Нагулявшись по Сиене, мы забрали машину на стоянке и поехали в сторону Флоренции. Переезд там относительно небольшой, а ехать нам предстояло по красивейшей Тоскане, поэтому мы посовещались, и я решил заглянуть на легендарные виноградники Кьянти, чтобы было потом чем хвастаться. К сожалению, я как-то упустил из виду, что нынче конец марта и зеленые холмы, увитые виноградом в этот время года выглядят как картина Верещагина "Апофеоз войны".
Но это тоже красиво, можно представить, к чему приведет бурная деятельность трактористов, которых можно отыскать на фото, если силно постараться.
Время обеденное, поэтому мы заглянули в первую попавшуюся деревушку, откуда разносился запах соуса песто и формаджо разной степени выдержки и пикантности.( Collapse )Это была коммуна Гайоле-ин-Кьянти, сердце того самого Кьянти с гигантским устрашающим петухом на площади перед мэрией.
Удивительно уютное местечко. Посреди течет мелкая, но юркая речка, прямо на ней стоят дома. Вот, гляньте, прямо в подвале течет.
Можно заглядывать в дворы-колодцы, которые такие крохотные, что невозможно разойтись двоим.
Подворотни в большинстве своем ведут к речке, и мы не могли пройти мимо!
Думаю, что тут очень здорово подрастать с друзьями, дико плескаясь летом в ручье, гоняя мячь перед мэрией и раскрашивая на Пасху петуха.
А потом произошла встреча, о которой я написал, еще будучи в Италии, просто не смог удержаться, настолько она интересная и важная. Поднимаемся мы такие от речки, держась за влажные стенки и видим, как нам сверху машет какой-то дедушка.
Не успел я оглянуться, как мы уже познакомились, и Рикардо (так его зовут) тащил Адельку куда-то вверх по улицам, показывать лучшую в Гайоле пиццерию.
Настьку он сразу очаровал фокусами, в ходе которых выяснилось, что у него не хватает двух пальцев (потерял на войне), что главное в жизни - это любовь, что он с женой Анной-Марией из Рима, но несколько лет назад купили здесь, в холмах, разваленную хижину и построили на ее месте домик. И что он нас приглашает после обеда подняться на пару километров и заглянуть к ним поболтать.
Мы пообедали (пиццеола при нас раскатал тесто, все нарезал и испек очень вкусную пиццу) и нашли узкий серпантин, ведущий вверх. Виды там просто офигительные. Не перестаю восхвалять тот момент, когда я решил, что по возможности буду в своих поездках брать напрокат машину. Это позволяет столько всего увидеть, что недоступно обыкновенному туристу, что и описать трудно!
Доехали до старинной деревушки Вертина и потерялись. Я никак не мог вспомнить, как Рикардо мне объяснил. Зашли в Вертину и первый попавшийся электрик при имени Рикардо расплылся в улыбке и пошел с нами показывать на пальцах, как туда проехать.
Прямо над Вертиной на соседнем холме мы уткнулись в чудеснейший, просто сказочный домик, на стене которого было написано "Эрболино" - так Рикардо назвал свое детище.
Рикардо с Анной-Марией только что пообедали, мы им подарили случайно оказавшуюся с собой баночку башкирского меда и хозяин повел нас показывать свои владения.
И посмотреть у него реально есть, на что. Вот мансарда, где Рикардо живет с женой. Нижние два этажа он сдает хорошим людям, приезжающим в отпуск.
Он подвел меня к этому широченному окну с стендалевским видом и спросил: "Have you ever seen a miracle in a frame?". Нет, говорю, никогда такого чуда не видал!))))
Это тот же вид, только уже без рамки.
Дом ужасно уютный и симпатичный и снаружи, и внутри. Рикардо действительно купил тут развалюху и полностью его перестроил практически с ноля. Я его спросил, кто ему помогает по хозяйству, по стройке и по оливковому саду, а он говорит: "Этим летом придется кого-то нанять, тяжеловато стало. А до этого только сам!"
Вот это нижние аппартаменты, которые он сдает. Все очень просто и со вкусом - огромное окно все с тем же удивительным видом, пара удобных кресел, чтобы любоваться и пить вино...
... огромная кровать с изголовьем из какого-то местного камня...
... и электро-окно, которое можно открыть, лежа на ней и любоваться ночью на звезды. Дикая романтика))))
Тут у него везде древности. Рикардо всю жизнь увлекался собиранием антиквариата и вот эти дверцы, например, от какого-то доисторического шкафа, получившие новую жизнь.
Это ванная комната. Жена попросила сфоткать, потому что, оказывается, хочет точно такую же)))
Это роспись, которую для хозяина сделал какой-то его римский друг-художник. Чувствую, придется мне вскорости тоже такого друга в Уфе найти)
Кухня для постояльцев. Кажется, это называется "прованский стиль".
Это столовая. На фото Рикардо показывает на стол и говорит, что у него его хотели купить ребята из "Сотбис", но он не отдал. Комод - ровесник открытия Америки, еси что. А слева даже не знаю, как эта штука называется...
... вот она крупнее. Ширма что-ли?
Вот вам комод покрупнее...
Вот еще один буфет.
Везде куча мелочей. Вот доисторические окаменелости - аммониты.
А это - коллекция наперстков из разных стран и эпох.
Шляпу и кувшин сделали слепые дети в Африке - воспитанники приюта Марии Терезы Калькуттской, где в миссии когда-то давным-давно работал Рикардо.
А это он нам показал картину, где изображен балкон на Пьяца Навона в Риме. Рикардо, как я понял, из благородной, даже аристократической семьи. Он вырос в квартире с этим балконом, говорит, что в детстве плавал в фонтане Четырех рек и гонял голубей на площади. Мы потом, гуляя по Риму, нашли этот балкон и сфотографировались на его фоне. Хочу ему послать, когда переведу этот пост. Думаю, ему будет приятно.
