«Facciamo i pomodori»-такая строчка, мельком прочитанная в программе местного праздника, о котором я уже однажды писала (сноску дам в конце поста), заставила меня сделать "фудблогерский" выбор для вечернего культурного времяпровождения.
Каково было моё разочарование, когда приехав на праздник, я вновь прочла программу и поняла, что меня ждёт вовсе не мастер-класс по консервированию помидоров, а развлекательное мероприятие для детей, пришедших на праздник вместе с родителями.
Отступать было некуда и я решила извлечь хоть какую-то "фудблогерскую" пользу из детско-помидорного мероприятия. Если я вам скажу, что я на нём развлеклась больше самих детей, поверите?!
Лабораторию, так называются подобные мероприятия, должна была проводить Роза, жительница нашего городка. Я с ней хорошо знакома ещё по временам, когда местная Коммуна могла позволить себе держать для жителей бесплатный компьютерный центр, которым руководила Роза. В кризисные "безЪинтернетные" времена она работает детским аниматором, поэтому я уже не сомневалась, что будет интересно, зная о богатом кругозоре Розы.
Начало лаборатории было назначено на очень детское время- 22 часа по местному времени. Пока детско-помидорное время не наступило, Роза развлекала собравшихся ребятишек всевозможными играми. Кстати, кольца, что держит Роза в своей руке, не что иное, как кабачки, порезанные для сушки на солнце.
Рядом с местом лаборатории мой сосед Массимо катал детей на своём ослике. Этот чудный зверюга будит меня каждое утро своим трубным иа-иа. Нынешнее лето у меня выдалось на редкость ослиным, в смысле наполненным встречами с этими животинками. Надеюсь написать два поста с их участием.
Наигравшись, детки спокойно выслушали рассказ Розы о том, как отважный дядя Колумб открыл Америку, откуда и привезли потом вкусные сувениры-помидоры, баклажаны, кофе, шоколад и т.д.
Привезти-то их привезли, а как использовать "сувениры" додумывали уже пра-пра-пра-прабабушки.
Кто не знает сейчас вяленые итальянские помидоры?! Вон они, порезанные на половинки, разложены на тростниковой решетке для сушки на солнце.
А как прабабушки делали помидорный концентрат, больше знакомый нам как "томатная паста", дети вряд ли знали. Роза рассказала и показала весь процесс его приготовления.
Сейчас Роза показывает внутреннюю часть помидоры с семенами, которую вырезали из плодов перед их основной переработкой.
"Вот они, семечки, из которых бабушки потом выращивали растения для будущих помидорок."-показывает Роза. Но детки-то знают, что помидорные саженцы бабушки покупали на рынке)))
Зато такую штуку дети у своих бабушек видеть не могли. Вряд ли кто из самих бабушек успел застать подобное приспособление для отделения мякоти помидор от шкурок. Уже давным -давно для этой цели существуют специальные машинки.
Приспособление представляет собой густо продырявленный металлический лист, кажется, сделанный из какого-то цветного металла. Мякоть помидор руками протирается через дырки и собирается под таким "дуршлаком".
Роза нарезала кучу помидор и детки, как всю жизнь только этим и занимались, начали протирать помидоры через дырки. Повозиться ручками, что помидорках, что в песке, что в грязи, для мелких- наипервейшее удовольствие! Оторвать их от этого занятия было довольно сложно, а уж мыть им руки, по локоть испачканные в красном соке, пришлось Розе звать на помощь мамочек.
Сейчас Роза спросила ребятишек, куда прабабушки девали оставшиеся шкурки. Детки неуверенно начали вспоминать "мусорный" день вывоза пищевых отходов. "Нет!-подсказывает Роза- Прабабушки ничего не выбрасывали! Они скармливали их кому?" Тут мамочки хором зарж...смеялись, т.к. кто-то из детишек сказал, что ..."дедушке"))) В конце концов сошлись на курицах.
Детки возились-возились в помидорках, но мякоти так и не нажали. Роза заготовила малость мякоти заранее, протерев помидоры через машинку. Эту мякоть, дальше поясняла Роза, прабабушки смешивали на огне с большим кол-вом соли.
Сколько соли на кг мякоти? Роза и сама не знала, т.к. сейчас, увы, никто не помнит точной рецептуры помидорного концентрата. Примерно таким был ответ Розы мамочкам тех детишек, которые с большим интересом, как и я, слушали Розу.
Детки воодушевлённо мешали помидорную жидкость, а Роза вздрагивала от каждого удара половника по стенкам керамической кастрюли, приговаривая: "Эта кастрюлька античная, из музея, стоит больше, чем я!"
Помидорная мякоть с солью уваривалась на огне, а потом ещё выпаривалась на солнце. Огромные расписные керамические тарелки для подобного выпаривания на солнце существуют до сих пор почти в каждом доме.
Как и эти сосуды с двумя ручками. Роза поясняет, что в таких банках хранили не только помидорный концентрат, но и топлёный свиной жир и анчоусы под солью.
Роза показывает, как перекладывали концентрат, используя кружку, в которой нагревали молоко для завтрака.
"Откуда бабушки брали молоко для завтрака?"- спрашивает Роза у детей. Детки думают, отвечают, а мамочки снова веселятся, услышав ответ про "пакеты"
Роза рассказывает, что молоко для завтрака брали у ослиц. Объём кружки был рассчитан на одну дойку ослицы, которых держали практически в каждом доме.
