Всё, что минутно,
Всё, что бренно
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна
У сонной вечности в руках.
А.Блок
В Равенну мы приехали сразу после Флоренции. Ненадолго. Этот город, и правда, кажется сонным и провинциальным на первый взгляд. Особенно, после нарядной Флоренции. На самом деле, Равенна очень старинный и интересный город, хранящий истинные сокровища. Истоки уходят ко 2 в до н.э., когда здесь объявились римляне-колонизаторы. Тогда Равенна была портом, весьма удобным для римского флота. В 402 г. н.э. в Равенну из Милана перенесли столицу. За свою историю Равенна успела побывать и в руках варваров, и остготов, и, наконец, византийцев, во времена которых и познала период расцвета. Византийская привычка к роскоши отразилась на культуре и искусстве того периода - знаменитые на весь мир мозаики из золота и смальты украсили древние базилики.
Так как мы были ограничены по времени, то посетили только одну базилику. Святого Виталия. Поели мороженного, гуляя по центральной площади, и зашли в мавзолей, где похоронен прах Данте.
Базилика Сан Витале. Построена в 6 в н.э. Её освятили 19 апреля 548 г. при епископе Максимиане, завоевавшем симпатии равенцев богатыми дарами и постройками многочисленных храмов.
В базилике находятся наиболее известные мозаики- императора Юстиниана со свитой и его жены Феодоры со свитой же. Так как уже близился вечер, в базилике было мрачновато и красивых фото не получилось. Эти фотографии мозаик сделаны с открыток, купленных на долгую память в соседнем сувенирном магазинчике.
Император Юстиниан со свитой. Справа от императора, с крестом в руках- еписком Максимиан. Именно он поддерживал и проводил все идеи юного Юстиниана. А Юстиниан предоставил Византийской церкви экономические и юридические льготы, даровал ей земли и имущество.
Это-фрагмент другой известной мозаики "Императрица Феодора со свитой". Собственно, Феодора. Подробности личной жизни этой парочки- Юстиниана и Феодоры- любимая тема светских сплетников того времени. А мудрые государственные установления Юстиниана и незаурядный ум Феодоры давно стали предметом внимания историков .
Два итальянских города ассоциируются с великим поэтом Данте: его родная Флоренция и Равенна, которую, оказавшись в изгнании, он полюбил всей душой. Здесь, в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 г. он и скончался. Не многие из нашей группы дошли до "Зоны Данте"- мавзолея, музея и так называемого Браччофорте. Мавзолей появился в 1780 г. по проекту архитектора Камилло Мориджа.
Внутри- урна с латинской эпитафией, составленной в 1327 г. Бернардо Каначчо ( иногда её приписывают самому Данте) : "государевы права, небеса, воды Флегетонта ("огненная река" в Преисподней) я воспевал, идя своей земной юдолью. Теперь моя душа ушла в лучший мир и блаженствует, созерцая среди светил своего Создателя, здесь покоюсь я, Данте, изгнанный из отчества, родной Флоренции, мало любящей матери". Над ней- барельеф работы Пьетро Ломбардо: задумчивый Данте перед подставкой для книг. Выше- позолоченный крест, водруженный в мавзолее в 1965 г к 700-летию Данте по поручению папы Римского Павла 6-го. На полу-бронзовый венок, возложенный в 1921 г. от имени итальянской армии.
Вотивная лампа ( votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) с оливковым маслом, ежегодно привозимым из Флоренции, когда в Равенне в сентябре проходит "Дантов месяц".
За мавзолеем находится лестница, ведущая в музей Данте, устроенный в 1921 г. В нём собраны многие реликвии, связанные с именем поэта. На самом верху лестницы водружен мемориальный колокол, преподнесённый Равенне от имени городов Италии в том же 1921 году.
Справа от мавзолея находится небольшой сад Браччофорте, обнесённый кованой оградой. Это-бывшая часовня соседней церкви Сан Франческо. Внутри- два саркофага.
Один из них, так называемый саркофаг пророка Елисея, украшен рельефами Спасителя, Благовещения, Встречи Елисаветы и Марии и прочие.
Рядом с мавзолеем братские корпуса бывшего монастыря с двумя внутренними двориками. Один из них относится к 16 веку, в его центре- цистерна для сбора питьевой воды с двумя византийскими колоннами (6 век).
В этом монастыре монахи-францисканцы прятали прах Данте. Когда слава Данте стала всемирной, флорентийцы потребовали вернуть прах на родину поэта для захоронения в церкви Санта Кроче. Не желая расставаться с прахом поэта, монахи выкрали его, пробив стенку саркофага, а потом заделав её. В итоге в Санта Кроче установили кенотаф (пустую могилу) Данте.
Пьяца дель Пополо- центральная площадь города. Эта постройка, увенчанная Часовой башней, имеет непростую судьбу: сначала тут стояли два храма, в честь Севастиана и Марка. В 1783 году они были объединены одним фасадом с Часовой башней, по проекту опять же Камилло Мориджа (архитектора мавзолея Данте) . Упразднённые церковные постройки деградировали и их разобрали.
Такой небольшой получилась наша прогулка по городу искусства Равенне. Далее мы отправились в Венецию. http://mirrracle70.livejournal.com/26156.html