Booking.com

Экскурсия по Вероне

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.

Продолжаю рассказ об итальянской поездке. По порядку здесь должен рассказ о Падуе, но будет - про экскурсию в Вероне, которую сегодня провел замечательный гид Эльвира, знающая громадное количество интереснейших историй и деталей. И я спешу записать подробности всего, что я услышал, пока они еще не ушли из памяти. Да, у нее на сайте - много статей, где подробности можно найти - но это отдельная работа. А если в рассказе будут ошибки, то это не она плохо знает, а у меня плохая память. Но начну я не с исторического фото, а с современного - такая симпатичная вывеска мне понравилась в Вероне больше всего.



Верона - очень посещаемый город Италии, неожиданно в прошлом году вышел на третье место после Рима и Венеции, обойдя Флоренцию. Шекспир сделал хорошую рекламу. Но реально это город с богатой историей, восходящей к римским временам и кучей интересного.

Для начала - историческая панорама. Верона - древняя, основана еще древними римлянами, первые стены они построили во II или III веке до нашей эры. А чуть позднее построили Арену для представлений на 30 тысяч зрителей, и она - древнее Колизея, существовала уже в 40 году нашей эры - в зрительском слое несколько лет назад нашли монеты тех времен. Про арену я еще расскажу. После римлян, как известно пришли варвары, там не слишком интересная история. Но Верона - вполне себе жила.

В 1117 году было сильное землетрясение, которое разрушило все здания города и внешнее кольцо стен Арены, которая уже не использовалась. Вскоре после него, примерно в 1170-х Верона расширяется, строят следующие стены, уже включающих в себя Арену. Верона стоит на излучине реки, поэтому достаточно было одной стены и предмостных укреплений, а не кольца. И в 12-14 веках - расцвет Вероны, правление семьи della Scala, в русской традиции называемых Скалигерами. Верона была коммуной в составе Священной римской империи, всегда поддерживала императоров, а не пап. И процветала - потому что когда императоры, в частности Фридрих Барбаросса, приходили карать непокорные города - Верона их встречала и эти визиты добавляли богатства.

А богатство было производственным - шерсть, ткани. Гид рассказывала, что тут недавно скандинавы нашли шерстяные изделия 10 века, произведенные в Вероне. Интересно, что Scala были не аристократами, а как раз занимались шерстью - и избрали правителями их, а не многие аристократические роды. Правда, потом они сочинили себе родословную от лангобардов. Избрание подтверждалось для каждого наследника, формально наследственного правления не было - примерно как у Медичи во Флоренции. Только Медичи правили дольше, а Верона в начале 15 века (вроде 1409) попала под власть Венеции.

В 16 веке Верона расширилась, построили еще один ряд стен, продолжавшийся за рекой. Площадь Bra у Арены стала центральной, а не окраиной. Власть Венеции продолжалась до Наполеона, который ее завоевал. Наполеон закрыл множество церквей, вывез и продал их имущество и здания, а часть - просто сгноил, гад. После Наполеона Верона стала австрийской, потом - освободительное движение, и она вошла в состав Италии.

На этом краткая история кончается и дальше текст будет по фотографиям. Экскурсия начинается на площади Бра, на которой стоит древнеримская Арена. Сделана из больших мраморных блоков без раствора, соединение шип-паз и стоит так уже 2 тысячи лет.



Работала уже в 40 году нашей эры, раньше Колизея. Представления шли от 3 до 10 дней, много раз в году, одни - за счет императора, другие - за счет городских магистратов, которые таким образом проводили предвыборную компанию. Сохранились документы про доставку кораблей с африканскими зверями на Арену и письма, где авторы писали "кошмар, конец света, игры под угрозой - корабли со зверями утонули". Количество зверей и гладиаторов, которых могли убить в один день, гид цифры назвала, я не помню, но больше сотни. Билеты были бесплатные, но с местами, их раздавали на форуме. Зрителей на Арене кормили и поили, был водопровод и канализация. Подземелья сейчас раскапывают, там есть громадные залы с 8-метровыми потолками, гид - видела, им показывали. А туристов пока не пускают.

