Неожиданно в Венеции попал на тренировки школы гондольеров, и сразу понял, насколько же нелегка судьба этих профессионалов. На самом деле, как же сложно управлять этой узкой лодкой в открытом море на больших волнах. Но без этого никак, тяжело в учении, легко в походе, как говорится. Причем, не на учении, а в работе на каналах Венеции гондольерам запрещается выплывать на своих лодках в открытое море с пассажирами. Лодки - гОндолы (правильное ударение на первом слоге, кстати) чрезвычайно дорогие и позволить купить их для дальнейшего бизнеса могут только богатые люди, как правило, это семейное наследство, а работа и место гондольера передаются из поколения в поколение. Тем не менее, быть гондольером, это очень высокооплачиваемый труд, и к тому же среди них встречаются жулики почище таксистов. Ну, вот хотя бы такой случай...
В мае 2012 года туристы из Москвы, Дмитрий и Ольга Курдяковы, заплатили за 50-минутную прогулку на гондоле по Большому Каналу Венеции 400 евро (!!!), хотя стоимость прогулки на гондоле составляет 90 евро. Они потом рассказали о таких конских ценах в турагенстве, там ахнули и обратились в полицию. Полицейские подтвердили, что обман и обдираловка туристов гондольерами - не редкость, но этот случай был уж совсем вызывающим. Они настучали на жулика в профсоюз гондольеров Венеции, там пообещали принять меры. Крупные газеты Венеции пишут, что только спустя месяц удалось установить личность итальянского мошенника, причем его, наконец, под большим давлением полиции решились выдать его коллеги-гондольеры. Однако газеты не приводят имя и фамилии недостойного «водителя гондолы, им запретили это делать. Как оказалось, он регулярно брал такую чрезмерную плату с туристов и, видимо, попросту не делился ею с кураторами, что и привело к его выдаче. Можно только представить себе, каков масштаб надувательства царит в гондольерской среде.
Однако, даже если вы добьетесь оплаты по установленному профсоюзами прайсу, он все равно покажется вам адовым. Стандартная поездка на гондоле обойдется вам в 90 евро за 40 минут, короткая поездка до 30 минут - в 140 евро. Само собой, многие снимают гондолы в складчину. Кроме того, гондольер обязан уметь петь по заказу гостей (за дополнительную плату), знать иностранные языки и историю Венеции, т к его вторая функция - гид-рассказчик. Этому учат в гондольерских школах, срок обучения 1,5 года. Молчаливых гондольеров не бывает, если ваш кормчий молчит, значит, он вас просто дурит.
Несмотря на такие сложности, жульничество в среде гондольеров в последние годы стало зашкаливать. Дело в том, что гильдия в последние годы ослабила свой контроль и разрешила гондольерам продавать свою лицензию. прежде передаваемую только в среде самой гильдии, людям со стороны. Такие упрощения в процедуре получения лицензии понизили общий уровень в гильдии, допустив к гондолам людей непрофессиональных и недостойных. Тут надо учитывать, что прежде, в период расцвета Венеции, в 16-17 веках гондольеров насчитывалось 10 тысяч. В каждом богатом доме имелась личная гондола и обслуживающий ее гондольер. Первое упоминание о них отмечено в архивах за 1094 год. Сейчас их пока 425, но недавно стали раздаваться голоса снять эту ограничительную планку.
Еще один миф: гондольеры - коренные венецианцы. Ничего подобного, они не только не живут тут, но многие вообще не относятся к Венеции от рождения. Все они живут в пригородах, в Местре и едут на работу рано утром на собственных автомобилях, которые оставляют на бесплатных континентальных парковках. На главный остров через мост они доезжают на автобусах. Можно проехать на машине и в самый центр Венеции, до ее автомобильных ворот, пьяцца Рома. Но тут за 8 часов стоянки приходится платить 20-40 евро, а это слишком накладно.
Еще немного статистики: гондолу в лодочных салонах кому попало не продают, ее выпускают по спецзаказам на особых верфях, а их всего три. Стоимость производства гондолы примерно 40-45 тысяч евро. Гондола состоит из 280 деталей, постройка занимает 4 месяца. Классическая гондола имеет размеры: 11 метров в длину и 1,5 метра – в ширину, вес - 600 кг.
Ну, и самая большая особенность гондолы и ее отличие от обыкновенной лодки - она строго ассиметрична, правый бок короче и уже левого. Благодаря такой сложной балансировке гондольер может управлять лодкой одним веслом стоя, и кроме того, этим боком удобнее было причаливать к дверям домов, выходящим в каналы. Ведь, к вашему сведению, парадными подъездами Венеции были отнюдь не двери, открывающиеся на узкие переулки или площади, а как раз выходы прямо в воды канала, которые и были чем-то вроде широких и удобных проспектов. Т е все наоборот.