Booking.com

Фонтаны и Египетские обелиски Рима

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Сколько фонтанов в Риме? Да такое впечатление, что многие сотни. Они везде: на площадях, в скверах, во дворах домов, да и просто на улице. Первые фонтаны стали появляться в городе еще во времена Древнего Рима, их тогда насчитывалось более двух тысяч и некоторые из них сохранились до сих пор. 


Наиболее монументальные фонтаны с грандиозным художественным оформлением стали появляться в эпоху Ренессанса, когда папы решили обновить и украсить город, заброшенный в течение долгого времени. Кроме этого на площадях установили обелиски, привезенные в разное время из Египта.


Начнем с площади Святого Петра, в центре которой установлен египетский обелиск из розового гранита высотой 25 метров, перенесенный сюда в 1586 г. по настоянию Папы Сикста V. Обелиск был привезен в Рим в 37 году н.э. по указанию императора Гай Юлия Цезаря Августа Германика известного также как Калигула. Говорят, что в бронзовом шаре на вершине обелиска, покоится прах Юлия Цезаря. Благодаря разметке на брусчатке площади, обелиск может служить еще и как солнечные часы.


На площади находится три фонтана. 


Первый фонтан работы Альберто да Пьяченца, которому возможно помогал Браманте был возведен по указу папы Иннокентия VIII. В 1614 году папа Павел V решил перестроить этот фонтан и пригласил для этой работы Карло Мадерно. 


После того, как на площади Святого Петра была возведена колоннада, Бернини добавил второй фонтан, построенный по модели фонтана Мадерно, единственные изменения которые сделал Бернини – опустил и чуть расширил чашу фонтана. 


Также на площади находится небольшой фонтанчик, появившийся здесь в 1852 году.


В Средневековье вокруг обелисков в ночное время собирались колдуны и ведьмы. Конец этому положил Папа Сикст V. Он приказал поставить все обелиски на пьедесталы и сверху на каждый обелиск водрузить крест. 
Самый высокий египетский обелиск находится у церкви Сан-Джованни-ин-Латерано, установленный тут в 1588 году. Высота обелиска вместе с пьедесталом - 47 метров. На обелиске сохранилась надпись о том, что скульптор Древнего Египта работал над изготовлением этого обелиска 36 лет. Обелиск был поставлен в Египте в 1449 г. до н.э. В Рим он был перевезен в 4 в. и сначала возвышался в Большом цирке. 


Перед главным фасадом Базилики Санта-Мария-Маджоре возвышается монумент, посвященный Деве Марии, избавительницы от чумы. Примечательно, что статуя непорочной Девы была взята в Базилике Максенция и Константина, что находится на развалинах Римского Форума. Чумной столб был установлен в Риме в 1614 году и стал образцом для аналогичных памятников по всей Европе.


У подножия столба в 1614 году также был построен фонтан по проекту известного архитектора того времени Карло Мадерно, как часть акведука Аква Паола. Фонтан установлен на высокой платформе, к которой ведут четыре ступени. Из широкой чаши в центре композиции бьет вода. 


С другой стороны Базилики Санта-Мария-Маджоре возвышается обелиск Эсквилин высотой 14,75 метров, перемещенный сюда по приказу все того же папы Сикста V. Это один из двух обелисков установленных ранее Августом перед входом в мавзолей на Марсовом Поле.


Этот обелиск из розового гранита высотой 6,34 метра привезли из Египта вместе с обелисками Пантеона и Минерва. В 1883-1887 архитектор Франческо Ацурри использовал обелиск для создания монумента в память о битве в Догали (Эритреи), когда погибло 548 итальянских солдат. Монумент установили напротив станции Термини. А в 1925 году перенесли в сады на улице Терм Диоклециано.


Удручающее зрелище представляет сейчас Фонтан Наяд, установленный в 1870 году по приказу папы Пия IX. К тому же раньше он находился немного дальше, чем сейчас. На свое современное место в центре площади Республики фонтан переехал в 1885 году.


Фонтан первоначально включал четырех львов, расположенных по краям огромной чаши, но в 1901 году они были заменены четырьмя нимфами работы скульптора Марио Рутелли. Каждая из нимф (наяд) восседает на животном: океанская - на коне, озерная - на лебеде, речная - на рыбе, а нимфа вод подземных - на драконе. В центре фонтана фигурная композиция работы символизирует единство человека и природы.


Но похоже за нимфами никто давно не ухаживал и они обросли мхом. Очень хочется надеяться, что в ходе ремонтных работ проводившихся на площади и фонтан приведут в порядок.


Этим фонтаном заканчивается акведук Аква Феличи, построенный по приказу папы Сикста V, до возведения в сан имевшего имя Феличе Перетти. Строительство акведука было закончено к 1587 году и обеспечило кварталы прилегающие к Квиринальскому холму чистой и свежей водой. В честь папы фонтан, как и акведук, получил имя Феличе, но немного позже его стали именовать Фонтаном Моисея.


Точно не известно, кто является автором скульптуры ветхозаветного пророка. Называется несколько имен, но ясно только одно, что образцом для подражания мастер оставшиеся безымянным, выбрал знаменитую скульптуру Микеланджело, ныне находящуюся в церкви Св. Петра в Веригах. В центральной арке фонтана стоит Моисей, а у его ног возлежат четыре льва, копии с египетских оригиналов.


