Собо́р Свято́го Ма́рка (итал. Basilica di San Marco) — кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей.
Собор является не только выдающимся памятником итальянского средневекового искусства, но занимает почетное место в сокровищнице мировых архитектурных шедевров.
Rudolf von Alt (1812 - 1905), St. Mark's Square in Venice
William Logsdail. St Mark's Square, Venice 1883
George Goodwin Kilburne - The Pigeons of St Mark's, Venice, Italy 1876
Как говорит легенда, евангелист - Марк возвращался из путешествия и его застигла буря. Укрыться он решил в Венецианской лагуне. Во сне к нему явился ангел и сказал ему, что в этом месте он обретёт покой. Слова ангела увековечены на знамени Венецианской республики: "Pax tibi Marce evangelista meus" - "Мир тебе, Марк, евангелист мой". После смерти Марк был погребён в Александрии.
Canaletto - The Piazza San Marco in Venice
Canaletto - The Piazza San Marco in Venice
Canaletto (1697-1768) Piazza San Marco, Venezia (1730-1734)
Находясь в Александрии, купцы Буоно и Рустико узнали, что мусульмане планируют разрушение ряда христианских храмов, чтобы освободить место под постройку мечетей. Венецианцы решили спасли мощи святого от неминуемого осквернения, тем более, что согласно Священному преданию именно с апостолом Марком связана проповедь христианства в городах Венецианской лагуны.
Похищение мощей апостола Марка из Александрии (мозаика пресбитерия, XI век).
Со многими предосторожностями и хитростями мощи были вывезены, а после их прибытия в Венецию, апостол Марк получил статус покровителя города, подарив ему свой символ - крылатого льва.
Строительство первого варианта здания было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году и завершено в 832 году уже его братом Джованни. В 976 году в результате пожара собору был причинен серьезный ущерб, однако позже он был восстановлен.
Canaletto (Giovanni Antonio Canal) St Mark's, Venice
Canaletto. The Piazza San Marco, Venice
Canaletto. Venice - Piazza di San Marco and the Colonnade of the Procuratie Nuove, c.1756
Giovanni Antonio Canal, called Canaletto.Piazza San Marco, Venice, c. 1730–1735
Giovanni Antonio Canal, called Canaletto
Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора. Каждое поколение венецианцев вносило в его облик что-то свое, насыщая сказочными сокровищами.
Реконструкция изначального фасада второй базилики (акварель, XIX век)
Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343—1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке — капелла Масколи и сакристия (1486—1493 годы), в 1504—1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год).
Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини
За это время произошла смена художественных вкусов, что не могло не отразиться на соборе, где присутствуют элементы всех стилей. Хотя Сан-Марко и соткан из европейских стилей, однако в целом ему присущ дух дивной роскоши Востока. Особенно хорош он ночью, когда от него веет красотой волшебных сказок.
Carlo Grubacs (1801–1870) Basilica Di San Marco
Carlo Grubacs (1810-1870) Piazzetta San Marco
Carlo Grubacs (1801–1870) Basilica Di San Marco,between 1840 and 1850
Carlo Grubacs (1810-1870)
Нигде в мире - ни на Востоке, ни на Западе - нет ничего подобного. Так проявили мастера Венеции свой талант уже в первом крупном творении.
Carlo Grubacs (1810-1870)
Carlo Grubacs (1810-1870)
Carlo Grubacs (1810-1870)
Carlo Grubacs (Italian, 1810-circa 1870) St. Mark's Square
Церковь Сан-Марко вошла в историю как собор Святого Марка, хотя официально в течение всего Средневековья кафедральным собором он не был (эта роль до 1807 года принадлежала церкви Сан-Пьетро ди Кастелло).
Francesco Guardi. La Fiera della Sensa in Piazza San Marco
Francesco Guardi. Venice: Piazza San Marco
Francesco Guardi. Venice: Piazza San Marco
Francesco Guardi. Piazza San Marco, Venice - c.1770
The Piazza San Marco, Venice − Francesco Guardi about 1775 - 1780
Постепенно Сан-Марко превратился в великолепный памятник архитектуры и искусства. Собор был не только хранилищем священных реликвий, но и центром общественной жизни Венеции. Здесь происходили посвящения дожа, получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры. Святой Марк был религиозным и гражданским символом Венеции.
