза Лонгину и он сразу прозрел. Через некоторое время Лонгин обратился в христианство, активно проповедовал, а ныне признан один из главных христианских святых. Собор Святого Петра в качестве одной из реликвий хранит наконечник копья римского центуриона. Над алтарем храма раскинулся еще один шедевр Бернини — обширный балдахин (кеворий), опирающийся на четыре фигурных столпа. Балдахин был создан при Урбане VIII, множество декоративных элементов воспевают аристократический род понтифика. Баснословная стоимость работ мастера была покрыта из казны семейства Барберри, а вот бронза и прочие стройматериалы были без зазрения совести взяты в Пантеоне (греч. πάνθειον).
С высоты птичьего полета площадь, аллея и собор выглядят как ключ, за что и были названы «ключом Святого Петра». Овал площади, покоится в чаше из двух галерей, оснащенных колоннами. Колоннада из 284 дорических колон и 80 столпов из травертина увенчана аттиком, на котором красуются 140 скульптур святых и десяток церковных гербов. В дни больших католических праздников Площадь Святого Петра вмещает порядка 400 тысяч посетителей.
После насыщенной сытной густой духовной пищи нужно было что-то поесть и простого банального) Недалеко от Ватикана есть небольшое приветливок заведение с пиццой на вынос Pizza Zizza , туда мы и отправились.
За 7 уе можно скушать 4 куска пиццы и колу, салат стоит 6 уе а пиво 5. Еда вкусная и сытная - для быстрого перекуса чень ладе подходит, плюс персонал очень веселый и позитивный - рекомендую!
Вилла Боргезе где находится очень уютный (в особенности после Ватикана) музей. Вход в Богрезе по предварительной записи - но нам повезло - с Рома Пасс мы прошли бесплатно и вне очереди. Но это только везение - советую вам все-таки позвонить и забронировать свое посещение.
Римская галерея Боргезе (Galleria Borghese) – достойная оправа для выдающихся культурных ценностей Италии. Она является частью богатого наследия, оставленного итальянским вельможей Сципионом Боргезе (Шипионе Боргезе, Scipione Borghese). Огромный парк в римском стиле и великолепная вилла кардинала-гедониста, в течение многих лет наполнялись предметами искусства. Картины и скульптуры, авторства европейских мастеров украшают интерьеры первого и второго этажей фамильной резиденции Боргезе.
Будучи богатым итальянским князем по своему рождению и влиятельным представителем церкви по роду деятельности, Сципион Боргезе не испытывал ни малейших трудностей в вопросе пополнения своей частной коллекции. Лучшие произведения итальянских, французских, фламандских, немецких художников незамедлительно перекочевывали в стены нового поместья. У Боргезе была склонность к творчеству нескольких мастеров, работы которых он отыскивал с особой тщательностью. Особенно его интересовала живопись Караваджо и скульптура Джан-Лоренцо Бернини. На момент смерти Сципиона Боргезе в 1633 году, галерея насчитывала более восьми сотен картин, а также обширное собрание скульптур, в том числе и античного периода. В качестве кардинала, Боргезе имел доступ к полотнам, находящимся в закрытых монастырях.
Племянник Папы не брезговал пользоваться своим саном для добычи наиболее ценных картин. Также ходили слухи о том, что хозяева полотен, не желавшие добровольно расставаться со своей собственностью, подвергались весьма суровым уговорам. Кроме того, в копилку коллекции попадали шедевры, имевшие чересчур нескромный вид, по меркам церкви. Благодаря такой формулировке кардинал заполучил полотно Караваджо «Мадонна Палафреньери».
Продолжает тему любовной связи и морали, полотно «Венера и амур с медовыми сотами» Лукаса Карнаха. Древнегреческое сказание о прекрасной Данае воплотилось в великолепной работе Антонио Корреджо. Сказочно красивая волшебница Цирцея ожила под кистью маэстро Доссо Досси. Достойно внимания и «Положение во гроб» мастера Рафаэля. Его «позаимствовали» в церкви св.Франциска в Перуджи. Полотно Рубенса «Снятие с креста» и вовсе было незаконным образом изъято в церкви Сан-Франческо. Отдельного внимания заслуживают шесть картин кисти Караваджо, иллюстрирующие различные этапы творчества этого художника. Лиричное начало карьеры живописца символизирует полотно «Юноша с корзинкой фруктов».
Галерея находится в красивом парке в 80 Га, который раскинулся на покатых боках холма Пинчо. Ранее эту местность использовали в качестве виноградника. А после того, как над ним потрудился талантливый мастер Пьетро Бернини, холм полностью преобразился. С 17 века и по нынешний день – это один из наиболее обширных и живописных общественных парков Рима. Вход бесплатный и тут можно провести гуляя пол дня!
Если спустится с холма то возле Виллы Медичии можно увидеть смотровую площадку, приходить сюда рекомендую на рассвете или закате - так как в остальное время очень жарко да и освещение совсем не то)
В Вилле Медичи чейчас находится Французский центр искусства - внутрь можно попасть по предварительной записи в группу (русско говорящей нет), так что мы не позвонив заранее сюда не попалино на бесплатную инсталяцию посмотрели.
Спустившись по склону рядом с Испанской лестницей (которая к сожалению сейчас на ремонте и пройти по ступенькам из Римских каникул или Мистера Рипли не удалось(( Мы прогулялись по самому дорогому бутиковому району и там же остались ужинать чего я вам не советую делать (название заведения я к сожалению не помню, так как оно было не из моего списка) Хотя по правде ничего кардинально плохого сказать не могу - еда нормальная, интерьер тоже - мне не хватило атмосферы - был обычный европейский ресторан с небольшими порциями и довольно большими ценами. (блюдо где-то 15-20 уе , коктейли 8-10 уе)
Ночью вернулись в отель Орацио по пути прикупим бутылочку фризантино за 2 евро - оно спасло нас от разочарования ужином и помогло перезагрузить мозг после такого насыщенно искусством дня!
В следующей части я расскажу про утреннюю прогулку к Колизею, несколько тихих базилик, достопримечательности района Траствере, римский рынок, неверотяную смотровую площадку, самое атмосферное заведение и много другое)
Жду ваши вопросы и каментарии!
Выводы второго дня:
- Билеты в Ватикан и Боргезе покупайте заранее;
-аудиогид можно скачать бесплатно иот отличный;
-развестная пицца это вкусно/дешево/сердито;
-смотровую площадку посещать в вечернее время;
-ужинать лучше в Трастевере а не рядом с дорогими бутиками;
-не забываем много пить, пользоваться картами и Рома Пасс