Cегодня я покажу вам трапезную бывшего монастыря Сант-Аполлония.
Сам бенедиктинский женский монастырь, оснвоанный в 1339 году, давно секуляризован, и его бОльшая часть занята флорентийским университетом. В принципе, если не вести себя нагло и вызывающе, то можно спокойно войти сначала во внутренний двор, а дальше уже будет открытый путь в учебные помещения, но нам туда не очень-то нужно. Все самое интересное находится в помещении трапезной Сант-Аполлония, куда безвозмездно (требуется лишь расписаться в книге посетителей) пускают во все дни, кроме понедельника, с 8-15 до 13-50. Трапезную между 1445 и 1450 годами расписывал Андреа дель Кастаньо (1421-1457), а после секуляризации сюда были перенесены еще нексколько его работ, так что здесь спонтанно образовался музей этого художника. В "Жизнеописаниях" Вазари по ошибке оклеветал Кастаньо, обвинив последнего в убийстве Венециано (тот на самом деле умер в 1461 году, на четыре года пережив своего "убийцу"), что на несколько веков омрачило славу художника. В конце концов правда восторжестовала, и Кастаньо вновь помещен среди великих мастеров кватроченто.
Даже вечная язва Муратов признал Андреа дель Кастаньо мастером (а скольких художников он буквально размазал), хотя и вбрызнул немного яда в самом конце:
"Одним из самых сильных и цельных флорентийских впечатлений остается воспоминание о посещении упраздненного монастыря Санта Аполлония, преобразованного ныне в маленький музей Кастаньо. Здесь на стене монастырской трапезной сохраняется его "Тайная вечеря", и сюда же перенесены остатки фресок, написанных им на вилле Пандольфини в Леньяйи. В прохладной и тихой комнате Санта Аполлония мы стоим лицом к лицу с художником; его фигуры и фрагменты написанного им фриза кажутся еще живым убранством на этих стенах, приютивших их после того, как были разрушены стены старинной виллы...
Для Кастаньо сами апостолы Господа не были такими бесстрастными героями, как те существа, с которыми соединялись в его мыслях гордость и слава Флоренции. В его "Тайной вечере" изображены человеческие характеры, и в этом как раз заключается ее противоречие с законами монументального стиля. Но что за грозное и тревожное представление о человечестве выражено здесь! Глубокое недоверие друг к другу читается в глазах апостолов, и резкие черты их лиц говорят о неутихших страстях. Предательство Иуды не врывается здесь, как голос мирского зла, в святую и печальную гармонию последнего вечера. Оно родилось среди грубой пестроты этой комнаты и этих одежд так же естественно, как тяжелый сон Иоанна и разрушительное сомнение Фомы...
Произведения Кастаньо проникнуты всеми неукрощенными страстями жизни. В его лице человек кватроченто является наследником подвигов великого прошлого и покорителем мира. Но он не одержал еще своей главной и последней победы - над самим собой. Художник не преодолел еще в нем себялюбия человека, и только у прошлого он научился почерпать высшее бесстрастие искусства. Окружающее возбуждало в нем слишком много разнородных чувств. Для него, как для всех современников старого Козимо, как для самого Козимо, еще не наступил момент созерцания..."
Но для нас-то момент созерцания наступил, так что приступим. Главное произведение, за которым идут в трапезную Сант-Аполлония, - это "Тайная вечеря". Она занимает нижнюю часть одной из стен трапезной; верхний регистр был занят еще тремя фресками того же автора: "Распятием", "Снятием с креста" и "Воскресением". Увы, все три жестоко пострадали от времени; еще на месте, за компанию с "Тайной вечерей", на них можно посмотреть, но отдельными картинками я не решаюсь вам предложить. Все это вместе выглядит так:
Собственно "Тайная вечеря"
По частям слева направо:
Паки и паки повторюсь: вглядитесь в эти лица! После ренессансных "Тайных вечерь" мне стало интересно разглядывать лица причастников в нашем храме. Века прошли, а люди не изменились: кто-то утонул в молитвенном созерцании; кто-то в молитве улетел ввысь; кому-то уже наступили на ногу, и он (она) уже зол (зла) на весь мир; кто-то банально не выспался...
Бонусами к "Тайной вечере" служат еще две работы Кастаньо: Распятие и Пьета (довольно необычная: Христа оплакивают ангелы). Я их вам показываю, но, сознаюсь в своем неразвитом вкусе, я бы на них ждаже не взглянул, если бы они висели в каком-нибудь большом музее. Все-таки стар становлюсь мне интереснее сюжетные полотна.
Во Флоренции есть еще фрески Кастаньо, они находятся в Уффици, так что желающие могут продолжить знакомство с этим художником в этой прославленной галерее. Но читатели этого журнала привыкли, что по известным музеям мы не ходим, а предпочитаем малоизвестные закоулки, а посему в следующий раз мы занырнем еще дальше - во дворик Скальцо, чтобы увидать цикл неожиданных работ Андреа дель Сарто.