Booking.com

Базилика Сант Андреа в Верчелли: романика и готика.

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя Кампана.

Базилика Сант Андреа (Basilica di Sant'Andrea), расположенная в маленьком городке Верчелли, была одним из первых готических зданий, построенных на территории Италии. Ее облик стал сплавом романских традиций, цисцерианских образцов и новейших достижений в области архитектуры начала XIII века.

Башня над средокрестием базилики Сант Андреа.
IMG_4916



Строительство базилики Сант Андреа началось в 1219 году. Основавший ее кардинал Гуала Биккиери тогда только что вернулся из Англии, где служил папским легатом. В финансах кардинал ограничен не был – английский король Генрих III даровал ему бессрочное право на доходы аббатства Святого Андрея в Честертоне (Кембридже). На эти деньги Биккиери пригласил в Верчелли монахов, которым он поручил заняться строительством нового монастыря и госпиталя для паломников – город Верчелли находился на «дороге франков», втором по популярности паломническом пути Европы., по которому жители Англии и Франции следовали в Рим, а итальянцы — на север, в Кентербери. (Замечу в скобках, что в средние века к медицине слово «госпиталь» имело очень опосредованное отношение. Госпиталь был смесью приюта, богадельни и гостиницы.) Строительство госпиталя началось в 1224 году, строительство базилики завершилось в 1227 году.

Упомянутые выше монахи были приглашены из французского аббатства Сан Виктор – одного из крупнейших интеллектуальных центров Европы. Считается, что именно их влиянию здание базилики Сант Андреа обязано своими готическими чертами. Однако архитектор церкви наверняка был итальянцем – слишком сильны в ее облике романские традиции Северной Италии.

Фасад
Стилистика фасада базилики восходит к романской архитектуре Ломбардии и Эмилии. Здесь присутствуют многие характерные для нее элементы – двускатная крыша, полукруглые арки над вратами, две аркады лоджий и большое окно-роза, разделенное тонкими колоннами на 12 частей.

Фасад Базилики Сант Андреа.
IMG_4998_1

Особый интерес представляют люнеты над вратами, также выполненные в романском стиле. Они создавались одновременно со строительством базилики. На центральном люнете изображена сцена мученичества Св. Андрея. В центре композиции находится Св. Андрей, распятый на традиционном латинском кресте (косой Андреевский крест стал неотъемлемым атрибутом апостола только в позднем средневековье). По его левую руку изображен римский проконсул, приказавший двум своим приспешникам казнить Святого. По правую руку апостола изображена девушка, которая вместе с двумя другими христианами погребет его тело. Над головой Св. Андрея находится ангел, который уносит на небо его душу.

IMG_4976

На люнете левых врат (отреставрированном в XIX веке) изображен кардинал Биккьери, преподносящий церковь Св. Андрею, сидящему на троне. Дарственная надпись, выгравированная на архитраве, начинается со стиха Lux cleri patriaeque decus и продолжается обширной похвалой добродетелям кардинала, что наводит на мысль, что этот рельеф мог быть создан в 1227 году – году смерти кардинала.

IMG_4974

Первоначальное оформление правого люнета было утрачено. Сейчас он украшен декоративным орнаментом из колоннами и арок-трелистников.

IMG_4978

Фасад базилики Сант Андреа и нижние части башен облицованы камнем трех видов.

IMG_4996

Вершины колоколен декорированы кирпичом и плиткой. В интернете пишут, что это такое интересное стилистическое решение, но лично на мой взгляд больше похоже, что поставки камня, по какой-то причине были прерваны и башни решили облицовывать «тем, что было».

На боковой стороне башен особенно заметны "неаккуратные" границы каменной облицовки.
IMG_4993_1

Колокольни украшены романскими окнами с круглыми арками. Расположение одного над другим одно-, дву- и трехчастных окон традиционно для данного периода. Крыши башен отделаны темным кирпичом. На их шпилях располагаются металлические фигурки: слева - петух, символ бдительности, справа - андреевский крест.

Башни базилики Сант Андреа.
1_IMG_5000

Внешний вид базилики практически не менялся с XIII века. В XV веке к ней пристроили еще одну колокольню, но она была выполнена в  стилистическом единстве с более древними строениями.

