Booking.com

Болонья (Santuario di Santa Maria della Vita)

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

За 7 лет, прошедших с нашего последнего приезда в Болонью, церковь Санта-Мария-делла-Вита (wiki) вошла во все гиды по городу. Тем не менее многие ей почему-то пренебрегают, и совершенно напрасно. Вернее, не так - сама церковь мало чем примечательна в ряду других барочных строений, я бы, честно сказать, в такую тоже не зашел: от церкви Братства бичевателей (Battuti - не путать с флагеллянтами!), аж в XIII в. организовавшей по соседству свой госпиталь, не осталось и следа.



Титульный образ (Santa Maria della Vita - "Богоматери, дарующей жизнь") восходит к византийскому типу Панахранта ("Всемилостивая"), для которого как раз характерны короны (правда, у младенца корона встречается редко, а уж так чтобы на рубеже XIV-XV вв. - и вовсе случай уникальный). Но думаю, что художник эти короны даже не представлял - они явно появились не раньше XVIII в.



В церкви есть немного терракоты, довольно неплохой, хотя и попсовой (конец XVI в.), а в оратории - еще и несколько сумбурная скульптурная группа "Успение" Альфонсо Ломбарди (1522), но приходят сюда не за этим...





...а за потрясающим "Оплакиванием" Никколо дель Арка, одного из главных мастеров раки Св. Доминика. Дальше я, уж извините, воспользуюсь чужими словами, очень уж они хороши.



"Этого Христа я никогда не забуду. Глина ли это? или нетленная плоть? Не знаю. Он лежит на спине, одеревеневший, вытянув ноги, в засохших струпьях, словно густая мастика заполнила почерневшие раны там, где тело пробили гвозди, оставившие после себя не дыры, но почти уже невидимые царапины... Руки сложены на животе, прикрывая пах. Лицо почернело, хотя в бороде светятся белесые пятна. 



Разъяренные и обезумевшие от боли стоят Марии. 



Одна, в ногах ложа, закрывается ладонями, чтобы не видеть любимого лица.





Рот перекошен от крика и рыданий, морщины избороздили лоб, подбородок, шею. 



Можешь ли ты представить себе окаменевший крик? Можешь ли представить христианскую трагедию с участием Эриний? Эта Магдалина прошла через многочасовое - или тысячелетнее - страдание, она рвется вперед, словно желая насытиться желанной добычей. Ее любовь и боль кажутся всепоглощающими. Вихрь треплет ее одежды, тот же ветер с непокоренных вершин, что рвет пеплос Ники. Она и похожа на чудовищную Нику с льняными крыльями. Платок на голове развевается, словно крылья; края шали, спустившейся к локтям, - реют, словно флаги. Разинутый рот исторгает вой, глаза опухли от рыданий, пальцы сведены судорогой. 



И, словно отзвуки грома, эхом гуляющие между скал, вторят ее рыданиям мать и Мария Клеопова, вторят и я бы даже сказал, усиливают их тем, что стискивают пальцы, стискивают бедра, словно пытаясь породить еще более сильную боль, заставить себя вытолкнуть ее из себя, как выталкивают младенца из кровоточащей утробы.







Безудержному самоистязанию двух Марий противопоставлена задумчивая фигура Иоанна: левая рука скрыта в складках одежды, правая подпирает на щеку. Вьющиеся кудри словно нимб неконтролируемой, божественной страсти, а вдохновенная голова кажется цветком, поднимающимся из-под сложенных пальцев, скрывающих подбородок.



...и, наконец, тайный ученик, Иосиф Аримафейский, приземистый крепыш в складчатой тунике, дорогой накидке и тюрбане, но с молотком в правой руке и тремя гвоздями в левой, как простой мастеровой. Матфей зовет его богатым человеком, Марк - уважаемым членом Совета, а Лука - просто добрым и правдивым.





Это его неутомимый, волевой большой палец создал полное жизни произведение не из бесформенной глины, а из бесформенной скорби, из бесформенной страсти, самой судьбой предназначенное для Санта-Мария-делла-Вита, Богоматери, дарующей жизнь...
" (Д'Аннунцио, Le faville del maglio, 1914, перевод мой, сегодня)
Иосиф Аримафейский - предполагаемый автопортрет Никколо дель Арка.

https://j-j-j.livejournal.com/368861.html

Наверх страницы

Отели в Италии