Giovanni Grubacs (Venice 1830 – Pola 1919) ,The Doge in the Pozzetto in Piazza San Marco
Luca Carlevarijs. The Piazza San Мarco, Venice near 1709
Richard Parkes Bonington. The Piazza, San Marco, Venice. 1826
Venice, The Piazza San Marco Looking East Towards The Basilica By Giovanni Antonio Canal (1697-1768)
Помимо истории также очень интересна архитектурная составляющая - дело в том, что изначально построенный в форме классической греческой базилики с романским фасадом, собор за долгие годы стал ареной смешения различных стилей.
Eugenio Bonivento (1880-1956) Saint Mark's, Venice
St Mark's -venice by Peter Miller
Ilyas Phaizulline. Venice. San-Marco Church
Достаточно сказать, что в его облике соединились восточный мрамор, романские и греческие барельефы, итальянские и византийские скульптуры, а также готические капители. Очень важно, что, благодаря таланту мастеров-строителей, все эти столь разные элементы вместе составили очень цельный и органичный архитектурный ансамбль.
St. Mark's by Moonlight.Engraved by G.Hollis after a picture by J M W Turner
Venedig, San Marco, Lithographie, um 1850
XIX century print, Piazza San Marco, Venezia
John M Canal. Piazza San Marco, Venice
Piazzetta and St. Mark's, Venice (1835) by John Ruskin (1819-1900)
St. Mark's Square. Drawn and engraved by Axel Herman Haig.
Luigi Querena-The People of Venice Raise the Tricolor in Saint Mark's Square 1888
Piazza San Marco In Venice by Raffaella Lunelli
Форма собора является типично византийской и представляет собой равноконечный греческий крест. Любопытно устройство алтарной части, которая отделена от центрального нефа готическим иконостасом.
I - притвор (нартекс) II - капитель распятия III - северный амвон IV - южный амвон V - алтарь с иконой Богородицы Никопеи VI - капелла Св. Петра VII - пресбитерий, над пресбитерием - купол пророков VIII - капелла св. Климента IX - алтарь св. Леонарда |
X - капелла Дзен XI - баптистерий XII - сокровищница XIII - святилище XIV - капелла Масколи XV - капелла св. Исидора XVI - ризница (катол. сакристия) XVII - капелла Св. Федора A - алтарь Св. Павла A - алтарь Св. Иакова |
Алтарная часть (пресбитерий) по восточному образцу отделена от центрального нефа готическим иконостасом, созданным в 1394 году мастерами Пьером Паоло и Якобелло далле Манезе (Pierpaolo и Jacobello dalle Masegne).
Mihаly Kovаcs. Interior of Sr Mark's Basilica in Venice
Wyke Bayliss. Interior of St Mark's Basilica, Venice
Wyke Bayliss. The Basilica of St Mark's, Venice, Interior
David Dalhoff Neal (1838 – 1915) Interior of St. Marks,Venice
Carlo Grubacs (1810-1870). San Marco 1845
Венеция: Интерьер базилики Сан-Марко, Каналетто, 1755-56 гг.
Дож Альвизе Мочениго предстаёт перед народом в соборе Святого Марка (Франческо Гварди, 1763 год)
Алтарная преграда создана из темно-красного веронского мрамора и увенчена большим крестом, по сторонам от которого установлены четырнадцать статуй (двенадцать апостолов, Дева Мария и святой Марк).
Спас Вседержитель или Пантократор
В самой алтарной части установлен киворий (навес над престолом), под которым расположен главный алтарь храма с мощами святого Марка. Он высечен из единого куска зеленого восточного мрамора и поддерживается с помощью четырех колонн из известкового алебастра, на каждой из которых в 9 рядов располагаются рельефы, изображающие историю Девы Марии и Иисуса.
В соборе св. Марка — два амвона, сохранившиеся и поныне.
Alfred Bohm - View of the Interior of Saint Mark’s Basilica, Venice
Aleksander Gierymski. Interior of Saint Mark's Basilica in Venice, 1899
St. Mark's Basilica, Venice. Drypoint Etching Pencil-Signed by Axel H. Haig, 1911
Keeley Halswelle. Interior Of San Marco, Venice
Роза в базилике Сан Марко, Alexander Creswell
Северный, восьмиугольной формы, поддерживают 15 высоких колонн, он состоит из двух уровней, поставленных один на другой. Обе части XIII в. восточного происхождения. Нижняя часть представляет собой многоугольник, на который поставлена верхняя, разделенная на доли часть. Конструкция дополняется колоннами, поддерживающими маленький сферический купол. Скульптуры восходят к XII веку. Южный, такого же вида, что и нижний северный, покоится на девяти мраморных столпах.
Внутренний вид собора Св. Марка в Венеции- Г. Г. Чернецов, 1846 г.
