"- Думай, что хочешь, - говаривала одна феечка,
- что думаешь - хоти."(с) А.Дукельский
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре производит сногсшибательное впечатление. Хотя забегая вперёд могу сказать, что и другие кафедральные соборы в других городах меня так же поражали. Просто как под дых! Фотографии абсолютно не передают величия того, что перед тобой стоит, вернее перед чем ты стоишь. Ты просто козявка, песчинка, прах у ног, а он (собор) - как прекрасная лилия в руках Богородицы. Он совершенен. Да, они все разные, и все совершенные.
Такого не может быть, скажете вы. Не знаю, но вот так получалось, что каждый раз я ахала и просто была ошеломлена красотой и мощью здания.
Любой кафедральный собор в Италии называется Дуомо. Как правило он стоит на площади, носящей тоже самое имя, т.е Соборная. Эта тоже не исключение. Она такая огромная, что делится на несколько частей и имеет своё название. Но речь не о ней.
Здание, как глазурированный пряничный домик. Не тот Рождественский, который мы печём, а какой то другой, "иноземный", но всё же пряник. И хочется к нему аккуратно прикоснуться пальцем и поковырять глазурь и почувствовать теплоту времён. "Энергию" тех кто строил, и кто долгие годы посещал его, или просто приходил любоваться этим прекрасным строением.
Пересказывать про его строительство, копируя даты из инета, смысла нет, сами можете все прочитать в википедии. Строили его страшно много лет, но что я хочу отметить - начато его строительство примерно в то время, когда на Руси было Ледовое побоище. Вот представьте общую картину инженерной мысли тех времён: наши русские деревянные избы и ворота из тёса, и здесь - вот такое чудо света.
Архитекторы сменяли друг друга - всё же строительство шло шесть веков, и зачастую было очень удачным для кармана этих самых архитекторов. Иногда настолько удачным, что работы приостанавливались из-за отсутствия средств. Но справедливости ради надо сказать, что и объем работ был ого-го какой. На то время Дуомо был самым большим в Европе строением - в него вмещалось под 30 тысяч человек. По сути, это огромная площадь накрытая сверху куполом. Поди построй такую!
Но самое интересное - это возведение купола! Оно заняло почти пятнадцать лет, причем работы велись по новым технологиям, которые не предусматривали наличие лесов. Как они его складывали - уму непостижимо, но проектировал его архитектор, не получившим специального образования, архитектор-дилетант, ювелир по профессии. Наверное и потому получился настоящий шедевр. Купол облицован кирпично-красными изразцами, контрастирующими с зеленым, красным и белым цветом облицованных мрамором стен, но идеально вписывающийся в такие же красно-кирпичные крыши всего города.
Внутри собора я не фотографировала. Либо молится, ибо быть экскурсантом. Не всегда удаётся сочетать эти два занятия. Вот и зхдесь не получилось. Так что фотографии только снаружи. А внутри в соборе почивают мощи св. Иоанна Златоуста и св. ап. Андрея Первозванного. Ещё там собраны частички мощей многих мучеников христианства, в том числе частички мощей Марии Магдалины, малые частицы Животворящего Древа Господня.
Если я правильно помню, то там же покится глава преподобной Марии Египетской и глава святого преподобного Симеона Столпника, рука святого мученика Иуста Лионского. Здесь же и мощи святого мученика Зинона.
Вообще в паломнических поездках имеет смысл все сразу записывать или надиктовывать на диктофон, потому что потом всё сливается в одну большую череду святынь, и уже начинаешь сомневаться где были что видел.
Нашла в сети несколько фотографий внутри собора, что бы показать какой он огромный. В коллаже - вверху слева - это глава Иоанна Златоуста, хотя есть и иная версия, что хранится она в монастыре Ватопед на Афоне. Какая из них подлинная никто сказать не может поэтому и мы не будем углубляться.
Ученики школы Микеланджело, по примеру знаменитой фрески Микеланджело в Сикстинской капелле "Страшный суд" расписали купол собора. На самом верху купола персонажи Ветхого завета, затем персонажи Нового Завета: Христос – главный судья, по правой стороне дева Мария, по левой Адам и Ева. Ещё там портреты великих людей – папы, епископы, меценаты, автопортреты художников- в общем, можно целый день стоять задрав голову и рассматривать детали.
После визита в собор, мы пошли гулять по старому городу. Ну как гулять? У нас было немного свободного времени и наш гид сделал нам пешую обзорную по самым знаковым местам. Всё посмотреть за несколько часов нереально, так что пришлось чем то жертвовать. Впечатлений шквал, не знаешь на что и смотреть. Об этом в следующем рассказе.