В эту поездку по Валь-ди-Ното я уделил основное внимание не местным "хитам" - Рагузе и Модике, а местечкам второго плана. В одном из таких местечек - Доннафугате мы с вами только что побывали, а теперь переместимся в Испику. Испика (до 1935 года Спаккафорно) в заветный список ЮНЕСКО не попала; может быть, из-за того, что рядовая застройка здесь относится к XX веку. Но посреди этой обычной застройки здесь высятся два бесспорных шедевра сицилийского барокко - церкви Санта-Мария-Маджоре и Сантиссима-Аннунциата, ради которых собственно я сюда и поехал. Неожиданными бонусами к двум храмам оказались местный археологический парк Парко Форца и последующая прогулка по каньону Кава-д'Испика.
Если вы поедете в Испику, имейте в виду, что это - единственный город из Валь-ди-Ното, куда ехать поездом Гиблейской дороги бессмысленно. Одноименная станция находится внизу под горой, на которой стоит город; дорога от станции к городу - это одновременно съезд с автострады, так что автомобильное движение там интенсивное, а тротуаров нет. Так что в случае с Испикой альтернативы автобусу AST (http://www.aziendasicilianatrasporti.it) нет. Автобус въезжает прямо в центр, остановки в сторону Сиракуз и Модики совпадают; от остановки виден купол местной Chiesa Madre, так что даже интуитивно понятно, куда идти: https://goo.gl/maps/6wUFw9cqMGt. Впрочем, главная городская церковь Сан-Бартоломео мало интересна, самым интересным храмом является Санта-Мария-Маджоре, над которой потрудилась триада гениев сицилийского барокко - Розарио Гальярди, Винченцо Синатра и Оливио Соцци. Для Соцци работа над фресками в Санта-Мария-Маджоре оказалась последней: он разбился, упав с лесов
До катастрофического землетрясения 1693 года Спаккафорно (напомню, это имя город носил до 1935 года) находился не на холме, а на склоне ущелья; там же в ущелье находилась почитаемая жителями церковь Санта-Мария-де-Кава с местной святыней - статуей Бичевания Христа. При землетрясении статуя не пострадала, ее перенесли вверх на холм, куда перебрались и уцелевшие жители. К 1696 году была сооружена первая временная церковь Санта-Мария-Маджоре.
В начале следующего XVIII столетия на смену временной жители тогдашнего Спаккафорно начали строить новую церковь Санта-Мария-Маджоре, а руководить работами взялся прославленный Розарио Гальярди (мы с вами видели массу его работ в Ното и Рагузе). 11 марта 1725 года новый храм был освящен, но уже через два года очередное землетрясение обрушило своды, купол и правый неф. Строительство возобновилось в 1727 году, а новое освящение состоялось только 19 июня 1763 года, уже после смерти Гальярди. В 1749 году еще один гений сицилийского барокко Винченцо Синатра (несколько его зданий мы видели в Ното) замкнул полукруглой открытой лоджией площадь перед церковью (насколько я знаю, в Валь-ди-Ното другого такого ансамбля нет). 26 фресок в церкви были выполнены Оливио Соцци - опять-таки, не побоюсь повториться, ще одним гением местного барокко. 31 октября 1765 года Оливио Соцци сорвался в церкви с лесов и разбился. Работу над живописным украшением Санта-Мария-Маджоре завершил зять погибшего - Вито д'Анна. В 1908 году храм был признан объектом национального достояния Италии - главным образом, именно из-за фресок Соцци.
К сожалению, власти Испики еще не догадались пускать туристов на колокольню Санта-Мария-Маджоре - оттуда лоджия Синатры была бы видна целиком. Пока что приходится ее снимать по частям:
В одном из помещений лоджии находится местная секция детского футбола. Ее воспитанники (лет 10, не старше) играли в футбол прямо на площади, а затем, возглавляемые тренерами, вошли в церковь, хором прочли "Отче наш", поздравили своего друга с днем рождения и стройными рядами пошли на улицу. Меня с моим долгим и унылым православным багажом неизменно умиляет итальянское благочестие - такое простое и естественное, без всяких там "три поклона, два прихлопа"))) Как оказалось, в тот день в Испике было какое-то футбольное мероприятие, и проходило оно на площади перед другим барочным шедевром - Сантиссима-Аннунциата; там мое умиление местным благочестием достигло апогея, о чем и расскажу в соответствующем месте.
Фасад церкви, как видите, необычайно строг и прост; прямо-таки непохоже на дргуие работы Гальярди. Вся пышность спряталась внутри.
То ли погода была удачной для фотографирования, то ли автор блога научился наконец-то пользоваться своим фотоаппаратом, то ли сицилийская погда все-таки признала во мне местного, но у мнея почти все фотографии получились весьма достойного качества. Впрочем, главная похвала должна по справедливости быть адресована Оливио Соцци; он-то все это написал, да еще и жизнь на это положил, а я всего лишь фотографировал. Увы, нормального описания фреск я не нашел, а посему сюжеты будем угадывать. Если у кого-то есть свежие идеи, милости просим в комментарии!
Думается, что это аллегория Церкви, которую окружают четыре латинских Отца - Амвросий, Августин, Иероним и Григорий Великий.
Эту фреску итальянская Вики называет аллегорией Ветхого и Нового заветов. Вот еще ее фрагменты; можно разглядеть символы евангелистов, Моисея, Иудифь, Адама с Евой, Соломона и т.д.
Далее следуют аллегории различных добродетелей:
С куполом вышло не очень; все-таки против солнца фотографировать плохо.
Еще череда фресок на сводах: Бог Отец; Христос, упраздняющий крестным древом грех от древа познания; вознесение Марии и низвержение сатаны
Я так увлекся фресками Соцци, что позабыл уделить внимание лепнине (автор - Джузеппе Джанформа, 1750-1761 годы). Впрочем, лепнины будет много в следующей церкви - Сантиссима-Аннуциата. В Санта-Мария-Маджоре я заснял лишь одного трубящего ангела:
Ради такого можно было и в Испику заехать))) Продолжение следует...