Капитель распятия (Crucifix capital), II - на плане собора. Фото 1910-1914 гг.
Почему эта часовенка называется капителью (капитель - верхняя часть колонны) в Интернете сведений не найдено.
Рядом с амвонами находятся небольшие алтари - Св. Павла и Св. Иакова.
Алтарь Св. Павла (A на плане собора) был заказан дожем Cristoforo Moro в конце XV в. Работу выполнил Antonio Rizzo, который позднее много работал для фасада внутреннего двора Дворца дожей.
Алтарь Св. Иакова, англ. James, итал. Giacomo (B на плане собора) был также заказан дожем Cristoforo Moro во время своего правления 1462-71 гг. Antonio Rizzo кроме этого алтаря и алтаря Св. Павла выполнил еще алтарь в часовне Св. Климента.
Алтарь Св. Леонарда (IX на плане собора). В 1617 г. в табернакль были помещены частицы Честнаго и Животворящего Креста Господня. Алтарь изготовлен из редких пород мрамора. Рядом на темной стене на мозаичной панели изображено чудо нахождения в 1094 г. тела Св. Марка в колонне.
Молебен. Явление тела Св. Марка
Икона Божией Матери Никопея — почитаемая икона Богородицы византийского происхождения, создание первообраза приписывается апостолу Луке.
Икона Божией Матери Никопея
На иконе присутствует поясное изображение Богородицы, держащей перед собой на руках младенца Христа. Своё название Никопея (победоносная) икона получила от того, что в Византии у этого образа просили заступничества перед битвами императорские войска. Также икона считалась хранительницей императорского дома.
Алтарь с иконой Богородицы Никопеи (V на плане собора)
При разграблении Константинополя в ходе четвёртого крестового похода в 1204 году чтимый список иконы был вывезен в Венецию и помещён в соборе Святого Марка. Образ, заключённый в серебряную раму с эмалевыми миниатюрами и драгоценными камнями, стал весьма почитаемым в Венеции. До 1618 года он размещался в ризнице собора и выставлялся на всеобщее обозрение только по большим церковным праздникам.
Dome Skuteczky. Prayer in the St. Marks Basilica in Venice 1890s
В настоящее время икона находится в северном трансепте собора. В 1969 году была проведена реставрация иконы.
Икона Божией Матери Никопея
Алтарь Иоанна Крестителя был специально перестроен для этой иконы. Икона закрыта створками.
Мозаичный пол
Наборный мраморный пол собора создан в XII веке и гармонирует с наружным и внутренним мраморным убранством церкви. Он выполнен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений (созданы в период до XV века), выполненных из маленьких кусочков мрамора различной формы и размера.
Рисунок Antonio Visentini, 1725-1730 гг., пол собора.
Среди мозаик пола присутствуют как геометрический орнамент (круги, квадраты, восьмиугольники), так и изображения животных, растительный орнамент. Часть орнаментов были созданы в 1425 году флорентийским художником Паоло Уччелло.
Изображения на полу создавались так, чтобы точно соответствовать мозаикам куполов и сводов. Площадь пола не менее 2099 кв. м.
Хотя пол был создан в XII веке, но за много веков отдельные его части не раз заменялись на новые, так как посетители истирали мрамор, да и наводнения тоже повреждали пол. Хранители собора для предотвращения повреждения расстилают на полу дорожки.
Пластиночная, или штучная, мозаика (лат. opus sectile) — рисунок выкладывается из фигурно вырезанных цветных пластинок различной формы и величины. Иногда такие плотно пригнанные одна к другой пластинки сплошь покрывают собой все поле изображения, а в других случаях они врезаются поодиночио или группами в мраморную, шиферную или какую-либо иную доску, служащую фоном для рисунка.
Между северным трансептом и главным нефом. Пластинчатая мозаика
В мозаике "наборного" типа (лат. opus tesselatum) изображение слагается из множества небольших кубиков, имеющих приблизительно одинаковую форму и величину.
1. Северный трансепт. Наборная мозаика
2. Южный трансепт. Наборная мозаика
Каждое изображение, животного или растения, является христианским символом. Щегол олицетворяет душу человека, также именно щегол прилетел к Христу во время его пути на Голгофу и выдернул шипы тернового венца. Павлин олицетворяет Воскресение.
Уччелло увлекался геометрией и изображением многогранников. Этот многогранник только 200 лет спустя, в 1619 году, математически описал Кеплер
http://www.liveinternet.ru/users/bolivarsm/post372262755/