Основные росписи собора сосредоточены втрех местах: пресвитерий (алтарная часть), капелла Покрова и капелла Сан-Брицио, она же Новая капелла. В этом порядке мы их и рассмотрим.
Как и положено христианскому храму, в пресвитерии представлена титульная история: раз собор Успения Богоматери, то и показано будет житие Богоматери. Считается, что это один из самых больших сохранившихся полностью циклов XIV века в Италии. Его написал Уголино ди Прете Иларио, художник настолько малоизвестный, что историки искусства регулярно путали его с другими: так, Вазари приписывает росписи Орвиетского собора Пьетро Каваллини, а часть других работ Уголино - Амброджо Лоренцетти (хотя как можно не увидеть разницы? впрочем, Вазари вообще великий путаник).
Мне кажется, что тут вопрос простой: когда человек тихо работает всю жизнь в одном городе, как Уголино в Орвието (не считая раннего периода в Сиене), когда все его работы сосредоточены в одном месте и достаточно хороши, чтобы их сравнивать с великими современниками, всегда очень трудно убедить себя в том, что ты столько лет жил и не знал про существование такого самородка. Так что просто запомним это имя.
Капелла Покрова названа так потому, что здесь хранится тот самый алтарный покров, на который пролилась кровь из гостии во время мессы в Больсене (подробнее об этом в рассказе об Infiorate di Spello).
Для реликвии Николо из Сиены при участии Андреа Орканьи был построен красивый табернакль, в котором установили реликварий работы Уголино ди Вьери (wiki, сейчас в капелле, за золочеными дверцами, находится его копия, а оригинал - в музее, где мы и рассмотрим его чуть подробнее).
Росписи здесь - более ранняя работа все того же Уголино ди Прете Иларио. Соответственно, посвящены они как самому чуду в Больсене, так и его "предпосылкам": пророчествам и сценам из жизни Моисея, Авраама, Илии, Мелхиседека и т.д. Добавлю немного цитат, а то тут не все имена понятны, что уж говорить о сюжетах.
Обращение сарацин (по "Историческому сказанию" Григория Декаполита). Сарацины почему-то с японскими флагами.
Моисей:
"Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня".
(Исход 12:3-11)
Приношения Авеля и Каина.
Ниже - приношение Гедеона:
"И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека.
Гедеон сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною: не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе.
Он сказал: Я останусь до возвращения твоего.
Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил.
И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал.
Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его".
(Книга Судей 6:11-24)
В люнетах - доктора и отцы церкви.
Св. Иероним.
Св. Григорий Великий.
Вверху: видение Св. Августина перед обращением. "Я есть хлеб великих, стань великим - и ты напитаешься мной"
Справа: ангельский доктор Св. Фома Аквинский молится перед распятием.
По легенде, в этот момент из распятия послышался голос: "Ты хорошо написал обо мне. Какую награду ты хочешь за это?" Фома ответил: "Ничего мне не надо, Господи, кроме Тебя Самого". После этого он прекратил заниматься философией и богословием, объясняя, что ему открылись "такие тайны, что все, что я писал прежде, кажется мне теперь имеющим немного цены".
Внизу: Св. Павел
"Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем". (1 Кор. 11:28,29)
Воскресший Христос с гостией, семисвечием и семью звездами в правой руке. Надпись внизу гласит: "И дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить" (Откр., 6:2), но, хотя это явно всадник, у которого есть лук и венец, и конь у него белый, на Антихриста, традиционно отождествляемого с первым всадником, он не похож.
На самом деле, в капелле гораздо больше интересных сюжетов, но фотографировать там нельзя категорически (хотя все это делают): это единственное в соборе "место для молитвы". Так что мы не очень обиделись, когда нас прогнали, и пошли в Новую капеллу, которую часто называют также капелла Сан-Брицио (wiki). По легенде, алтарный образ принадлежал кисти самого Св. Луки - но, конечно, ничего подобного, это работа начала XIV века.
Ее строительство началось в 1396 году, а расписывать начали в 1447-м, для чего из Рима был приглашен знаменитый флорентиец фра Джованни, прозванный Анджелико, и его мастерская, в составе которой выделялся Беноццо Гоццоли. Они проработали всего 15 недель, но успели сделать большую часть потолка (фреска "Христос-судия среди ангелов и пророков"). На зиму фра Анджелико уехал в Рим и в Орвието больше не вернулся. Беноццо Гоццоли попытался перехватить заказ, но ему было отказано.
Проект был заморожен. Через 50 лет орвиетцы сделали новую попытку. Они хотели договориться с Пастурой, потом с Перуджино, но те запросили слишком большую оплату. А вот Лука Синьорелли оказался доступнее. Кроме того, он считался более быстрым в работе - и не подвел: за год закончил свод (частично сымитировав манеру фра Анджелико), еще за два - стены.
Всего Синьорелли написал 4 большие сцены, часть из которых не имеет аналогов в истории живописи, а также 2 меньших ("Конец света" и "Подъем на небо и отверзание ада ").
"Проповедь и дела Антихриста".
Автопортрет автора (слева) с фра Анджелико (написанным по воспоминаниям современников).
"Праведники в раю".
"Грешники в аду".
Наконец, самое мощное произведение: "Восстание тел и обретение плоти".
Кроме того, Синьорелли написал нескольких поэтов, чьи произведения так или иначе связы с адом, раем или загробным миром: Данте, Виргилия, Гомера, Стация и т.д.
Подозреваю, что с точки зрения многофигурности капелла Сан-Брицио заткнет за пояс даже выставку Глазунова. Но многофигурность не мешает восприятию: здесь каждый статист выразителен и прописан не хуже главных героев. От этих фресок прямой путь к микеланджеловскому "Страшному суду" в Сикстинской капелле (так что если вам не нравится "Страшный суд" Микеланджело, вы знаете, кого побить за первоисточник).
Надеюсь. мне удалось передать, почему на Орвиетский собор нужно не меньше пары часов вдумчивого исследования и хорошая оптика (спасибо, Sony). Ну, а дальше все-таки прогуляемся немного по городу.