"А для чего ещё держали ослиц?"-спрашивает Роза у детей. "Ката-а-аться!"- был ответ детского хора. Что на это могла возразить Роза, когда в двух шагах от места лаборатории Массимо катал детей на ослике?!
Возвращая детей от ослов к помидорному концентрату, Роза пояснила, что плотную массу помидорного концентрата сначала вымешивали с оливковым маслом, чтобы он оставался мягким, а потом укладывали слоями в банки, чередуя со слоями свежих листиков базилика. . Дети с удовольствием нюхали кустики базилика и отрывали от него листочки, чтобы положить их в банку с воображаемым концентратом.
Концентрат сверху заливали оливковым маслом, а для дальнейшей готовки разводили водой. Кто-то из детей смышлённо спросил, можно ли намазывать этот конценртат на хлеб? Я сразу подумала, что кто-то из родителей ребятёнка занимается спортом, т.к. в Италии помидорный концентрат популярен у спортсменов в качестве хорошего источника витаминов и антиоксидантов.
Угадайте, о чём спросили мамочки?! Сколько можно было хранить такой концентрат. Женская практичность сильнее беспокойства о витаминах. "Год!"- на это ответила Роза.
Помидоры перерабатывали в концентрат в течении ста лет. Когда после второй мировой войны стали доступными стеклянные бутылки, в них хозяйки приспособились разливать помидорную мякоть. Этот продукт стал называться пассатой.
"Где бабушки брали бутылки?"-спрашивает Роза. "От пива!"- отвечает детский хор. То, что бутылки из-под пива здесь не выбрасываются, знает каждый ребятёнок, т.к. местные женщины активно запасаются помидорными консервами на зиму.
Детки сели в кружок, чтобы лучше видеть весь процесс разлива пассаты. Роза заметила, что теперь в музейной кастрюле не концентрат с солью, а просто свежая помидорная мякоть без соли.
Роза приготовила инструменты для разлива пассаты, которые применялись бабушками когда-то.
Перед тем, как через воронку налить помидорный продукт в бутылку, Роза бросила в неё листик базилика.
Сейчас Роза показывает детям настоящую пробку из пробкового дерева и рассказывает, что когда-то бабушки использовали бутылки не из-под пива, а винные. Это сейчас существуют приспособления, позволяющие закрывать крышечками пивные бутылки, а раньше бутылки закрывались настоящими пробками. И использовали для этого специальное приспособление.
Пробки перед использованием кипятили, смазывали оливковым маслом и при помощи такой штуковины загоняли в бутылку.
Но за полстолетие бездествия в музейной тиши приспособление напрочь забыло своё предназначение. Даже проходивший мимо дедушка, помнящий ещё способ применения штуковины, не смог её заставить загнать пробку в бутылку.
Детки великодушно поверили на слово. Роза перешла в процессу закрепления пробки при помощи шпагата.
Сложная, скажу вам, процедура такого закрепления. Пришлось Розе повозиться с одной бутылкой. Учитывая, что семьи заготовляли сотни бутылок, бабушки должны были быть гораздо проворнее.
Про научные открытия Пастера и их вклад в развитие процесса консервирования продуктов питания Роза не стала рассказывать детишкам, а просто фигурально показала, как подготовленные бутылки с пассатой укладывали на мешковину в большой котёл над огнём.
Закрывали бутылки той же мешковиной, сверху укладывали большие картофелины и заливали холодной водой.
С какой целью сверху бутылок укладывали те картофелины, было загадкой и для меня. Пояснение Розы был просто: когда картофелины были сварены, означало, что и внутри бутылок была достигнута необходимая для консервирования температура. Гениально!
А! Ещё интересно! Бутылки с пассатой открывались с тем же шикарным хлопком, как и бутылки с шампанским)))
Итак, кому понравилась помидорная лаборатория? Среди пальцев этих чудных итальянских ребятишек были пальцы и их мамочек. Как вы можете догадаться, мой палец тянулся одним из первых, настолько мне понравилось это мероприятие. Роза не только смогла активно вовлечь в действие ребятишек, но и донести интересную информацию для нас, взрослых, тусующихся рядом.
Думаю, что для взрослых эта лаборатория оказалось даже более полезной в смысле настоящего прикосновения к истории, которая ещё далека от маленьких детей. Но какие-то воспоминания, к счастью останутся и у них, судя по тому, как активно дети потом рассказывали о виденном подошедшим папам.
А Роза снова увлекла детей в игры. И не только детей. Мамочки и я среди них тоже вспомнили молодость и попрыгали "в резиночку". Мне удалось даже повертеться на резиночке. Не всю прыть растеряли современные дамочки)))
А настоящие бабушки зажигали на празднике в танцах. Мне тоже хотелось поплясать, но Лорик рвался по злачным местам, где раздавали плюшки...
Кто бы мог подумать, что "запомидорить" может быть так увлекательно и весело, да ещё среди кучи детишек?!
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пост о том, как итальянские женщины заготовляют домашнюю помидорную пассату http://pratina.livejournal.com/11516.html
Пост о ежегодном летнем празднике в южно-итальянском городке Roccagloriosa, о котором упоминается в тексте поста http://pratina.livejournal.com/187930.html