Признаться, до весны 2018 года, когда было принято решение посвятить новогодние каникулы изучению Пьемонта, я знал Асти только в качестве родины одноименного игристого вина. Оказалось же, что тут даже на трезвую голову можно забыться: две больших церкви, целая сеть музеев, несколько средневековых башен...На Асти по плану было выделено полдня, и я банально не успел посмотреть все, что было намечено, да к тому же еще и внезапно свалившийся на город туман (когда буду показывать собор, вы сами увидите, как быстро туман возник из ниоткуда) спутал все карты. В итоге я, подобно Мессалине, вернулся домой из Асти усталый, но неудовлетворенный; надо повторить!
Асти был основан еще римлянами, при лангобардах был центром одного из герцогств, а после распада империи Карла Великого попал под власть собственного епископа. Постепенно горожане отняли у своего графа-епископа власть (первые упоминания о консулах датируются 1095 годом), коммуна Асти в составе Ломбардской лиги воевала против Фридриха Барбароссы, а веком позже, в союзе с соседними городами, - против Фридриха II. Последующий век были обычные для Италии свары гвельфов и гибеллинов, войны всех против всех, и в итоге в 1342 года Асти признал своим синьором одного из Висконти. В 1389 году Асти стал частью приданого, принесенного Валентиной Висконти брату французского короля Карла VI Людовику Орлеанскому. Асти находился во власть герцогов Орлеанских до 1498 года, когда внук Людовика и Валентины Людовик XII стал королем Франции. Людовик XII не довольствовался одним только Асти, но заявил претензии на все Миланское герцогство - начался второй этап Итальянских воин. В ходе этого бесконечного конфликта Асти перешел в руки императора Карла V, а тот в 1531 году передал его своему свояку Карлу III Савойскому (оба Карла были женаты на родных сестрах - португальских принцессах). Так Асти, исторически ломбардский город, оказался в составе владений Савойского дома.
Практически все достопримечательности Асти расположились на или в непосредственной близости от корсо Витторио Альфьери, до которого от станции ведет интуитивно понятный путь по виа Кавур. Можно скачать заранее подробную карту. Первой остановкой будет коллегиальная церковь Сан-Секондо. Нередко бывает, что в городе есть две главных церкви: одна - это кафедральный собор, вотчина епископа, вторая - это церковь коммуны, исторически епископу противостоявшей (банальные примеры: Болонья и Ареццо). Сан-Секондо - это как раз коммунальная церковь, полнейший контраст с собором: последний находится где-то на задворках, окруженный послевоенной невзрачной застройкой; Сан-Секондо же стоит на оживленной площади в историческом центре, вокруг него тусуются работающие горожане, пенсионеры, школьники. Более того, Сан-Секондо был открыт во время традиционной сиесты!
Первоначально храм над местом захоронения святого Секунда находился за городскими стенами, впервые он упоминается в 880 году. В последующие темные века мощи святого покровителя граждане, видимо, перенесли в кафедральный собор (это предположение, основанное на том, что собор некоторое время назывался в честь Богородицы и святого Секунда). В XI веке мощи святого Секунда уже находились в отдельной церкви, которая постепенно превратилась еще и в центр политической (место принятия решений властями коммуны) и экономической (рядом функционировал рынок) жизни города. В 1256 году началось строительство нынешней трехнефной церкви, финансовую помощь на это в различное время выделяли папы Александр IV, Николай III, Климент VI и Евгений IV. Фасад был сооружен в 1440-1462 годах. За два века строительства церковь впитала в себя черты как романского, так и готического стилей.
Центральный портал:
Боковые порталы:
Апсида, северная сторона и трансепты церкви облеплены пристроенными домами; можно увидеть лишь часть южного фасада и, если очень присмотреться, купол над средокрестием.
Все видят голубей в пребезмерном количестве? После поездки в Пьемонт я определил для себя голубей в качестве птичек Божиих (уж очень любят они на церквах сидеть), а вот аистов - птичек королевских, они вьют гнезда аккурат на фасадах дворцов. Когда придет время, покажу это прелюбопытнейшее явление.
Внимательные читатели, наверно, обратили внимание, как автор постепенно примиряется с готикой (как некогда с барокко). Моя настороженная неприязнь к этому стилю была обусловлена, в основном, большим количество огромных окон, которые бликовали и мешали фотографировать. Но вот есть же и готика с разумными окнами!
Интересные капители, которые благодаря разумному остеклению, можно хотя бы разглядеть.
Слева при входе будет столик, на котором выложены распечатки путеводителя по храму на нескольких языках. Просят за это венти чентиссими (20 центов), которых у меня не оказалось, так что я просто взял почитать и забыл вернуть))) Ну а если предельно честно, то в Асти придется вернуться в будущем году (остались досадные лакуны), тогда и заплачУ.
Впрочем, путеводить тут особенно не по чему: алтарные образы здесь довольно поздние, вот только два - XV-XVI веков.
Рождество, в которое впихнули всех городских патронов, включая святого Секунда (опирается на меч и преподносит модель храма); автор остался неизвестным.
Ну и продолжение темы - Поклонение волхвов, к которому потом приписали дополнительные сцены и святых. Автор - Гандольфино д'Асти.
В правом трансепте мне понравились две фрески ХVI века, рассказывающие о гибели Иоанна Крестителя. Интересны даже не сами фрески, а авторская вольность в трактовке сюжетов.
Саломея не пляшет полуголой, а всего лишь показывает ножку! И вот за это царь Ирод был готов до полцарства выложить! Все-таки интернетовская порнография сделала добрейшее дело: границы дозволенного беспримерно расширились, и за женскую ножку уже никто убивать не будет...
В принципе в Сан-Секондо открыты или хотя бы приоткрыто всё: например, проемы из боковых капелл в пресвитерий. Правда, далее была веревочка, так что фото из Вики:
Хоры XVII столетия
Можно спуститься и в крипту. О ней местный путеводитель сообщает сбивчиво: самая древняя часть - VI-VII века (странно, нас же уверяли, что изначально св. Секунд был похоронен за городом), cella confessionis (что-то вроде "кельи исповедания" - памятной часовни над мощами) реконструировалась в XV веке, а саму крипту перестраивали в XVII столетии с использованием романских и ренессансных деталей.
В реликварии хранятся мощи святого Секунда, ну или то, что от них осталось...Да уж, по грехам моим все виденные мною многоцелебные, мироточивые и благоухающие мощи были или кучкой костей, как здесь, или же безобразными мумиями)))
В следующий раз будет собор Асти