В архитектуре Виченца навсегда связала свое имя с именем Андреа Палладио. Великий завершитель ренессансного зодчества именно для Виченцы создал большую часть своих произведений. Палладио строил в Виченце для венецианской знати. Его здания обрамляют главную площадь, его фасады превращают тихие улицы в блестящие архитектурные экспозиции, его виллы увенчивают холмы, окружающие Виченцу. Виченца - один из самых "архитектурных" городов Италии. На исключительную высоту поднялось здесь когда-то искусство отдельного дома, культура частного городского жилища. Аристократические палаццо превратились из феодальных дворцов в городские особняки, и именно потому сама Виченца кажется "современнее", а ее старина - новее, чем в других старых итальянских городах.
1. Базилика Палладиана, 1549
http://stilarhitekturi.livejournal.com/93319.html
Палладио работал над Базиликой целых тридцать лет, и смерть мастера в 1580 году застала его крупнейшую постройку незаконченной. Но Базилика остается тем не менее одним из наиболее завершенных и цельных произведений зрелого Ренессанса.
Базилика Палладиана - продолговатое двухэтажное сооружение: тридцать шесть арок составляют фасад его длинной стороны, десять - короткой. В двух этажах по всем четырем фасадам повторяется арочный мотив, и говорить об архитектуре Базилики - значит прежде всего говорить о разработке этого мотива, о его композиционном развитии в здании. В двух этажах этот мотив повторяется с тем лишь отличием, что дорическим колоннам нижнего этажа соответствуют более легкие ионического - верхнего. Вырез каждой арки обрамлен другими, более крупными колоннами, и все это построение - арочное отверстие, малые парные колонны у его основания и большие колонны, обрамляющие арку, - и составляет основной мотив Базилики, повторенный по всему фасаду в обоих этажах.
2. Палаццо Порто (Palazzo Porto in Piazza Castello). 1571
http://stilarhitekturi.livejournal.com/78189.html
Среди бесчисленных палаццо, носящих звучные имена венецианских и вичентинских патрициев XVI века, Виченца хранит примечательное здание — кусок все той же палладиевой архитектуры. Именно кусок, ибо перед нами фрагмент дома, незавершенная композиция, которая кажется сперва руиной какого-то большого сооружения или же каким-то архитектурным гротеском, причудой строителя и заказчика.
Этот любопытный архитектурный феномен — палаццо Порто, иначе палаццо дель Семинарио, еще иначе Каза дель Диаболо. Впрочем, к этим трем названиям вичентинцы прибавляют еще четвертое, куда более прозаическое — палаццо деи Телефони: в знаменитом старинном доме теперь помещается переговорная телефонная станция.
Среди рядовых старых построек возвышается странный дом о четырех окнах — узкий высокий фасад, врывающийся в ансамбль площади, как нарядно одетый аристократ в толпу простолюдинов. Два этажа, и всего по два окна в каждом этаже — таков этот осколок здания, этот архитектурный эскиз, выполненный в камне: редчайший случай, когда архитектор оставил черновики своего творчества не на бумаге, а в натуре. И весь Палладио раскрывается в этом удивительном наброске.
Замысел монументальной фасадной композиции ясен и по одной ноте, по одному музыкальному такту. Три колонны колоссального ордера с пышными композитными капителями определяют лицо фасада. Колонны поставлены на высокие цоколи, отделенные друг от друга окнами первого этажа, так, что верхушка цоколя и база колонны приходятся как раз на уровне оконного перекрытия. Выше — мощное тело колонны, примыкающей к стене, проходит через весь фасад, завершаясь раскрепованным антаблементом и карнизом. Цоколь, колонна и антаблемент резко выделены из плоскости стены, выдвинуты вперед, так что все эти три части образуют единую пластическую вертикаль. Узкий фасад разделен на две равные части — верхнюю и нижнюю — балконами, от которых начинаются большие окна второго этажа. Окон всего два, причем над одним полукруглый, над другим треугольный сандрик, и это, пожалуй, единственный признак незаконченности здания, деталь, выдающая зрителю то обстоятельство, что перед ним только фрагмент, только кусок какой-то неосуществленной композиции, в которой оба этих надоконных мотива должны были, очевидно, чередоваться. На уровне капителей, между ними, рельефные гирлянды, несколько легковесные в окружении этих мощных архитектурных форм. Маленький мезонин глядит с крыши — поздняя пристройка.
Можно было бы пройти мимо этого не до конца родившегося дома как мимо археологического раритета, подчинившись странностям его строительной судьбы. Но этот осколок стоит многих соседних дворцов. «Фасад о трех колоннах» — блестящая демонстрация совершенно определенной архитектурной идеи, определенного строя архитектурного мышления, демонстрация той творческой системы, которую мы обозначаем одним словом, одним именем: Палладио. На этом узком, как бы отрезанном куске архитектурной ткани мастер успел до конца выразить себя, и среди школьных образчиков Палладиевой архитектуры это здание занимает одно из обязательных мест. Здесь налицо все внешние признаки манеры Палладио, его излюбленные и столь убедительно им обоснованные приемы. Стена утверждается в своем архитектурном первородстве даже тогда, когда вся композиция строится по принципу каркаса: вертикали колоссальных колонн здесь не замещают стены, а, напротив, придают ей пластичность, архитектурно насыщают ее. Балконы служат и для членения композиции по горизонтали, и для пластического насыщения фасадной плоскости. С исключительной последовательностью проведен принцип колоссального ордера: колонна начинается, в сущности, с самой земли; цоколь читается как начало колонной вертикали, заканчивающейся вместе с крышей здания; раскрепованный карниз продолжает и увенчивает сложную капитель.
