Booking.com

История города Пьяченца: от военного поста на галльской территории до одного из красивейших городов Севера Италии

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.

История Пьяченцы поражает героизмом ее жителей: они пережили осаду города войском Ганнибала, землетрясения, восстания, кровавую борьбу династий и кланов, вторжение Наполеона и австрийцев, чтобы подарить миру такие шедевры архитектуры, как базилика святого Антонина, площадь Кавалли, Кафедральный собор Дуомо и еще множество интереснейших исторических памятников.

Через Пьяченцу редко пролегают маршруты первооткрывателей Италии. Тем не менее, этот город находится всего в 70 км от северной промышленной столицы Италии - Милана, и на одной железнодорожной линии с великолепной Пармой, изящной Моде-ной, интеллектуальной Болоньей. И, словно обиженная недостатком внимания, Пьяченца на протяжении всей истории с особым старанием хранит культурные традиции, представленные архитектурными шедеврами, величественными памятниками и произведениями искусства и, безусловно, заслуживает называться «городом, который нравится».

Лабиринты истории

Пьяченца была основана римлянами 31 мая 218 года до н.э. как военный аванпост на галльской территории. Основной функцией строящегося города была оборона рубежей империи. Этому прежде всего способствовало выгодное стратегическое расположение Пьяченцы - в самом центре Паданской равнины, на правом берегу реки По.

«Пьяченца» по-итальянски означает «приятность, удовольствие». Это название восходит к латинскому Плаценция (placentia) – «прелесть, привлекательность».

С юга империи угрожал Ганнибал, который почти беспрепятственно преодолел Пиренеи и, пройдя южную Галлию, готовился к триумфальному шествию по Италии. Решительный карфагенянин вел за собой преданное и отчаянное 35-тысячное войско. 37 гигантских слонов своим ревом и сотрясающей поступью наводили ужас на местное население на протяжении всего военного похода. И, может быть, именно благодаря мощным стенам первой цитадели городу удалось выдержать осаду Ганнибала во время одного из самых трагических событий второй Пунической войны (декабрь 218 года), в которой карфагенский генерал разбил римскую армию, значительно превосходящую его по численности и мощи.Рождение города приходится на период правления консулов Публия Корнелия Сципиона и Тиберия Семпрония Лонго. В качестве пожелания было выбрано название - Placentia (который нравится). Так образовалась 53-я латинская колония. Сразу же после его основания в город переезжают первые б тысяч колонистов, в том числе и из далеких провинций. Поселенцы наделяются определенными привилегиями: они не только имеют право самостоятельно заниматься торговлей и вступать в брак с римскими гражданами, но и отдавать свой голос на собраниях Рима. В течение нескольких столетий даже сохраняется «римский» тип урбанисткой застройки, о чем свидетельствуют ровные перпендикуляры современных проспектов и улиц, вымощенных по контурам древнего города.

Во II веке н.э. империя переживала глубокий экономический и политический кризис, последствия которого сказались на жизни Пьяченцы. К IV веку практически все население перешло в христианскую веру, а в IV - V веках, при первых пьячентинских епископах Викторе и Савине, появляются новые культовые сооружения. Под патронажем Виктора был построен первый собор, впоследствии получивший имя С.Антония. С VIII века налаживаются связи с лангобардами, что благоприятно сказывается на городском хозяйстве и способствует развитию религиозных и философских идей. В 855 году при епископе Севфредо строится новая церковь, Джованни де Дуомо (Giovanni de Duomo), которой собор С.Антония сразу же уступает титул главного культового сооружения города. Однако точное месторасположение собора, разрушенного вследствие сильного землетрясения 1117 года, до сих пор точно не установлено.

Картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась как алтарный образ для церкви Сан Систо (святого Сикста) в Пьяченце.

Годы идут, и Пьяченца становится оживленным центром торговли и ремесел, через который проходит одна из самых важных судоходных артерий Апеннинского полуострова - река По. С X века в городе активно формируется собственное купеческое сословие. На этот же период приходится расцвет средневековой архитектуры города. Появляются церковь С.Далматия, часовня С.Маргарита а Падерно. В XII веке завершается строительство собора С.Савино, поражающего великолепием мозаичных узоров, открывается Епископальная библиотека. В 1122 году началось строительство нового городского собора - Дуомо в честь Успения Богоматери. В 1235 году Дуомо открывает свои двери первым прихожанам, а в XVII веке становится центром религиозной жизни провинции.

В 1281 году к власти приходит Альберто Ското, влиятельный глава городского торгового сословия. К 1290 году в его руках находятся практически все властные структуры города - законодательная, военная, судебная. В тот же период по его инициативе строится Палаццо Публико, который чаще называют Готическим дворцом. Таким образом, в Пьяченце появляется первое здание городского правления, в то время как роль общественных институтов все больше вытесняется автократической системой, навязанной и укрепленной Ското.

