Базилика Сант Андреа (Basilica di Sant'Andrea), расположенная в маленьком городке Верчелли, была одним из первых готических зданий, построенных на территории Италии. Ее облик стал сплавом романских традиций, цисцерианских образцов и новейших достижений в области архитектуры начала XIII века.
Башня над средокрестием базилики Сант Андреа.
Строительство базилики Сант Андреа началось в 1219 году. Основавший ее кардинал Гуала Биккиери тогда только что вернулся из Англии, где служил папским легатом. В финансах кардинал ограничен не был – английский король Генрих III даровал ему бессрочное право на доходы аббатства Святого Андрея в Честертоне (Кембридже). На эти деньги Биккиери пригласил в Верчелли монахов, которым он поручил заняться строительством нового монастыря и госпиталя для паломников – город Верчелли находился на «дороге франков», втором по популярности паломническом пути Европы., по которому жители Англии и Франции следовали в Рим, а итальянцы — на север, в Кентербери. (Замечу в скобках, что в средние века к медицине слово «госпиталь» имело очень опосредованное отношение. Госпиталь был смесью приюта, богадельни и гостиницы.) Строительство госпиталя началось в 1224 году, строительство базилики завершилось в 1227 году.
Упомянутые выше монахи были приглашены из французского аббатства Сан Виктор – одного из крупнейших интеллектуальных центров Европы. Считается, что именно их влиянию здание базилики Сант Андреа обязано своими готическими чертами. Однако архитектор церкви наверняка был итальянцем – слишком сильны в ее облике романские традиции Северной Италии.
Фасад
Стилистика фасада базилики восходит к романской архитектуре Ломбардии и Эмилии. Здесь присутствуют многие характерные для нее элементы – двускатная крыша, полукруглые арки над вратами, две аркады лоджий и большое окно-роза, разделенное тонкими колоннами на 12 частей.
Фасад Базилики Сант Андреа.
Особый интерес представляют люнеты над вратами, также выполненные в романском стиле. Они создавались одновременно со строительством базилики. На центральном люнете изображена сцена мученичества Св. Андрея. В центре композиции находится Св. Андрей, распятый на традиционном латинском кресте (косой Андреевский крест стал неотъемлемым атрибутом апостола только в позднем средневековье). По его левую руку изображен римский проконсул, приказавший двум своим приспешникам казнить Святого. По правую руку апостола изображена девушка, которая вместе с двумя другими христианами погребет его тело. Над головой Св. Андрея находится ангел, который уносит на небо его душу.
На люнете левых врат (отреставрированном в XIX веке) изображен кардинал Биккьери, преподносящий церковь Св. Андрею, сидящему на троне. Дарственная надпись, выгравированная на архитраве, начинается со стиха Lux cleri patriaeque decus и продолжается обширной похвалой добродетелям кардинала, что наводит на мысль, что этот рельеф мог быть создан в 1227 году – году смерти кардинала.
Первоначальное оформление правого люнета было утрачено. Сейчас он украшен декоративным орнаментом из колоннами и арок-трелистников.
Фасад базилики Сант Андреа и нижние части башен облицованы камнем трех видов.
Вершины колоколен декорированы кирпичом и плиткой. В интернете пишут, что это такое интересное стилистическое решение, но лично на мой взгляд больше похоже, что поставки камня, по какой-то причине были прерваны и башни решили облицовывать «тем, что было».
На боковой стороне башен особенно заметны "неаккуратные" границы каменной облицовки.
Колокольни украшены романскими окнами с круглыми арками. Расположение одного над другим одно-, дву- и трехчастных окон традиционно для данного периода. Крыши башен отделаны темным кирпичом. На их шпилях располагаются металлические фигурки: слева - петух, символ бдительности, справа - андреевский крест.
Башни базилики Сант Андреа.
Внешний вид базилики практически не менялся с XIII века. В XV веке к ней пристроили еще одну колокольню, но она была выполнена в стилистическом единстве с более древними строениями.
Колокольня XV в. - крайняя правая башня.
Модель базилики Сант Андреа и монастырского комплекса.
Интерьер
Интерьер базилики полностью выполнен в готическом стиле. Стрельчатые арки, опирающиеся на тонкие колонны, собранные в пучок, крестовые нервюрные (ребристые) своды…
Центральный неф (для удобства понимания архитектурной терминологии универсальную схему католического храма можно посмотреть здесь. Наос и центральный неф - это одно и то же)
Центральный неф.
Свод центрального нефа
Свод бокового нефа.
Боковой неф.
Центральный неф. Вид на восточную сторону.
Центральный неф. Вид на западную сторону.
Башня над средокрестием опирается на паруса, декорированные колоннами на вершине которых изображены символы четырех евангелистов.
Башня над средокрестием, вид изнутри.
Башня над средокрестием, вид снаружи.
Апсида храма имеет квадратную форму, что характерно для церквей цистерцианского ордена, активно развивавшегося в то время. Монахи Верчелли цисцерцианцами не были, но под влияние архитектурных предпочтений попали.
В одной из капелл размещен мемориал аббату Томасу Галлусу, одному из первых монахов аббатства. До приезда в Верчелли по приглашению кардинала Биккьери он был профессором парижского университета. Монумент относится к началу XIV века.
Рельеф на передней панели саркофага изображает несколько фигур: в центре – Мадонна с младенцем, справа от нее – Томас Галлус и апостол Андрей, слева – Св. Катерина Александрийская (покровительница филососфии) и Псевдо-Дионисий (чьему мистическому богословию Томас Галлус посвятил несколько исследований). В нише над саркофагом находится фреска ломбардской школы, в центре которой изображен аббат Томас, которого окружают фигур ангелов, играющих на музыкальных инструментах.
Соседняя капелла оформлена совсем в другом стиле.
Клуатр
Из клуатра (внутреннего двора монастыря) открывается потрясающий вид на базилику.
Вид на колокольни XIII века.
Вид на башню, расположенную над средокрестием базилики.
В центре клуатра расположен колодец.
Клуатр был сильно перестроен в XVI веке. В первую очередь изменения коснулись кровли – деревянные крыши были заменены сводчатыми потолками.
Сводчатые потолки и арки XVI века.
От первоначальной структуры XIII века остались только тонкие колонны аркады, собранные в группы по четыре.
Колонны, сохранившиеся с XIII века.
Своды арок украшают фрески с геометрическими орнаментами и фантазийными мотивами.
Во время недавней реставрации были восстановлены врата, которые объединяют клуатр с левым пределом базилики. Люнет над вратами (изначально расположенный над входом в зал капитула) относится к XIII веку.
В центре люнета изображен Агнец Божий, справа – Иоанн Богослов, а слева – Иоанн Креститель.
Справа от описанных врат расположена кропильница с интересным декоративным оформлением.
Ни описания, ни датировки вот этого элемента я не нашла, но, судя по орнаменту, похоже, что он относится к тому же периоду, что и перестройка крыши.
Монастырский комплекс Верчелли сильно пострадал во время осады города в 1617 году. Отреставрировали его только в 1818-1840 годах. Реставрационные работы проводились также в 1927 и 1955-60 гг.
http://ru-travel.livejournal.com/26462143....