Четыре фонтана были построены на перекрестке улиц Пиа (сейчас улица XX сентября) и улицы Феличе (сейчас улица Кватро Фонтане) в 1589 году. Три из четырех фонтанов – работа Матеи. Этот фонтан на углу бывшего дворца Маттеи символизирует реку Арно и льва – флорентийскую эмблему.


Тут изображена Сила в образе цветущей Юноны с короной в волосах, опирающейся на покорного льва 


А этот фонтан на углу церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане посвящен Тибру.


Четвертый фонтан работы Джакомо Гридензони. Над огромной чашей с водой возвышает Верность (по другой версии - Диана), которая облокачивается на символическую собаку.


В центре широкой площади Барберини расположен фонтан Тритона, работы Лоренцо Бернини 1642 года, являющийся одним из символов Рима. Тритон, в окружении дельфинов, дует в огромную раковину, из которой вытекает вода в низкую чашу. 


На той же площади расположен фонтан Пчел, созданный в 1644 году. На гербе семьи Барберини изображена пчела, как символ семьи, трудолюбия и умения. Фонтан представляет собой раскрытую раковину, нижняя створка которой должна быть наполнена водой, а на верхней начертано имя заказчика - Папы Урбана VIII, выходца из семьи Барберини. Между створками три пчелы пускают хрустальные струйки воды.


В Риме есть еще один фонтан с тритонами, установленный возле церкви Санта-Мария-ин-Космедин, в портике которой находятся Уста Истины. Фонтан Тритонов был построен Францеско Моратти в 1717 году, по указу папы Клемента XI. Вазу в форме восьмиугольной звезды (эмблема папы) держат два тритона. Моратти вдохновил тритон Бернини.


Переместимся на Народную площадь, в центре которой возвышается обелиск высотой 24 метра. Барельефы на обелиске посвящены египетскому фараону Рамзесу II, сам обелиск изначально стоял в городе Гелиополь. Обелиск был привезен в Рим из древнего Египта по приказанию императора Октавиана Августа в 10 году до н.э. и до В 1589 года простоял на открытой арене Большого цирка. 


Вокруг обелиска скульптор Джакомо дела Порта соорудил фонтан. На четырех постаментах стоят чаши, украшенные львами из белого мрамора.


С двух сторон площади находятся монументальные скульптурные группы-фонтаны. Со стороны Пинчо – Римская богиня - работа скульптура Чекарини.


В центре богиня Рима, рядом с ней два бородатых мужчины символизирующих реки, под ногами у богини римская волчица, которая кормит новорожденных. 


С другой стороны – фонтан называемый Нептун.


В центре группы Нептун в окружение тритонов. 


На улице ведущей от Народной площади к площади Испании (или наоборот :) на углу здания церкви Сант-Анатазио-дей-Гречи притаился фонтан Бабуино, созданный в 1580 году за счет средств одного из здешних домовладельцев Алессандро Гранди. 
Гранди получил разрешение от Пия IV Медичи на установку фонтана для полива своего сада и огорода при условии, что вода будет доступна и для остальных горожан. В качестве украшения над чашей фонтана поместили древнюю мраморную статую Силена (так именовали состарившихся Сатиров). Скульптура в силу возраста выглядела слегка затертой, и острые на язык горожане прозвали ее Бабуино, сравнивая с обезьяной. Имя прижилось до такой степени, что даже улицу, на которой расположен фонтан, стали называть так же.
Бабуино относился к числу шести так называемых говорящих статуй Рима. Начиная с XVI века, на них вывешивались листочки с анонимными стихами и другими текстами, критикующими действующую власть. Удивительно, но такая традиция сохранилась до наших дней. Так что не удивляйтесь, если увидите нечто подобное на теле Силена – это всего лишь свободное выражение чьего-то личного мнения.


У подножья изумительной Испанской лестницы 1722 года расположен известнейший фонтан Баркачча (Лодчонка). Этот фонтан - произведение знаменитых архитекторов Пьетро и Джан Лоренцо Бернини. 


Предполагается, что идея фонтана, изображающего тонущую лодку, пришла после большого наводнения на Рождество 1598 года, когда поблизости, у холма Пинчьо, в Тибре затонула баржа.


Наверху Испанской лестницы на площади перед церковью Пресвятой Троицы на горе в 1783 году по указу папы Клемента XII был установлен Обелиск Саллюстиана, высотой 13,91 метра. Обелиск покрыт иероглифами эпохи фараонов Сети I и Рамесса II. Когда-то обелиск украшал сады Саллюстиана. 


В одном из дворов на площади Испании стоит такой вот декоративный фонтанчик


В нише под двухмаршевой лестницей Дворца Сенаторов на площади Капитолия помещен фонтан, построенный в XVI веке по проекту Микеланджело Буонарроти (1475-1564). В центре статуя Минервы.


а две статуи по бокам – это олицетворение реки Нил, опирающегося на Сфинкса и со смартфоном в руке.


и реки Тибр, рядом с которым Ромул и Рем мучают волчицу.. 


Как вы наверно уже догадываетесь, что это далеко не все увиденные мною фонтаны и египетские обелиски Рима, так что продолжение в ближайшее время обязательно последует. ;)

http://sewa7.livejournal.com/90719.html

Наверх страницы

Отели в Италии