Booking.com

Асти - часть 1. Колледжата Сан-Секондо

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Признаться, до весны 2018 года, когда было принято решение посвятить новогодние каникулы изучению Пьемонта, я знал Асти только в качестве родины одноименного игристого вина. Оказалось же, что тут даже на трезвую голову можно забыться: две больших церкви, целая сеть музеев, несколько средневековых башен...На Асти по плану было выделено полдня, и я банально не успел посмотреть все, что было намечено, да к тому же еще и внезапно свалившийся на город туман (когда буду показывать собор, вы сами увидите, как быстро туман возник из ниоткуда) спутал все карты. В итоге я, подобно Мессалине, вернулся домой из Асти усталый, но неудовлетворенный; надо повторить!

Асти был основан еще римлянами, при лангобардах был центром одного из герцогств, а после распада империи Карла Великого попал под власть собственного епископа. Постепенно горожане отняли у своего графа-епископа власть (первые упоминания о консулах датируются 1095 годом), коммуна Асти в составе Ломбардской лиги воевала против Фридриха Барбароссы, а веком позже, в союзе с соседними городами, - против Фридриха II. Последующий век были обычные для Италии свары гвельфов и гибеллинов, войны всех против всех, и в итоге в 1342 года Асти признал своим синьором одного из Висконти. В 1389 году Асти стал частью приданого, принесенного Валентиной Висконти брату французского короля Карла VI Людовику Орлеанскому. Асти находился во власть герцогов Орлеанских до 1498 года, когда внук Людовика и Валентины Людовик XII стал королем Франции. Людовик XII не довольствовался одним только Асти, но заявил претензии на все Миланское герцогство - начался второй этап Итальянских воин. В ходе этого бесконечного конфликта Асти перешел в руки императора Карла V, а тот в 1531 году передал его своему свояку Карлу III Савойскому (оба Карла были женаты на родных сестрах - португальских принцессах). Так Асти, исторически ломбардский город, оказался в составе владений Савойского дома.

Практически все достопримечательности Асти расположились на или в непосредственной близости от корсо Витторио Альфьери, до которого от станции ведет интуитивно понятный путь по виа Кавур. Можно скачать заранее подробную карту. Первой остановкой будет коллегиальная церковь Сан-Секондо. Нередко бывает, что в городе есть две главных церкви: одна - это кафедральный собор, вотчина епископа, вторая - это церковь коммуны, исторически епископу противостоявшей (банальные примеры: Болонья и Ареццо). Сан-Секондо - это как раз коммунальная церковь, полнейший контраст с собором: последний находится где-то на задворках, окруженный послевоенной невзрачной застройкой; Сан-Секондо же стоит на оживленной площади в историческом центре, вокруг него тусуются работающие горожане, пенсионеры, школьники. Более того, Сан-Секондо был открыт во время традиционной сиесты!

001-фасад
Первоначально храм над местом захоронения святого Секунда находился за городскими стенами, впервые он упоминается в 880 году. В последующие темные века мощи святого покровителя граждане, видимо, перенесли в кафедральный собор (это предположение, основанное на том, что собор некоторое время назывался в честь Богородицы и святого Секунда). В XI веке мощи святого Секунда уже находились в отдельной церкви, которая постепенно превратилась еще и в центр политической (место принятия решений властями коммуны) и экономической (рядом функционировал рынок) жизни города. В 1256 году началось строительство нынешней трехнефной церкви, финансовую помощь на это в различное время выделяли папы Александр IV, Николай III, Климент VI и Евгений IV. Фасад был сооружен в 1440-1462 годах. За два века строительства церковь впитала в себя черты как романского, так и готического стилей.

002-фасад (роза и св Секунд)

Центральный портал:
003-центр портал

004-люнет над центр порталом

005-центр портал (деталь)

006-центр портал (деталь)

Боковые порталы:
007-правый портал

008-левый портал

Апсида, северная сторона и трансепты церкви облеплены пристроенными домами; можно увидеть лишь часть южного фасада и, если очень присмотреться, купол над средокрестием.
009-капеллы южного фасад

010-купол на средокрестии

011-купол и южный трансепт

Все видят голубей в пребезмерном количестве? После поездки в Пьемонт я определил для себя голубей в качестве птичек Божиих (уж очень любят они на церквах сидеть), а вот аистов - птичек королевских, они вьют гнезда аккурат на фасадах дворцов. Когда придет время, покажу это прелюбопытнейшее явление.

012-главный неф

013-левый неф

014-правый неф

Внимательные читатели, наверно, обратили внимание, как автор постепенно примиряется с готикой (как некогда с барокко). Моя настороженная неприязнь к этому стилю была обусловлена, в основном, большим количество огромных окон, которые бликовали и мешали фотографировать. Но вот есть же и готика с разумными окнами!

Интересные капители, которые благодаря разумному остеклению, можно хотя бы разглядеть.
015-капитель

016-капитель

017-капитель

018-капитель

019-капитель

020-капитель

021-капитель

022-капитель

023-капитель

024-капитель

025-капитель

026-капитель

027-капитель

Слева при входе будет столик, на котором выложены распечатки путеводителя по храму на нескольких языках. Просят за это венти чентиссими (20 центов), которых у меня не оказалось, так что я просто взял почитать и забыл вернуть))) Ну а если предельно честно, то в Асти придется вернуться в будущем году (остались досадные лакуны), тогда и заплачУ.

Впрочем, путеводить тут особенно не по чему: алтарные образы здесь довольно поздние, вот только два - XV-XVI веков.
028-Рождество со святыми (15в)
Рождество, в которое впихнули всех городских патронов, включая святого Секунда (опирается на меч и преподносит модель храма); автор остался неизвестным.

029-Поклонение волхвов (Гандольфи д'Асти)
Ну и продолжение темы - Поклонение волхвов, к которому потом приписали дополнительные сцены и святых. Автор - Гандольфино д'Асти.

В правом трансепте мне понравились две фрески ХVI века, рассказывающие о гибели Иоанна Крестителя. Интересны даже не сами фрески, а авторская вольность в трактовке сюжетов.
035-пляска Саломеи

036-усекновение главы ИК (16в)

Саломея не пляшет полуголой, а всего лишь показывает ножку! И вот за это царь Ирод был готов до полцарства выложить! Все-таки интернетовская порнография сделала добрейшее дело: границы дозволенного беспримерно расширились, и за женскую ножку уже никто убивать не будет...

В принципе в Сан-Секондо открыты или хотя бы приоткрыто всё: например, проемы из боковых капелл в пресвитерий. Правда, далее была веревочка, так что фото из Вики:
030-хоры
Хоры XVII столетия

Можно спуститься и в крипту. О ней местный путеводитель сообщает сбивчиво: самая древняя часть - VI-VII века (странно, нас же уверяли, что изначально св. Секунд был похоронен за городом), cella confessionis (что-то вроде "кельи исповедания" - памятной часовни над мощами) реконструировалась в XV веке, а саму крипту перестраивали в XVII столетии с использованием романских и ренессансных деталей.
034-крипта

031-крипта

032-крипта

033-крипта

В реликварии хранятся мощи святого Секунда, ну или то, что от них осталось...Да уж, по грехам моим все виденные мною многоцелебные, мироточивые и благоухающие мощи были или кучкой костей, как здесь, или же безобразными мумиями)))
В следующий раз будет собор Асти

https://sibeaster.livejournal.com/349146.html

Наверх страницы

Отели в Италии