Этот рассказ будет исключительно о гробницах - начнем мы с глоссаторов, а закончим святым Домиником. О глоссаторах я уже писал - это прославленные средневековые юристы, знатоки римского права. Ну а основатель ордена проповедников святой Доминик умер в Болонье и здесь же погребён.
Церковь Сан-Доменико находится на одноименной площади в южной части исторического центра Болоньи. На пьяцца Сан-Доменико находятся еще две "арки" - гробницы глоссаторов.
Ближайшая к нам арка принадлежит Роландино де Пассаджери (https://it.wikipedia.org/wiki/Rolandino_de'_Passaggeri).
Дальняя арка - это гробница Эджидио Фоскерари.
Собственно глоссаторы были в моей программе лишь сопутствующими целями, главной же значилось посещение гробницы святого Доминика. Мы с вами уже бывали у мощей святого Августина в Павии (http://sibeaster.livejournal.com/152874.html), святого Амвросия в Милане (http://sibeaster.livejournal.com/101857.html), апостолов Павла (http://sibeaster.livejournal.com/55888.html) и Петра (http://sibeaster.livejournal.com/57364.html) в Риме (менее известных святых и недостоверные мощи я пропускаю, их было очень много); меня и уважаемых читателей те паломничества, помнится, вдохновили, и я жаждал продолжения.
Продолжение ждало нас здесь:
И вот, уже, можно сказать, стоя одной ногой в могиле у костей святого Доминика, я встретил неожиданное затруднение: церковь была ЗАКРЫТА. Казалось бы, к мощам святого Доминика должна была стоять длинная чреда пилигримов, а к его арке (работа Никола Пизано, Никколо д'Арко и даже Микеланджело) - столь же длинная очередь туристов...Но передо мной была просто закрытая наглухо дверь.
Если вы столь же благочестивы (хе-хе) и любознательны (грех, конечно, но о нем уже все знают), как ваш покорный слуга, имейте в виду: церковь открыта для посещения всего-то полтора часа в день, с 15-30 до 17-00. Пришлось прямо у дверей вносить изменения в заранее написанную и хорошо продуманную программу путешествия по Болонье. В Сан-Доменико я все-таки попал назло всем доминиканцам мира, но, как понимаете, уже заранее я был заряжен агрессией. Видимо, я был не единственным недовольным посетителем, который рисковал гореть в аду за свой гнев, а посему отцы-проповедники, ради спасения моей души и душ моих недовольных собратий-туристов, решили смирить нас еще более: в капелле Сан-Доменико с 15-30 до 17-00 неотлучно дежурил смотритель, который не давал фотографировать.
Меня многие пытались смирить и горько потом об этом пожалели. Я занудный и злопамятный, а посему в данном случае принципиально не стал фотографировать интерьер церкви (там милостиво разрешают снимать везде, кроме самой интересной капеллы), и даже рассказывать о ней ничего не буду. Пусть отцы-доминиканцы сами подумают, почему к ним нет чреды пилигримов и очереди туристов. Ну а в Интернете все же нашлись герои духа и фотоаппарата, которые, сочетая в себе кротость голубя и мудрость змеи, сумели более или менее качественно запечатлеть арку, а затем выложили картинки в общий доступ. Благодаря этим героям и вопреки ленивым и злобным, яко псы, доминиканцам, мы с вами все же посмотрим арку святого Доминика.
Впрочем, я тоже внес свой вклад в разрушение фотографической монополии доминиканцев на арку святого Доминика. Несколько раз смотритель выходил из капеллы пощебетать с какой-то юной синьорой и её ещё более юным ребенком. В эти моменты фотоаппарат извлекался и работал по полной программе. Вот честное слово, не понимаю я нелепых запретов. Ну ладно, если бы капелла была забита молящимися, я бы и сам не стал им мешать. Но никаких паломников не наблюдалось, а посему, пустив в ход мудрость упомянутой змеи и кротость пресловутого голубя, я ничтоже сумняшеся преступил запрет.
Святой Доминик умер в Болонье 6 августа 1211 года и был погребен под алтарем церкви Сан-Николо-делле-Винье - первоначального орденского храма. В 1233 году его останки были переложены в кипарисовый гроб, который поместили внутрь мраморного саркофага, а саркофаг в свою очередь был перенесен в одну из капелл строящейся церкви Сан-Доменико. 13 июля следующего 1234 года Доминик был канонизирован, и к его гробнице устремились паломники. Возросшие доходы доминиканцев позволили приступить к украшению гробницы святого.
В 1264 к работе над новой аркой был призван Николо Пизано, завершивший работу 5 июля 1267 года. Им совместно с помощниками (в числе которых были небезызвестные Арнольфо ди Камбио и Гульельмо да Пиза) были выполнены шесть барельефов, украшающих боковые стороны арки. Новая арка покоилась на нескольких (не все сохранились, а потому исследователи затрудняются назвать точное число) колоннах. В 1411 году арка была перенесена на ее нынешнее место - в правый трансепт церкви.
В 1469-1473 годах к украшению арки был привлечен уже упоминавшийся мною в рассказах о Болонье Никколо из Апулии, которого как раз за работу над саркофагом святого Доминика стали именовать Никколо дель Арко. Им выполнено навершие арки, несколько статуй святых - покровителей Болоньи и одна фигура ангела. Недоделанное Никколо дель Арко завершил Микеланджело, резцу которого принадлежат оставшиеся статуи святых и второй ангел.