В конце XII - начале XIII веков обостряется борьба многочисленных династических .семейств за Пьяченцу, что сильно ослабило ее мощь и сделало бессильной перед миланскими герцогами, которые уже давно присматривались к богатствам процветающего соседа. В 1313 году, с приходом к власти Джан Галеаццо, начинается долгий период царствования рода Висконти, длившийся до 1447 года. Не чувствуя себя спокойно в недружелюбном окружении себе подобных, Висконти внесли значимый вклад в создание образа неприступного и боеспособного города. В 1315 году были укреплены городские стены вдоль канала Фодеста, началось строительство Цитадели По (CitadeUa di Ро'), завершившееся в 1347 году. В XV веке часть цитадели была разрушена, и на этом месте в 1558 году был построен Дворец Фарнезе (Palazzo Farnese).

В 1447 году жители Пьяченцы восстали против обосновавшегося в городе миланского милицейского гарнизона, вызывавшего недовольство у местного населения своей распущенностью и беззаконием. На помощь непопулярным стражам порядка подоспели войска Франческо Сфорца, поддерживаемые дружественными ему феодалами. После удачного штурма город был покорен. Одна синьория уступила бразды правления другой. Во время нового режима в городе чувствуется влияние флорентийского Возрождения, дополненного традициями миланского Браманте и павийской архитектурной школы, и на перекрестке этих культур возникает изящный дворец Ланди (Дворец Правителя).

В середине XVI века Паоло III, в то время еще Александре Фарнезе, исполнен надеждами и мечтами о создании новой империи для своего сына Пьер Луиджи, гонфалоньера Святой Церкви. Так в 1545 году появляется новое государство Парма и Пьяченца, основанное Фарнезе при участии императора Карла V. В честь перехода герцогства Парма и Пьяченца под патронаж Пьер Луиджи городу решено было придать новый облик: на его карте появляются Пьяцца Дуомо (Соборная площадь) и Епископальный Дверец. Этот период отмечается также активным строительством оборонительных сооружений. Однако не всех устраивала идея нового правления. Пьячентинские нобили, поддерживаемые миланским правителем Ферранте Гонзага, расправляются с молодым Фарнезе и вводят в город верные войска. В 1556 году герцог Оттавио Фарнезе, муж незаконнорожденной дочери Карла 1 Маргариты, по гандскому договору возвращает Пьяченцу под покровительство своей фамилии.  Милану ничего не остается, как уступить свои права на правление в городе.

Пьяцца Кавалли (Площадь Лошадей), одно из самых очаровательных мест в городе, получила свое название благодаря двум бронзовым конным изваяниям, возвышающимся в самом центре площади по обеим сторонам от здания городского совета. Конные фигуры с эмфатическими стилемами в стиле барокко, созданные талантливым тосканским скульптором Франческо Моки, олицетворяли герцога Рануччио Фарнезе и его отца Александра и были установлены в 1612 году самим Рануччио по случаю крещения сына. Лишь в 1620 году Моки, восхищенный произведениями Донателло в Падуе и Верроккьо в Венеции, дарит городу скульптурное изображение Рануччио в римском одеянии, а еще через пять лет - величественную фигуру Александра.

В городском музее Пьяченцы хранится «печень этрусков» – редкий памятник этрусской культуры. Это бронзовая баранья печень с именами богов. Возможно, она была памяткой для жрецов, гадающих по внутренностям животных. Фактически, это один из первых европейских медицинских гороскопов.

В 1732 году начинается относительно недолгий период правления Бурбонов, который характеризуется противостоянием двух культур - импортированной, французской, и исконной,, итальянской, представленной широкой плеядой лигурийских, болонских, ломбардских, венецианских мастеров. Тридцатилетнее правление Фердинанда, зятя Марии-Терезы Австрийской, усилило французский колорит города. 5 мая 1796 года в город входят войска Наполеона. Незадолго до этого Фердинанд заявляет о своем нейтралитете, сохранив таким образом за собой герцогский титул. По венскому договору 1815 года Пьяченца переходит во владение дочери Фердинанда I Австрийского Марии-Луизы, жены Наполеона. Мария-Луиза была очень популярна среди граждан Пьяченцы. Во время ее правления строится новое здание университета, где расположились факультеты юриспруденции, философии и теологии. С 1822 года Австрия содержит в городе постоянный гарнизон, играющий не последнюю роль в обороноспособности всего Апеннинского полуострова.

После смерти Марии-Луизы в 1847 году Герцогство Пармы и Пьяченцы переходит к Карлу III, приверженцу жесткой авторитарной политики/Однако в 1854 году ненавидимый поданными суверен был смещен с политической сцены в результате заговора. В 1859 году Пьяченца была присоединена к савойскому королевству Витторио Эмануэле II. Завершение периода объединения Италии застало город в упадническом состоянии. Только в конце прошлого века наступает период относительного спокойствия и благополучия.

https://snob.ru/profile/30389/blog/108209

 

 

Наверх страницы

Отели в Италии