В итоге этот фрагмент, этот осколок фасада несет на себе и в себе столько архитектурной пластики (и столько архитектурной системы), что поневоле воспринимается как законченная композиция. Архитектурные формы живут здесь особой жизнью: для них уже совершенно безразличен самый объект, который дает им право на существование,— самый дом. Да и дома-то этого, по существу, нет, есть лишь кусок, намек на несостоявшуюся достройку, случайный отрезок здания, случайно используемый сегодня под телефонную контору, и великолепный, величественный фасад. Это — торжество самодовлеющей архитектурной формы, формы, ставшей самоцелью, формы, которая утверждает себя независимо от самого здания. Это — фасад, превратившийся в законченную и замкнутую в себе категорию художественного творчества.
3. Палаццо Кьерикатти, 1550-58.
http://stilarhitekturi.livejournal.com/88555.html
Палаццо Кьерикати, бесспорно, одно из самых значительных произведений великого мастера. Палладио здесь не только с большой полнотой осуществил свой стиль, он создал и нечто большее, нечто, являющееся архитектурным эталоном, образцом. Здесь тоже торжествует фасад, но с какой мощью он наделен чисто объемным, трехмерным значением, «выведен» из плоскостной двумерности и превращен в самостоятельный пространственный организм! Это достигнуто включением в фасад глубоких лоджий — сплошной лоджии-галереи в нижнем этаже и двух боковых угловых лоджий в верхнем. Это новый для архитектуры Возрождения тип фасада-галереи, новая и для самого Палладио трактовка фасада — уже не как ритмически разработанной стенной плоскости, а как особого объема, имеющего свою глубину, свою трехмерную пластику.
Фасад палаццо Кьерикати пластичен и объемен. Благодаря лоджиям он наполнен воздухом. Он обладает своей глубиной и своей толщиной, и зритель реально воспринимает, реально видит эту толщину фасада: достаточно взглянуть на здание несколько с угла, со стороны бокового фасада, где лоджия главного фасада выступает своей боковой аркой. Через нее можно буквально «войти» в фасад, обладающий, таким образом, как бы самостоятельной пространственной жизнью. Это уже не плоская стена Базилики с вырезанными в ней арками, это мощная колонная галерея, несущая второй этаж с его ионической колоннадой и боковыми лоджиями. Стена-плоскость сохранена лишь в средней части верхнего этажа, где промежутки между колоннами заполнены двумя рядами окон. Замечательна группировка колонн в нижнем этаже; с безупречной, чисто Палладиевой логикой колонны-опоры усилены в тех точках, где над первым этажом приходятся углы средней, «тяжелой» части верхнего этажа: в этих точках начинается небольшой вынос, и здесь поставлены целые три наружные колонны и одна у внутренней, задней стены галереи.
4. Театр Олимпико
http://stilarhitekturi.livejournal.com/78067.html
Небольшой высокий амфитеатр с каменными скамьями-ступенями обнесен торжественной колоннадой, увенчанной статуями. Амфитеатр почти вплотную примыкает к порталу сцены, на которой установлена постоянная архитектурная декорация. Реальной глубине и пространственной выразительности амфитеатра противопоставлена декорация сцены с глубокой, но иллюзорной перспективой - перспективой не нарисованной на холсте, а архитектурно "проведенной" по сценической площадке. Но над всей сценой и над залом доминирует декоративный фасад...И хотя эта декорация насквозь архитектурна, именно здесь лишний раз убеждаешься в том, как много чисто декоративного в Палладиевой архитектуре. Для этого прекрасного мастера только один язык прекрасного - язык тех форм, которые он брал из античности....Эти формы в его глазах были единственно возможным средством внесения красоты и гармонии в самую жизнь.
5. Палаццо (лоджия) дель Капитаньо, 1571
Два этажа неширокого углового здания объединены мощными коринфскими колоннами, членящими главный фасад на три части. В каждой из этих частей нижний этаж почти целиком занят высокой аркой, верхний - прямоугольным окном с балконом. Над двумя главными этажами высится третий, аттиковый этаж, отделенный от первых двух сильно вынесенным карнизом....Колонны, как средство пластической разработки - вот что такое колоссальный ордер Лоджии дель Капитанио.
6. Вилла Ротонда
http://stilarhitekturi.livejournal.com/117088.html
7. Палаццо Вальмарана-Брага, 1565
http://stilarhitekturi.livejournal.com/80581.html
8. Палаццо Barbaran da Porto.1569-75
http://stilarhitekturi.livejournal.com/84537.html
9.Палладио, Скамоцци. Палаццо Thiene Bonin Longare
http://stilarhitekturi.livejournal.com/157728.html
10. Палаццо Изеппо Порто
http://stilarhitekturi.livejournal.com/119041.html
11. Палаццо Тьене.1550
http://stilarhitekturi.livejournal.com/78439.html