Как всем, конечно же, хорошо известно, Венеция является городом уникальным еще и потому, что в ней совершенно отсутствует всякий транспорт кроме водного, представленный в настоящее время общественными водными трамвайчиками вапоретто, многочисленными катерами местных жителей, выполняющих роль как такси, так и грузоперевозчиков, и, разумеется, гондолами - являющимися, как уже говорилось ранее, одной из основных достопримечетельностей Венеции.
Кстати, если вдруг, кто-то не знает, то сообщу, что общеприятое у нас название этого средства передвижения по каналам Венеции с ударением на второй слог ("гондОла"), с точки зрения венецианцев, является неправильным. А правильно говорить с ударением на первый слог:"гОндола". Возможно, это звучит и не совсем привычно, но ведь самостоятельный турист просто обязан соблюдать местные традиции, не так ли?
Четвертую часть своих фотоочерков о Венеции я хотел бы посвятить именно гондолам.
Предлагаю вашему вниманию относительно небольшой историко-этимологический очерк, который все, кому история не интересна, могут пропустить, и собственные фотографии, некоторые из которых вместе с произведениями изобразительного искусства служат иллюстрациями очерка).
Традиционная для жителей Венецианской лагуны легкая лодка, назваемая гондолой, насчитывает более чем тысячелетнюю историю. Её появление относится к концу VII века, то есть ко времени правления первого дожа Паоло Лучио Анафесто, что подтверждено историческими источниками (знаменитым Актом 1094 года, который был посвящен в том числе освящению собора Сан-Марко).
которые привычны для нашего современного взгляда:
Этимология названия "гондола" точно не установлена. Возможно оно происходит от греческого "kondyle", что означает "раковина" - символическая интерпретация гондолы, или от "kondoura" - вид лодки, или от латинского "cymbula" - "небольшая лодка".
Гондолы, создававшиеся венецианскими мастерами по традициям, передаваемым из поколения в поколение, значительно отличаются от современных (см. картину выше).
И действительно, в XV - XVI веках, судя по сохранившимся рисункам, линия борта лодки находилась гораздо ниже относительно уровня воды, а корма и нос были не так сильно приподняты.
Наружная обшивка лодок ярко раскрашивалась и украшалась дорогими аппликациями. Среди знатных венецианских семейств существовало соперничество за обладание самыми роскошными гондолами. Это была своеобразная демонстрация их благосостояния.
Корма (ее завиток) и нос лодки, напоминающий железную алебарду с шестью зазубринами (по одной на каждый квартал Венеции), давали волю фантазии мастера.
Подробнее можно видеть здесь:
В XVIII веке гондола приобрела тот вид и размеры (длина - 10,75 м и ширина - 1,75 м), которые она имеет сейчас (какое-то время существовали гондолы более вместительные и управлялись они не одним веслом, а несколькими). Плоское дно лодки асимметрично, так она управляется одним веслом с кормы.
Когда-то гондольеры были одеты очень элегантно. Ну а в настоящее время их "униформа" состоит из полосатой майки и соломенной шляпы с лентой (да и то, как мне удалось заметить, далеко не все гондольеры придерживаются этого дресс-кода).
Стоя на небольшом возвышении на корме, гондольер толкает лодку одним длинным веслом, опирающимся на изогнутую уключину (форкола).
Ну как же было не одеть полосатые одеяния венецианских гондольеров,
если уж ты побывал в Венеции:
В 1562 году Сенат Венеции издал указ, положивший конец непрестанному соперничеству семей, пытавшихся превзойти друг друга в роскоши оформления гондол. С тех пор лодки стали окрашиваться в черный цвет. Единственная деталь, которую можно украсить по своему усмотрению - это панели, закрывающие нос гондолы.
Не существует больше в центре лодки и каюты (фельце) с откидным верхом, защищавшей пассажиров от непогоды, хотя еще в XIX веке она, как видно на картинах того времени, являлась обычным атрибутом гондолы.
Ах, Венеция, город влюбленных...
Гондолы, которые сейчас скользят по водной глади каналов Венеции, это всего лишь двадцатая часть всех гондол, имевшихся в XVIII веке. Это и понятно, ведь в то время другого транспорта кроме гондол в Венеции просто не существовало. Это сейчас гондолы предназначены прежде всего для туристов, а тогда это было самое обычное средство передвижения по городу, в котором вместо улиц были каналы.
Гондолы изготавливают и ремонтируют на верфи Сан-Тровазо, где до сих пор мастера хранят древнее искусство, доставшееся им по наследству.
Кстати, если у вас вдруг возникнет страное желание стать гондольером, то можете его выкинуть из головы. Сообщество гондольеров представляет собой замкнутую корпорацию, куда нет доступа постороним людям.
Впрочем, это и не удивительно. Профессия гондольера в Венеции является одной из престижнейших и самых высокооплачивамых (турист, пожелавший прокатиться на гондоле, должен быть готов выложить за это удовольствие около 100 евро за час!). Сама же гондола стоит больше чем автомобиль среднего класса - от 50 тысяч евро до бесконечности.
Вот только создается такое впечатление, что современные гондольеры слишком уж избаловались!
Недаром большое количество гондол простаивают:
И в конце концов, почему гондольеры теперь не поют баркаролу?!
http://bykovvg-1952.livejournal.com/631901...