Когда я думал на счет однодневных поездок из Милана то, само собой, взгляд упал и на Швейцарию, которая от Милана где-то в часе езды. Сперва думал просто погулять вдоль приграничных озёр или съездить к Маттерхорну, но в итоге нашел на полке с планами потенциальных поездок железную дорогу через перевал Бернина, по которой ходят специальные поезда для туристов с панорамными окнами. Маршрут называется «Бернина экспресс» (Bernina express). По нему ходят как экскурсионные поезда, так и обычные электрички, к которым прицепляют парочку туристических вагонов.
Виадук Ландвассер.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w" width="900">
С итальянской стороны линия начинается в городке Тирано, что в сотне километров от Милана — если по прямой. И где-то в 150, если по дороге. Горы.
- С самолёта эти места выглядят как-то так. Электричка от Милана сперва идёт на север вдоль озера Комо, потом сворачивает в долину реки Адда и через Сондрио приходит в Тирано. Синяя стрелка — примерное направление железной дороги в Швейцарию.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Ну или вот поближе. К сожалению, ближе я летел вечером, потому толковых снимков практически не получилось, этот из лучших. Белая стрелка — направление в Швейцарию.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Но Швейцария будет позже, а пока что надо дотуда хотя бы доехать. Дело происходило зимой, световой день был короткий, потому для того, чтобы захватить его полностью, пришлось встать затемно. Поезд в Тирано отправлялся в шесть утра. Хотя эти красивые скоростные поезда не мои.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - А вот это уже моя электричка.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - К сожалению, практически вся дорога по берегу озера прошла в темноте, только под конец рассвело достаточно, чтобы хотя бы такой кадр сделать.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Станция Колико, тут электричка сворачивает от озера в долину реки.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - И дальше едет между гор.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Пока всё ещё темновато.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Мост через реку Адда. Внизу пока тень, но вершины гор уже видят солнце.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - На горах сидят маленькие городки.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Кое-где горы подходят практически к дороге.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Сондрио.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Какая-то дрезина.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Тут вышло довольно много простых людей (не туристов, в смысле).
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Платформа.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Бетономешалки на рельсовом ходу я видел только в Италии.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Поехали дальше.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - На многих высоких точках стоят церкви.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Солнце потихоньку спускается в долину, уже на ближних вершинах.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Не на самых ближних.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Много чего-то похожего на виноградники.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - А вот эти трубы на заднем плане похожи на электростанцию.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Где каменные стенки — там проходит дорога.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Огородики.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Ещё электростанция.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - А это уже подъезжаем к Тирано, виднеется его основная достопримечательность, церковь «Мадонна ди Тирано».
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Приехали.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Тирано — станция тупиковая, но путей тут для такого небольшого городка (10 тысяч) довольно много.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Две платформы. Низкие.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Маневровый локомотив.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Неожиданный паровоз.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Состояние грустное. А ведь ему больше ста лет, модель FS 851 выпускалась с 1898 по 1911. По номеру, правда, не сказать, когда конкретно этот паровоз построен был, их не раз перенумеровывали и не всегда по порядку.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Но давайте покинем итальянскую ЖД стандартной колеи.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - И перейдём на станцию Тирано Ретийской железной дороги. Это сеть узкоколейных железных дорог, в основном расположенных в кантоне Граубюнден Швейцарии. Ветка из Тирано в Санкт-Мориц называется Бернинская железная дорога. Начинается в Тирано, на высоте 429 метров, поднимается на перевал Бернина до высоты 2253 метров и спускается к Санкт-Морицу до 1775 метров.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Туристы быстренько пересаживаются на отходящий поезд (время на пересадку — примерно восемь минут). Я же решил немного задержаться и ехать на следующем поезде, потратив полчасика на то, чтобы осмотреться по сторонам.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Ширина колеи — 1000 мм, напряжение 1000 вольт, постоянный ток. Поезда на этой ветке ходят не с локомотивами, а с «рельсовыми автобусами» (с этим поездом — ABe 4/4).
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Пока я шлялся по платформе, поезд ушел. На станции пять путей и одна островная платформа.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - А сам линия однопутная.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - За забором — депо стандартной колеи.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Тепловоз с вагонами на боковом пути.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - К некоторым пассажирским поездам тут цепляют грузовые вагоны. Хотя ходят и отдельные товарные поезда. В основном — лес, топливо, запасы для горных поселений, там есть пара-тройка мест, куда машина не доедет.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Маневровый электровоз и панорамные вагоны для туристов. За проезд в них к цене билета добавляется 5 евро. Можно сразу взять билет туда (с местом), можно доплатить кондуктору, если свободные места имеются.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Вагоны есть второго и первого класса, во втором классе сидения 2+2, в первом — 1+2.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Состав готовится к подаче на платформу.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Простой (не туристический) вагон второго класса.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Двери узкие.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Тамбуры маленькие.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 225w"> - В вагоне. Обзор тут, конечно, похуже, чем из панорамного — а вверх иногда смотреть хочется, но есть одно неоспоримое преимущество — тут открываются окна.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - Кресла.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - На столике у окна — карта Ретийских железных дорог. Я ехал с пересадкой в Санкт-Морице, потому первая часть пути будет из правого нижнего угла (Tirano) примерно в середину (St.Moritz). Но это в следующей части, а может и не в одной.
http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 300w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 768w, http://banshee.ms/wp-content/uploads/2017/... 624w"> - http://aikarpov.livejournal.com/55114.html