Потом в империи приняли христианство и кровавые представления прекратились. Зато в бассейне посредине начались водные представления - синхронное плавание, девушки в мокрых хитонах. Что было потом - не очень понятно. В 1117 году от землетрясения обрушивается внешний ряд стен, они до сих пор не восстановлены. Камни этого ряда были использованы при восстановлении города. Сама Арена пришла в запустение, хотя за ней следили - сохранился указ магистрата, что запрещается растаскивать с Арены камни и ходить в туалет с припиской "не только днем, но и ночью".

В 12 веке строится новая стена, Арена оказывается внутри города. Ее ремонтируют, и ее арки делают местом жизни для проституток. Им запрещается жить в других местах города, ночевать у клиентом, а на рукаве они должны носить широкую белую ленту. А за ареной начинается госпиталь для бедных и квартал городских трущоб. Что касается самой Арены, то представления все это время проходят эпизодически - рыцарские турниры, сожжение еретиков. Так продолжается до 16 века, когда вокруг Вероны строят новый ряд стен, и площадь Бра из площади рядом с воротами превращается во вторую центральную площадь города, начинает застраиваться домами знати. Тогда проституткам разрешают расселиться по городу, а арки Арены сдают торговцам и ремесленникам. А на Арене проходят фестивали и бои быков.

Новая жизнь Арены началась в начале 20 века, она стала использоваться как оперная площадка. Ставятся оперы, а зимой - делают каток и ледовые представления. Недавно на ней пел Челентано после большого перерыва и, гид говорит, что Верона была полна крутыми русскими, приехавшими на концерт.

Эта гигантская металлическая арка со снежинкой на конце - не постоянная конструкция, а временная, символизирует Вифлемскую звезду и устанавливается на Рождество, потом - разбирается.


Дома на площади. В Вероне покупают квартиры многие знаменитости, и три полукруглых окна на верхнем этаже - это второй этаж квартиры Ди Каприо. Он снимался в фильме, и Верона ему понравилась. Говорят, регулярно приезжает и живет.


Старые фрески 14-16 века на домах. Где-то они сохранились, а где-то, как здесь - были раскрыты недавно в ходе ремонта.



Идем вдоль старых римских стен. Они стали частью стен домов, и разница кладки - видна. Стены уходят вглубь, современный уровень мостовых города - выше римского. При строительстве или ремонте археологи устраивают раскопки. В Вероне очень хотят построить подземные гаражи, недавно заложено шесть штук, но ни один не построен - во всех котлованах работают археологи, есть интересные находки. Впрочем, уровень города не столько поднимается, сколько сглаживается: при римлянах Верона была холмистой, а сейчас - ровная, так удобнее. Проход - ворота в стене.




Выходим к большим воротам, через которые в город шла дорога. От них остался один фасад, а раньше было три этажа, на которых находилась стража и таможня.




Рядом с воротами еще в римские времена был храм. А потом - христианская церковь. В 1930-е ее разобрали, чтобы проложить дорогу - археологи провели раскопки, гид показывала рисунок с реконструкцией храма, которую сделали по результатам. При раскопках нашли много надгробных плит, так как римляне устраивали кладбище вне города. Некоторые из них стоят с надписями, гид рассказвала разные истории. Например, про надгробие женщины-вольноотпущеницы, которое поставили муж и сыновья-рабы. В римские времена у города были рабы, при этом женщин, когда они уже не могли рожать детей, отпускали на свободу - потому что раба надо кормить и поить, давать жилье, а свободный пусть сам о себе заботится.

Старый дворец, который до сих пор принадлежит той же семье. Только сейчас владелец занимает лишь третий этаж, а два нижних - сдает.


Старые древнеримские камни часто вмуровывают в здания. На этом - горгона-медуза, а сбоку - тритон.



Шишки на витрине.


Конюшня "у двух старушек". Им принадлежал дом, но они не могли его содержать и устроили конюшню, от которой получали деньги. И до сих пор его так называют. Здание 13 века - тогда начали строить из кирпича. В более старых идут прослойки - кирпич и камень. Кстати, это здание - совсем без штукатурки, а на многих просто снят фрагмент, чтобы была видна фактура стен и древность здания.


Церковь San Giovanni in Foro, 12 век. У церкви остался только боковой вход, место, где был парадный вход священники продали в 16 веке какому-то купцу и он там построил свой дом... А зайдя внутрь, можно увидеть остатки старой планировки. Есть специальная часть при входе, в которой могли находиться некрещеные, но интересующиеся верой. И есть остатки галереи второго этажа, предназначенной для женщин, которые раньше должны были находиться отдельно от мужчин. Сейчас галереи встроились в соседние здания.


