На соборной площади Пистойи сконцентрирована вся история этого удивительного города. И можно долго-долго ходить там по музеям, осматривать баптистерий, посидеть в кафе, понаблюдать за обычной жизнью жителей. Но главное всё же - кафедральный собор города, дошла очередь и до него.
1. Кафедральный собор Пистойи был освящён в память веронского епископа Дзено (в православной традиции святой Зенон Веронский), умершего в 372 году. Первые упоминания о соборе относятся к X веку. В 1143 году епископ Пистойи Аттон смог получить реликвии апостола Иакова и с тех пор святой Иаков был признан покровителем Пистойи. В XIV и в начале XV века произошли значительные изменения в облике собора - был построен замечательный фасад, а к колокольне добавили три верхние яруса.
2. Собор был возведён в романском стиле. При его строительстве были взяты за образец церкви, уже существовавшие в городе в тот период: церковь святого Варфоломея в Пантано и церковь святого Андрея.
3. Первый ярус главного фасада собора украшен высоким портиком. Арка, ведущая к главному порталу, как бы делит портик на две части. В каждой из частей портика три арки: по сторонам расположены широкие арки, а между ними – узкая.
4. На старинной фотографии - собор до реставрации.
5. В средней части фасада, над портиком, поднимаются три яруса аркад. Архитектурные детали фасада подчёркнуты характерным для региона чередованием темных и светлых горизонтальных полос.
6. На крыше установлены мраморные статуи святого Иакова (1721, Андреа Вакка) и святого Дзено (1336, Якопо ди Маццео), бывшего покровителем Пистойи до святого Иакова.
7.
8.
9. Центральная арка фасада собора украшена сводами, созданными Андреа делла Роббиа.
10. Под ними, в люнете, находится барельеф, изображающий Мадонну с младенцем в окружении ангелов - работа того же мастера (1505).
11. На внутренней стене фасада примечательны три барельефы и погребальный монумент арки святого Аттона XIV века. Он был монахом, в 1133 году стал епископом города Пистоия. В 1144-45 годах перенёс частицу мощей святого Иакова из Компостелы в Пистойю.
12. В 1952-66 годах были проведены реставрационные работы. В ходе реставрации было сделано всё, чтобы вернуть собору его старинный облик. Внутреннее пространство храма разделено колоннами на три нефа. Алтарная часть приподнята. Правый неф когда-то занимала капелла святого Иакова, построенная в середине XII века для хранения реликвий святого.
13. В капелле хранился большой серебряный алтарь святого Иакова (сейчас – в капелле Распятия). Он был заказан в 1287 году и украшался всё новыми и новыми рельефами и статуэтками до 1456 года. В работе над ним принял участие и молодой Филиппо Брунеллески, пробовавший свои силы в ювелирном искусстве.
14. В правом нефе интересно "Распятие", написанное Коппо ди Марковальдо и его сыном, Салерно ди Коппо, в 1275 году.
15. В левом нефе расположены памятник папе Льву XI Медичи (1618), бывшего епископом Пистойи, и надгробие епископа Федерико Аламанни (1776).
16. В алтарной части погребены несколько епископов (XVII-XVIII веков). Амвон, расположенный в правой части главного нефа, выполнен по эскизу Джорджо Вазари (1560). Фрески свода за главным алтарём принадлежат кисти Доменико Крести, по прозванию Пассиньяно (1602).
17. Апсида расписана Кристофано Аллори (1606 - 1610, "Воскресение"). По бокам апсиды установлены покрытые серебром статуи святых Зенона и Иакова, приписываемые школе Джамболоньи (1603).
18. Под алтарной частью находится крипта (предположительно X века).
19. Во время реставрационных работ были найдены капители и части колонн, деливших крипту на нефы, а также открыты фрагменты фресок XII века ("Тайная вечеря", "Поцелуй Иуды", "Встреча Марии и Елизаветы") и остатки виллы римского периода.
20.
21.
22.
23.
24. Боковой выход из собора.
25. И узкие улочки вокруг.
26.
27.
28. В соборе ещё много интересного...