Итак, оперный фестиваль на Arena di Verona. О том, как мы туда попали, можно прочитать в предыдущем посте.
Я сразу хочу оговориться, что мое мнение , во-первых , совершенно непрофессиональное ( у меня, увы, за плечами нет даже музыкальной школы) и, во-вторых, возможно отличается от общепринятого мнения. И очень субъективно.
Сначала общее впечатление. Стоит ли ехать?
Однозначно да. Это феноменальное шоу, поражающее своими масштабами, это ощущение сопричастности, когда ты находишься на Арене, битком забитой людьми, когда публика взрывается аплодисментами... Когда горят свечи. Когда декорации поражают размахом, когда вокруг ощущение праздника. Но! Это не столько про оперу. Это скорее про атмосферу.
Если хочется послушать именно оперу и делать акцент на вокальный момент, то наверное имеет смысл выбирать Венскую Оперу или Ла Скала , или ... не знаю... в Париж ехать . В Мариинку, в Большой. А Арена ди Верона - это прежде всего масштабнейшее шоу. Визуально безупречное, но неидеальное с точки зрения акустики. Сейчас подробнее объясню. Снова длинно будет, извините ( кому коротко - это не ко мне, увы:))
Итак:
1.Билеты
Билеты очень разные - от партера за 220 евро за билет ( есть и за 300) до ненумированных мест на каменных ступенях за 26 евро. Я размышляла , взять ли партер, уж коль такой сюрприз, но почитала отзывы и не решилась . И была права. Мне показалось , что лучшие места именно в первых двух -трёх рядах амфитеатра. Они, сразу скажу, дешевле, чуть больше 100 евро за билет. Но там уже достойная акустика.
Партер же оказывается как бы на дне чаши и ощущение, что звук немного теряется. Так мне показалось. Потом мы разговаривали с людьми, сидевшими в партере , и они подтвердили, что остались недовольны. То есть я бы очень рекомендовала именно амфитеатр-Gradinata. Первые ряды.
Я покупала билеты только на «Кармен». Но в тот же день ,когда шла опера, мы решили взять еще и на «Турандот». Билеты оставались только на самый верх - на те самые ненумированные места за 26 евро. Что хочу сказать? Акустика там едва ли ни лучше - у нас была возможность сравнить две оперы. Кроме того, наверху есть еще один большой плюс. Там больше воздуха.
И тут мы подходим ко второму пункту.
2. Безопасность.
Нет, не в плане террора. Хотя и это тоже. Да, на входе стоят металлоискатели. Да, сумочки проверяют. Но как бы...вот не уверена я, что это тщательно. Но бог с ним - любое массовое мероприятие таит в себе риски . Не хочешь - не ходи. Но там есть еще один момент. Это лето. Очень жарко. В Вероне было 32- 33 градуса. Арена , как вы понимаете, под открытым небом. Люди пьют алкоголь. Соответственно, периодически кому-то становится нехорошо. Те, кто приходят на ненумированные места занимают эти самые места часто заранее - вход с 18.30, начало - в 21:00. Можете себе представить.
Там много санитаров. Они находятся внутри во время всего представления, группами по 5 - 6 человек , по секторам. Во время « Кармен» , в первом действии в течение первых 15 минут в четырех разных секторах кому-то стало плохо. И когда при идущем представлении в темноте кто-то начинает махать включенным мобильным телефоном и кричать Help или ¡Ayuda! , и туда несется толпа санитаров, кого- то откачивают, выводят, через пять минут - из другого сектора, и уже следующая бригада бежит, и кого- то сносят на носилках - это не очень комфортное ощущение. То есть понятно, что при таком скоплении людей все может случится, но с алкоголем наверное надо осторожней.
Дальше. Наверху, на каменных ступеньках места нет вообще. Люди сидят впритык, и хотя там предостаточно персонала, который очень четко регулирует людской поток и периодически стюарты оставляют целый ряд пустым в качестве « пожарного выхода» я не хотела бы знать, что может произойти , если там будет паника. То есть если вы склонны к паническим атакам и дискомфортно чувствуете себя при большом скоплении людей, то вам не надо на самый верх за 26 евро.
А, еще при входе можно одолжить за три евро подушечки , чтобы было мягче сидеть. Или купить около Арены за те же 3,50 евро.
3. Публика. Дресс- код
Очень по- разному. В партере вечерние платья, голые плечи,каменья, каблуки , запонки и лонжины с картье.
Очень забавно наблюдать за некоторыми парами. Пожилой импозантный итальянец в шейном платке и остроносых башмаках и с ним - высокая, на голову его выше, чернокожая девушка дивной красоты. Трое профессиональных жиголо южной наружности с дамами вдвое старше себя (наверняка, каждый - с матушкой!) с губами -уточкой и одинаковыми красными шанелями. Парочка очаровательных старичков. Она - в бальном платье и шляпке, он - в тройке , с тростью и моноклем. Пара молодых и пышущих здоровьем молодых людей. Роскошная брюнетка с не менее роскошным шатеном - как с рекламы Volvo Ocean Race. Всякие, в общем, люди. Группка дам среднего возраста в карнавальных костюмах - они их покупали для карнавала в Венеции, но решили выгулять для начала здесь...
На галерке - кто во что горазд. И коктейльные платья, и шорты, и пиво, и чипсы. Но в целом все очень культурно и безконфликтно.
4. Жилье.
Мне кажется разумным брать отели в пяти- десятиминутной пешей доступности от Арены. Представления заканчиваются очень поздно, около часа ночи и когда вся толпа вываливается на улицу, возникают некоторые логистические сложности. Поэтому возможность дойти пешком за короткий промежуток времени - большой бонус. Наш отель был минутах в семи от Арены. И это плюс.
5. Субтитры. По обе стороны от сцены огромными буквами на английском и на итальянском. Либретто к каждой опере на странице Arena di Verona.
Вот .Вроде ничего не забыла. Есть вопросы - спрашивайте.
В целом - грандиозное , потрясающее зрелище с визуальными эффектами, декорациями, достойной режиссурой и атмосферой сказки.