В стену церкви вделан гигроскопичный камень - он ниже камня с крестом и гербами. По его влажности можно было судить о будущей погоде - что и делали в средние века.


Под этим зданием можно посмотреть древнеримсккие раскопки. Мы не попали - их закрыли на рождественские каникулы. Зато проходило выступление, под музыку читали стихи.


Плющ обвил фасад.


Площадь Erbe - бывший римский форум, потом рядом расположилась синьория, а на самой площади был рынок.


Дворец 16 века (вроде), барокко - самое новое здание на площади. Разрешили построить с условием, что первые два этажа владелец будет сдавать менялам и ювелирам, лавки которых располагались в этом месте рынка. Перед дворцом - колонна со львом святого марка - символ Венеции.


Фонтан 14(?) века, сделанный из порфировой чаши 2 века и римской статуи Минервы, которую переделали в мадонну, заменив голову.


Старые дома вокруг площади.



Фрески на одном из домов.


Обратная сторона одного дома. В какое-то время ранее единый дворец он был продан многим владельцам, и каждый сделал отдельный вход и отдельный балкон на своей высоте - чтобы отличаться от соседа.



На площади - вовсю бушует рождественская ярмарка.


Стоит настоящая печь.



Дворец, где жили наместники Венеции в Вероне. Они были парами - капитан стражи и гражданский чиновник.


Еще одно средневековое здание. Форма зубцов отражала политические взгляды. Зубец как ласточкин хвост - сторонник императора, сторонники пап делали прямоугольные зубцы. Из Вероны сторонники пап были изгнаны.



Памятник Данте. Он жил в Вероне гостем у правителей della Scala 13 лет, как раз на этой площади.


А это - памятник знаменитому веронскому врачу фра Кастори. Его имя носит касторка. Памятник стоит над аркой, через которую проходили участники судебных процессов и судьи, следуя в суд на площади. Про шар в руках фра Кастори местные остроумцы шутили, что если он увидит в Вероне честного человека - он его уронит. А раз держит - значит таких нет.


Капитан города, немец. Бюст отреставрировали недавно на средства семьи его потомков, приезжавших из Германии.


В этом средневековом здании позднее была школа артилеристов, бомбардиров. Об этом - ворота в форме пушек.



Самый старый колодец Вероны. Долгое время в колодцах не было необходимости, так как действовал римский водопровод, который снабжал город водой из источников. А потом он стал разрушаться и потребовались колодцы в городе. Сейчас же водопровод снова идет из тех же источников, и водопроводная вода в Вероне - чистая, жители этим гордятся. А вообще при римлянах в городе был не только водопровод, но и канализация.


Ящик для анонимок. Такие ящики завели венецианцы, когда захватили Верону. Они были тематическими, по профилю учреждений. Были для доносов о неправильных политических взглядах. Были - о неуплате налогов, в частности, на производство шелка. В Вероне растет тутовник, жители покупали гусениц, девочки спали с ними на груди, чтобы те не замерзли, и кормили свежими листьями каждые 4 часа. Поэтому если кто-то обрывал листья ночью - соседи видели и доносили при случае. А еще были доносы на тех, кто не сдавал овечью мочу - их подозревали в незаконном производстве пороха. Моча была единственным источником селитры, поэтому стада овец надо было пригонять на ночевку на специальные каменные площадки. Овец полили, они спали, испражнялись - мочу собирали. А если кто это не делает, значит сам собирает мочу чтобы делать порох.



Кстати, выражение "деньги не пахнут" - тоже про мочу, только человеческую. Она в древнем Риме использовалась для отбеливания тканей, в частности, тог. Поэтому у прачечных были специальные места, куда мужчины ходили в туалет, и мочу собирали. И император Веспасиан решил признать это бизнесом и обложить налогом. А когда к немы пришли жаловаться, говоря, что это и так тяжелый и дурнопахнущий труд, него же с него налоги брать - ответил этой фразой.

Остатки древнеримской мозаики, раскопаны у подножья стены.



