«Вот слон не чуя мощных ног Бежит по выжженым покосам
Охотник же из леспромхоза уже лежит взведя курок»
Д.А.Пригов «Охота на слонов в Западной Сибири»
Летишь, бывало, куда-нибудь подале от Москвы по казенной надобности. В эту самую Западную Сибирь. А результат случается нулевой. И выходит, что тебя несло за тридевять земель лишь для того, чтобы выпить и закусить с приятным человеком. И поговорить об итало-норманском стиле, заодно. Ночью, после таких разговоров, снится не знамо, что. Это, например.
На полном серьезе приснилось… Может от того, что курсовую соответствующую писал в давние годы. А лет 8 спустя, слушал на площади перед этим собором слезливую итальянскую арию.
Перед вами Архиепископский трон из Duomo в городке Canosa di Puglia. Его зовут еще «Городом епископов». Оливковый и макаронный рай. Этот трон – апулийско-норманская кружка дикого лесного меда с ложкой пизанского, нет не дегтя, а, скажем, толченного миндаля. И щепотка арабского ладана – для композиции.
Я и не помню, использовал ли кто-нибудь еще в итальянском средневековье слонов в качестве подножья.
От романики до обелиска перед Санта Мария сопра Минерва путь неблизкий. Слоны выглядят, точно их купили где-нибудь в Марракеше у местного барахольщика.
Рельефы по периметру седалища выдают все составляющие стилистики, о которых сказано выше.
Трон изготовлен для архиепископа Бари – Биното, некого Урсоне, между 1080 - 1089 гг. Произведение мастера Ромуальди (судя по имени, он был выходцем из лангобардской семьи). Вот запечатленный «провенанс» трона. Шрифт, как в пизанском Баптистерии.
Изобретательный архиепископ прятался в Каноза ди Пулья от сарацинских пиратов, которые регулярно наведывались в Бари. Его это, правда, не спасло. В 1089 году он, таки, попал к ним в плен.И, в результате стечения «трагических обстоятельств», вынужден был принять ислам. Не как в Лурке, а по правде – стать мусульманином. А его предшественник Андреас отколол номер почище. Он так удачно съездил в Константинополь, что принял там иудаизм. После этого сбежал в Египет, где стал уважаемым и влиятельным членом общины. Такой средневековый фельдкурат Отто Кац - наоборот. А ведь двадцатью годами позже во внутреннем дворике собора был погребен беспокойный сын Роберта Гвискара Боэмунд Антиохийский, принц Таранто. Легендарный герой 1-го Крестового похода, несомненно, лично знал обоих персонажей.
Хотя… эти эпизоды прекрасно вписываются в тамошний исторический коллаж. Ведь можно было, к слову, взять Папу в заложники, перебив тучу людей, а потом целовать его туфлю, и получить, в конце концов, герцогский венец… Или, того лучше: разгромить и разграбить Рим, лишь для того, чтобы посадить на Папский престол одного из двух проходимцев. А вот тоже неплохо: прославиться, как просвещенный благочестивый христианский монарх, развлекаясь, одновременно, с гаремом наложниц. Дурея от роскоши, так, что соседние владыки выпучивали от зависти глаза. Но должно быть это, всего - навсего, свидетельствует о веселом нраве и большом , добром сердце.
Поймите меня правильно. Я не осуждаю, избави меня Бог. Не с моим, как говорится, бэкграундом осуждать хоть кого. Рыло-то в пуху. Просто мне становится тоскливо всякий раз, когда люди, по – серьезному, впрягаются за не ими выдуманные этические и социальные разводки. Бенефициары – затейники в это самое время глядят с ухмылкой на это захватывающее зрелище, бесстрашно показывая небу кукиш. Обычно, без всяких для себя последствий. А вы говорите, слоны.
Напоследок, хочу вас, как всегда, обнадежить. Потоку времени безразлично, кто и как в нем плавает. Смотрите, как выглядел трон в начале беспечных 70-х.
Всего-то 900 лет прошло. Автор снимков - Паоло Монти. Одна из самых примечательных фигур «золотого периода» итальянского фотоавангарда. Он же запечатлел надгробие Боэмунда.