Piazza Maggiore идеальна в ясный день, когда выходишь на нее из узких средневековых улочек, куда солнце не попадает даже физически.
Здесь всегда многолюдно: кто-то спешит по делам, кто-то договорился о встрече, а кто-то просто пришел на центральную площадь, чтобы с нее начать прогулку по городу.
Здесь достаточно чисто, чтобы сидеть прямо на нагретой мостовой (впрочем, итальянцы в этом плане вообще редко заморачиваются).
Только на люки садиться не стоит.
Мы попали в Болонью в забавный момент: неделю вручения университетских дипломов. По всему городу (а особенно на Piazza Maggiore и, разумеется, вокруг университетского квартала) слонялись толпы студентов в сопровождении родственников и знакомых: все в лавровых венках (натуральных! мы даже сперва не поняли, решили, что пластиковые) с ленточками в цветах факультетов, все в легкой прострации, многие в смешных костюмах.
А вот фотографировать здания на площади в солнечный день неудобно: либо бликуют, либо тебе самому ничего не видно. пришлось прийти вечером.
Palazzo Re Enzo, Palazzo del Podestà и фонтан Нептуна (статуя работы Джамболоньи, 1566). Местные, подражая флорентийцам, зовут свой символ "гигантом" (на болонском диалекте al Żigànt), откуда и пошло слово "жиган".
Cappella di Santa Maria dei Carcerati (Защитницы заключенных), которую туристы часто даже не замечают.
Palazzo Comunale (его также иногда Palazzo d'Accursio - в честь того самого Аккурзия, чью могилу мы видели у Сан-Франческо), здание возведено в 1290 г., а в 1425 г. перестроено после пожара Фьораванте Фьораванти, отцом автора Успенского собора и генплана Кремля Аристотеля Фьораванти. Сейчас здесь по-прежнему муниципалитет.
Под самой крышей - терракотовая Madonna di Piazza Никколо дель Арка.
Рядом статуя папы Григория XIII, местного уроженца, который ввел григорианский календарь (Алессандро Менганти, 1580). Интересно, что надпись над ним гласит "Божественный Петроний, защитник и покровитель". С этим связана занятная история.
Когда Болонью должны были занять наполеоновские войска, статуя должна была отправиться на переплавку в рамках борьбы с клерикализмом. Однако некоторые наиболее сознательные граждане предложили компромисс: дать святому отцу в руки епископский посох и нахлобучить митру поверх тиары. Св. Петроний - он же не просто какой-то там папа, а символ города, его трогать нельзя.
И вот, значит, если шар будет зеленый, они могут подумать, что это листик, и не заметят тебя, а если шар будет синий, они могут подумать, что это просто кусочек неба, и тоже тебя не заметят.
Так что "легковерные французы" попросту ничего не заметили. А посох и тиара хранятся теперь в музее Рисорджименто.
Palazzo dei Notai, где заседала коллегия нотариусов (1209).
Palazzo dei Banchi (меняльных контор, XV-XVI в.)
И, наконец, Basilica di San Petronio, куда мы сейчас и отправимся.
продолжение следует