Гробницы della Scala. В этой - самый известный (но имени - не помню). Он завоевал много земель для Вероны. А умер - неожиданно: заболел живот и через 6 часов - скончался. Говорили об отравлении. Недавно, с разрешения епископа Вероны, была проведена эксгумация. Гробницу вскрыли, обнаружили труп с естественной мумификацией в сохранившихся одеждах. Одежды отправили в музей, а сам труп - вскрыли. И нашли печень, пропитанную растительным ядом, наперстянкой - гипотеза отравления подтвердилась. А в желудке нашли остатки последней пищи - бульон и отвары - врач пытался лечить пищевое отравление, но не вышло. Исследования продолжаются.



Вообще епископ в Вероне прогрессивный, это вскрытие - не единственное. Были обследованы мощи San Zeno, святого, который крестил Верону. Дело в том, что их как-то прятали, а потом - не могли найти, так что было сомнение. Вскрытие подтвердило возраст мощей, а генетический анализ - что негром San Zeno не был, но кожа была темная, так как в роду много черной крови было.

А эта соседняя гробница - как раз наследника, которого подозревали в отравлении дяди. Став правителем, он очень быстро раскрыл заговор оставшихся несовершеннолетних сыновей дяди, своих двоюродных братьев, и их казнил. Гробницу построил при жизни, потому что на благодарность потомков не надеялся. А изображен в маске в виде собачьей головы, потому что был очень дурен собой. Собака же была символом della Scala в рамках придуманной генеалогии, восходящей их к лангобардам.



Еще одна гробница della Scala. Но этой истории нам не рассказывали, хотя гробница - роскошная.



И еще одна, уже более скромная.


В этом дворце 13 века сейчас работает муниципалитет. Посмотреть, увы, нельзя даже внутренний дворик.

Во дворец встроена более древняя башня.


Старые фрески, вскрыты при ремонте. Были заштукатурены, при чем чтобы штукатурка легла, красочную поверхность выбивали зубилом. Стена была покрыта геометрическим узором с эффектом объемного изображения.



Средневековая улица. Мощение - камнем, но с одной мраморной полоской, чтобы было удобно вести грузы на тачке.


Церковь, уже не используемая и ее колокольня.


Штукатуренный фасад типичен для 16 века. Но сам дом - старее, 13 века - вскрытая часть это показывает.


Просто вывеска.


Церковь святой Анастасии. Громадная, несколько раз расширявшаяся, основная часть строилась доминиканцами 200 лет, 1290-1481. А фасад так и не облицован до сих пор.


А это - небольшая церковь рядом, которую быстро построили, чтобы было где молиться, пока большая церковь строится. Справа - арка, над которой надгробие жертвователя - на его деньги возведи стены примерно на метр и облицевали портик фасада мрамором.


Внутри церкви - роскошные алтари знатных семейств. Жертвователи получали право захоронения под полом церкви - в специальных каменных пеналах остатки выдерживались. пока не превращались в кости, и можно было добавлять следующих членов семьи.


А некоторых хоронили в саркофагах на стенах.



Расписные своды.


Знаменитые горбуны церкви. Второй - на сто лет моложе первого.



Этот алтарь непорочной девы Марии 17 века Орацион Маринали перенесен в 19 веке из другой церкви, закрытой Наполеоном.


Деталь обрамления алтаря. Саранча - в память о случае, когда на город опустилась стая саранчи, засыпавшая его на 10 сантиметров.


Еще один алтарь.


Древние фрески на колоннах.


Знаменитая фреска Пизанелло "Святой Георгий, освобождающий принцессу", 15 век. Гид говорит, что впервые конь был изображен задом к зрителям.


Алтари и капеллы.




Громадные глиняные панно с изображением сцен жизни Христа. Они потемнели и в 19 веке их решили очистить. Краски сошли вместе с грязью.


Витражи.


Кенотаф в главном алтаре одного из военноначальников della Scala. Сгинул в битве, а в завещании обнаружили, что погребение в стене было заранее выкуплено. Пришлось делать ложную гробницу.


Главный алтарь.


Старая фреска страшного суда в главном алтаре. В войну от бомбежек вылетели витражи, в ходе реставрации эту фреску и нашли. Интересно, что в нижнем ряду слева, изображая грешниц, художник показал все виды модной одежды того времени, запрещенные церковью.


Еще фрески.


Фрески внизу - без какой либо системы, заказаны "по обету" за чудо.


Забавный дракончик на витраже.


Еще одна капелла с совершенно роскошным убранством и расписанным потолком, которое, правда, помещается лишь фрагментами.






На балюстраде у входа в капеллу стоят четыре ребенка, каждый - в своей позе и со своим выражением на лице (сделал фото только троих).