В 1532 году Альфонсо Ломбарди (и он тоже мелькал в моих болонских рассказах) выполнил подножие арки, заменившее прежние колонны (известна судьба лишь некоторых, рассеянных по миру). Барельефы подножия арки я вам показать не смогу, а лишь озвучу сюжеты. Кроме Поклонения волхвов, всё там рассказывает о святом Доминике: святой рождается; спит на голом полу ради умерщвления плоти; продаёт книги, а на вырученные деньги помогает бедным; взбирается на небо по лестнице, каковую поддерживают Христос и Богородица (какой поворот сюжета!).
Ну а всё остальное сейчас посмотрим вместе. Начинаем с навершия - это, напомню, работа Никколо дель Арко (XV век)
На самой вершине Бог Отец стоит на большой сфере, а в руках держит еще одну, поменьше. Эту конструкцию украшают (и поддерживают) ангелы, гирлянды цветов, а ниже еще и дельфины.
Дельфинов нужно смотреть здесь!
Уровнем ниже из гроба восстает Христос. За этим событием наблюдают два ангела, ангел Благовещения и ангел Страстей (это я вам по описалке шпарю; честно говоря, мне не понять, who is who из двух ангелов). Стоящие по углам дяденьки в живописных чалмах - это, удивительная вещь, евангелисты.
Спускаемся еще ниже. Здесь стоят статуи восьми покровителей Болоньи - вы видите четырех, еще четверо - сзади, там слишком темно, чтобы что-то снять.
Идем слева направо:
Святой Франциск Ассизский (Никколо дель Арко)
Святой Петроний (это - работа Микеланджело)
Сам святой Доминик украшает собственную гробницу (Никколо дель Арко)
Лично мне неизвестный святой Флориан (Никколо дель Арко)
Сзади помещены статуи святых Виталия, Иоанна Крестителя, Прокула и Агриколы. У меня есть только снимок святого Прокула; уж и не знаю, как его смогли сделать, но оно того стОило, ибо это - еще одна работа Микеланджело.
Спускаемся еще ниже и попадаем из XV века (Никколо дель Арко) в XIII-ый (Николо Пизано со товарищи, от них же суть Арнольфо ди Камбио и Гульельмо да Пиза)
Перед нами передняя стенка арки.
В правой части видим известную сцену испытания огнем: Доминик и альбигойцы отстаивают перед местными властями (дело происходит в Лангедоке) истинность своих убеждений. Противоборствующие стороны поместили свои книги в пламя: стоящие справа катары в отчаянии наблюдают за своими горящими книгами, а Доминик и его собратья (слева) торжествуют, т.к. их книга цела и невредима.
В левой части дело происходит в Риме. Юный Наполеоне Орсини упал с лошади и убился (внизу видим упавшего лошака и простертого на земле юношу), но Доминик воскресил Наполеоне (тот стоит в центре, поддерживаемый Домиником)
Задняя стенка в двух частях
Слева Доминик беседует с Реджинальдом Орлеанским, профессором канонического права в Сорбонне. Чуть правее Реджинальд внезапно заболел, Доминик навещает его и убеждает в случае исцеления вступить в орден проповедников. Справа умирающему Реджинальду является во сне Богородица и показывает ему доминиканскую рясу. После этого видения Реджинальд выздоровел и вступил в орден.
Эту историю мы уже неоднократно видели, только во францисканской версии. Папе Иннокентию III приснилась падающая Латеранская базилика, которую смог удержать от разрушения лишь святой Доминик (францисканцы утверждают, что то был Франциск). После этого папа утвердил устав ордена доминиканцев (или францисканцев).
Боковые стенки получились плохо; дрогие читатели, если найдете качественные фотографии, дайте знать.
Святому Доминику во сне явились святые Петр и Павел, повелевшие ему продолжить их дело благовествования.
Дело просиходит в 1218 году. Доминику и его ученикам было нечего есть, и Доминик взмолился о хлебе насущном. Вдруг в комнату вошли два прекрасных юноши, несшие полные корзины хлебов.
Еще одним уровнем ниже находится подножие раки работы Альфонсо Ломбарди (XVI век). Фотографий, увы, нет, зато имеется снимок одного из двух ангелов с канделябрами. Одного из них изваял Никколо дель Арко, а вот второго (и именно он случайно был заснят коллегой из Вики) - Микеланджело.
Случайно в кадр попала сцена с восходящим на небо Домиником, которому держат лестницу Христос и Богородица.
Ну а мощи-то где, - спросите вы. Всё на месте, их после 1411 года ни разу не переносили. В нише на задней стороне арки находится реликварий с главой святого Доминика.
А на стене капеллы помещено фотография того, что видели исследователи при вскрытии арки:
Звучит банально, но и святому Доминику пришлось пройти путь всей земли: как видите, в арке и реликварии находятся просто кости.
Следующий рассказ о Болонье будут заключительным. Вкратце расскажу, что там еще можно посмотреть, а потом мы, подобно небеызвестному ёжику, в тумане пройдём по Самому Длинному Портику В Мире.