Колокольня XV в. - крайняя правая башня.
IMG_4994

Модель базилики Сант Андреа и монастырского комплекса.
IMG_4933

IMG_4937

IMG_4939

IMG_4935

Интерьер
Интерьер базилики полностью выполнен в готическом стиле. Стрельчатые арки, опирающиеся на тонкие колонны, собранные в пучок, крестовые нервюрные (ребристые) своды…

Центральный неф (для удобства понимания архитектурной терминологии универсальную схему католического храма можно посмотреть здесь. Наос и центральный неф - это одно и то же)
IMG_4849

Центральный неф.
IMG_4844_1

Свод центрального нефа
1_IMG_4857

Свод бокового нефа.
IMG_4926

Боковой неф.
IMG_4919_1

Центральный неф. Вид на восточную сторону.
IMG_4850

Центральный неф. Вид на западную сторону.
IMG_4883

Башня над средокрестием опирается на паруса, декорированные колоннами на вершине которых изображены символы четырех евангелистов.

Башня над средокрестием, вид изнутри.
IMG_4869

IMG_4913_1

Башня над средокрестием, вид снаружи.
IMG_4992_1

Апсида храма имеет квадратную форму, что характерно для церквей цистерцианского ордена, активно развивавшегося в то время. Монахи Верчелли цисцерцианцами не были, но под влияние архитектурных предпочтений попали.

IMG_4861

IMG_4871_1

В одной из капелл размещен мемориал аббату Томасу Галлусу, одному из первых монахов аббатства. До приезда в Верчелли по приглашению кардинала Биккьери он был профессором парижского университета. Монумент относится к началу XIV века.

IMG_4911_1

Рельеф на передней панели саркофага изображает несколько фигур: в центре – Мадонна с младенцем, справа от нее – Томас Галлус и апостол Андрей, слева – Св. Катерина Александрийская (покровительница филососфии) и Псевдо-Дионисий (чьему мистическому богословию Томас Галлус посвятил несколько исследований). В нише над саркофагом находится фреска ломбардской школы, в центре которой изображен аббат Томас, которого окружают фигур ангелов, играющих на музыкальных инструментах.
IMG_4901_1

Соседняя капелла оформлена совсем в другом стиле.

IMG_4884_1

IMG_4900_1

Клуатр
Из клуатра (внутреннего двора монастыря) открывается потрясающий вид на базилику.

Вид на колокольни XIII века.
IMG_4962_1

IMG_4958

Вид на башню, расположенную над средокрестием базилики.
IMG_4959

В центре клуатра расположен колодец.
IMG_4960

Клуатр был сильно перестроен в XVI веке. В первую очередь изменения коснулись кровли – деревянные крыши были заменены сводчатыми потолками.

Сводчатые потолки и арки XVI века.
1_IMG_4950

От первоначальной структуры XIII века остались только тонкие колонны аркады, собранные в группы по четыре.

Колонны, сохранившиеся с XIII века.
IMG_4969_1

Своды арок украшают фрески с геометрическими орнаментами и фантазийными мотивами.

IMG_4951

Во время недавней реставрации были восстановлены врата, которые объединяют клуатр с левым пределом базилики. Люнет над вратами (изначально расположенный над входом в зал капитула) относится к XIII веку.

IMG_4946_1

 В центре люнета изображен Агнец Божий, справа – Иоанн Богослов, а слева – Иоанн Креститель.

IMG_4946_2

Справа от описанных врат расположена кропильница с интересным декоративным оформлением.

IMG_4948

Ни описания, ни датировки вот этого элемента я не нашла, но, судя по орнаменту, похоже, что он относится к тому же периоду, что и перестройка крыши.
IMG_4944_1

Монастырский комплекс Верчелли сильно пострадал во время осады города в 1617 году. Отреставрировали его только в 1818-1840 годах. Реставрационные работы проводились также в 1927 и 1955-60 гг.
http://ru-travel.livejournal.com/26462143....

  alienordis

Наверх страницы

Отели в Италии