Еще фреска.


Выходим из церкви Анастасии, идем в церковь рядом. Там сохранились старые фрески, которые были заштукатурены, а теперь - расчищены. Тема - крестовые походы.



А еще там - выставка сцен из христианских историй.





А это - основной вход в церковь. Он сейчас закрыт, работает только боковой - потому что при расширении улицы пришлось убрать лестницу.


Идем дальше. Забавный розовый мотоцикл.


Выходим к реке. Древнеримский мост. Вернее, древнеримская - правая часть моста, мраморная. Левее начинается кирпичная, это - средневековье. Мост сохранился до наших дней и действует. Правда, в войну одна из арок была разрушена бомбой. Все камни из реки вынули, паззл собрали заново.


На другой стороне - холм с римским театром, бывшим еще ранее Арены. Склон холма использовался для размещения зрителей. Театр был много лет засыпан землей. Интересна история открытия. У крестьянина курица провалилась в дыру, снесла яйцо. Тот полез доставать. обнаружил чудовище, прибежал к местному богатому человеку, Монго, у которого дом был рядом. Тот спустился, опознал в чудовище древнеримского сфинкса, понял, что здесь - развалины, купил окрестные дома у крестьян и их снес вместе с собственным каменным домом, начал раскопки и раскопал театр. Для себя купил дом рядом, раскопки вел до смерти, а наследники продали все это городу вместе с коллекциями. Но! Недавно семья начала что-то копать в своем доме рядом, и наткнулись на еще один древнеримский театр Одеон. Сейчас ждут продолжения открытий.


Просто магазин.


Остатки старых фресок, на которых изображен процесс приготовления сыра и колбасы - владелец дома занимался именно этим. Часть стала жертвой неудачной реставрации: несколько лет назад придумали "прогрессивный" метод покрытия защитным полимером. Увы, фреска под ним отпотевает и начинает отваливаться. И сам полимер снять нельзя, вернее, он снимается вместе с красками.


А это - башня перед римским мостом.


Церковь на другой стороне. Мадонна Signora di Lordes. В войну в церковь попала бомба, она разрушилась, но статуя мадонны сохранилась - сама себя спасла. Сейчас церковь построена в современном стиле, а статуя - там стоит.


Церковь святого Георгия.


Вид с моста на другой берег.



И на саму башню. На другом берегу была такая же. Но ее разрушили по приказу Наполеона, когда по реке прошла граница и другой берег стал австрийским. На середине моста был шлагбаум.


Колокольня кафедрального собора, Duomo. Недостроена, а брошена. чтобы не стала выше башни синьории. Слева стена, подпертая бревнами - остатки средневекового дворца, в котором жила жена одного из della Scala. Тот был очень любвеобилен и жена не желали жить вместе с его любовницами. Зато основала приют незаконнорожденных детей, в котором, в числе прочих, воспитывала и незаконных сыновей своего супруга. Они потом занимали разные церковные должности, помогая держать церковь под контролем.


Боковой фасад собора.


А это - церковь напротив, работавшая как приходская, тоже очень старая.


Главный вход в собор. Раньше потолок был ниже, там видны остатки прежних перекрытий. Собор надстраивался, но не прекращал функционировать.


Мадонна с младенцем над входом.


Внутреннее убранство собора.









К собору примыкает церковь школы каноников. институт каноников сопутствовал епископам в те времена, когда единых правил служб, единого канона еще не существовало. Они должны были разрабатывать порядки церковных служб в епископстве. И рядом еще - большая крестильная палата. С купелью.



А это - забавные гербы. На одном голова переходит в орла, на другом - в лисицу (ну не суслика же) или похожего зверя.



Церковь каноников снаружи.


Кусочек римской мозаики.


Еще церковь, на этот раз - разрушенная. Наполеон ее закрыл, а здание - никому не потребовалось.


Мадонна на стене дома.


А это - сувениры из путешествия в Рим - вместо современных магнитиков на холодильник.


На этом экскурсия подходит к концу. Мы вернулись на площадь Бра к той же Арене с аркой.


И напоследок - заснеженный рождественский снег.


Все фотки - в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится. Оригинал поста в моем ЖЖ, все посты поездки можно прочесть по тэгу Италия

http://ru-travel.livejournal.com/29713575....

сова maksiq  

 

Наверх страницы

Отели в Италии