А вот это фото родителей Анны-Марии и ее бирка из концлагеря в Африке, куда их семью угнали нацисты. Она чудом выжила. Их освободили союзники и на корабле доставили в Италию, где они и осели. Мама и три дочери. Когда садились на корабль, капитан сказал маме: "Вы садитесь на корабль с тремя девочками. Я не гарантирую, что приплывете вы с тем же количеством детей!". Представляете, каково было такое услышать?
Это, кстати, ручная работа - резьба по самому тяжелому в мире дереву, самшиту. Пока вы им любуетесь, расскажу, что в Италию все приплыли благополучно, но отец девочек сгинул где-то в лагерях. Прошло несколько лет, и вдруг мама вскочила и попросила детей ее проводить на вокзал. "Зачем?", - спрашивают дети. "Сейчас приедет ваш отец!", - отвечает мама и едет на вокзал...
Это изголовье одной из кроватей. Спросил у Рикардо, что значит эта аббревиатура. Знает, что он ответил? "Extrteme sex!"))) Молод душой наш радушный хозяин)))
Ну, так вот... Приезжает мама на вокзал, идет к третьему пути второй платформы и встает там, как вкопанная. Час проходит - ничего не происходит. Второй - то же самое. Дети бегут за доктором, возвращаются, пытаются ее увести, но она ни в какую. Проходит еще час и на этот путь приходит поезд. Дверь одного из вагонов останавливается прямо напротив мамы и из нее выходит на перон живой и здоровый отец их семейства! Мистика! Никто не может ничего объяснить, но факт- есть факт, это произошло!
А это изголовье еще одной кровати. На самом деле тут изображено надгробие. Точнее, два. Я его спросил, почему это и зачем, а он сказал такую вещь, от которой у меня дрожал голос, когда я переводил его слова жене, а она просто расплакалась.
Он сказал, что за всю свою долгую жизнь (а ему, на минуточку уже под 90) он понял одну вещь про счастье. Что самое главное счастье человека - это умереть в двуспальной кровати головой к голове с тем, кого ты любил всю жизнь и причем одновременно. Прости, жена, что я публикую эту фотографию, но без нее не получится рассказа...
Рикардо, вообще, очень много говорил всего такого, от чего у меня до сих пор, когда я пишу этот текст, глаза реально на мокром месте. Он столько пережил, столько знает, столько в нем достоинства и внутренней силы, что я всю дорогу после нашей встречи молчал и думал...
Но пока мы еще у него в гостях, и Рикардо достал коробку из чулана, бормоча что-то типа: "Не помню уже, когда я в последний раз в нее заглядывал. Что-то в вас есть, раз я это делаю сейчас..."
А в коробке вся его жизнь. А жизнь у него была, судя по всему - ого-го!
Это свадьба Рикардо и его первой жены. Анна-Мария всегда была другом их семьи, и только лет 20 назад они поняли, что любят друг-друга и поженились.
А это любовная переписка с его первой супругой. Она умерла от рака. И Рикардо говорит, что любили они друг друга просто без памяти. И это письма не "конфетно-букетного периода", а всей их жизни.
Роденовский Рикардо на пляже в Аргентине.
Это его военные и послевоенные фотографии.
Если я правильно понял, то Вторую Мировую он застал краешком, но хлебнул по-полной. Вспомните, например, про два пальца - это бомба, взорвавшаяся рядом с ним.
Пойдемте, что ли, на улицу?
Виды с его холма - просто дивные. Если приглядеться, то на соседнем тоже есть маленькие усадебки. Круто же так жить?)
Это тоже все его. Анна-Мария сказала, что ночью приходят олени и едят ее цветники!
Вот их домик сверху. Нет такого ракурса, откуда бы его было видно целиком...
... но мы его обошли со всех сторон.
Вот нижняя часть - аппартаменты на двух этажах.
А это какая-то удивительно подходящая для лазанья стена, чем мгновенно воспользовалась Настасья.
Это трон, куда Рикардо нас торжественно отвел и усадил. Место, где думается только о вечном - видно же по выражению наших лиц?)
А это, рассказал Рикардо, булыжник из мостовой с площади Навона в Риме, где он, как помните, вырос. Там как-то шел ремонт, и он попросил у рабочих один дефектный камень на память.
А это он говорит, нашел при строительстве несколько подозрительно круглых камней. Пригласил как-то в гости эксперта-историка, и точно - это камни, которыми стреляли римляне из катапульт!
А это уже просто булыжники, но красивые и какие-то очень вечные!
Напоследок, когда Рикардо уже нас провожал, он отвел Настьку к каким-то старым бурым огромным корням и попросил просто посмотреть на них. Потом сказал: "Они очень красивы, просто надо это разглядеть! Ничего некрасивого вообще не бывает. Надо просто уметь видеть!"
Все время, пока я был с Рикардо, я вспоминал деда. Он тоже был самым умным, отважным и добрым человеком в мире. И у меня до сих пор часто на глазах слезы, когда я вспоминаю, как он что-нибудь рассказывал, как он болел, как я его отвез в больницу, где он и умер.
Это была очень непростая встреча. Все о чем я думал после нее - очень личное. Но одно могу сказать вам точно -Рикардо никогда не разменивался на мелочи. Благородство не в происхождении, а в том, как ты проживаешь свою жизнь, на что ты ее тратишь, умеешь ли ценить важное и отличаешь ли белое от черного. Если будет у меня когда-то еще одна поездка в Италию, я очень постараюсь заехать к Рикардо и Анне-Марии на денек-другой и просто посидеть с ними, поболтать, позаписывать. Соскучился уже, если честно!)