В последней части рассказа об Ареццо мои руки (и ноги во время прогулки) наконец-то дошли до главной достопримечательности, которая отличает его от всех других тосканских городов. Я, конечно, имею в виду Пьяцца Гранде, площадь, расположенную под таким неимоверным уклоном, что на ее фоне Кампо Сиены кажется ровной и плоской, как экран телевизора LG Flatron.
Карта достопримечательностей Ареццо, маршрут прогулки из последней части отчета отметил зеленой линией.
Но не все сразу, будем соблюдать последовательность. Сперва, из парка Прато я спустился обратно к центральным улицам Ареццо. По пути наткнулся на стадо загадочных животин. Овцы?
Даже абстрагируясь от достопримечательностей, Ареццо - крайне приятно место для прогулок. Улочки тут то, что надо на мой взыскательный вкус.
Памятник Фердинанду III великому герцогу Тосканскому. Правил Тосканой в конце 18-го начале 19-го веков, потомок Медичи.
Особенность Ареццо - памятные таблички на зданиях с барельефами людей, которые прославили это место. Нигде больше подобного в Италии не встречал.
Непременный для любого города Италии офис коммунистов, в Ареццо они расположились в самом центре города.
Колодец непростой, а литературная достопримечательность. Это тот самый колодец Тофано из "Декамерона". Однажды ночью богатый горожанин Тофано запирается от жены, которая ночами ходит на свидания с любовником к этому колодцу. Как она его ни умоляет, он отказывается ее впустить. Тогда она делает вид, что бросается в колодец, а на самом деле швыряет туда громадный камень. Тофано выбегает из дому и устремляется к колодцу, а жена тем временем входит в дом, запирается от мужа и срамит его на всю улицу. Народ собирается у колодца и начинает возмущаться поведением "алкоголика" Тофано, который пьяный шляется по ночам да еще и на жену клевещет. В итоге всем миром бьют морду мужу-неудачнику.
Заканчивает Боккаччо рассказ такой моралью: "Дурак мирится — только пуще срамится. Да здравствует любовь, а на деньги наплевать!".
Выходим на главную улицу Ареццо Corso Italia, которая спускается от парка Прато вниз в сторону железнодорожного вокзала.
Первое здание на этой улице Palazzo Pretorio. Здесь с 13-го века находилась резиденция командира местного городского ополчения. Стены дворца украшены гербами всех капитанов и комиссаров Ареццо с 14-го по 18-й века. Выглядят все гербы (да, и само здание) подозрительно свежо, подозреваю, что тут приложили руки реставраторы времен Муссолини.
Сворачиваем с Corso Italia по крытой галереи и...
... оказываемся на Пьяцца Гранде. И, тут остается только молчать и восхищаться этим странным, но все-таки прекрасным местом. Вот, скажите, как при таком уклоне горожане устраивали парады, например? Или, как тут разместить нормально палатки для ярмарки? Удивительно!
Вокруг площади расположены многочисленные лавки антикваров.
Еще год назад до моей поездки все здания Пьяцца Гранде были живописно украшены многочисленными щитами с гербами. Но теперь их, к сожалению, сняли, не знаю навсегда или временно.
Как я уже говорил, в это воскресенье по всему Ареццо народ устраивал сам себе небольшие праздники.
А это, пожалуй, самый каноничный вид Piazza Grande. Слева церковь с длинным названием Санта-Мария-делла-Пьеве, чуть позже заскочим в нее. На площадь выходит ее романская апсида 13-го века. Мелковато вышло, но все-таки видно, что одна из колонн апсиды имеем изгиб в виде "коленки". Зачем? Дальше на фоне древней церкви практически "современное" здание суда 17-го века в стиле барокко. Обратите внимание, что архитектору пришлось выдумать оригинальную полукруглую лестницу, чтобы побороть наклон площади. И, наконец, справа возвышается готическое здание Братства Лаиков (Palazzo della Fraternita dei Laici), члены братства играли значительную роль в жизни Ареццо. Три архитектурных стиля в одном месте!
Понятное дело, Роберто Бениньи не смог не снять Пьяцца Гранде в своем фильме. Как и в других местах съемки фильма в Ареццо, место отмечено табличкой с кадрами из "Жизнь прекрасна".
Туристов, конечно, гораздо меньше, чем в Сиене, но и совсем малопопулярным местом Ареццо нельзя назвать.
Антикварные лавки вносят свою долю колорита в антураж площади.
От площади отходят, так приглянувшиеся мне типичные улочки Ареццо с крутыми подъемами.
Вазари, который, как вы помните из предыдущего рассказа, является уроженцем Ареццо, также приложил руку к украшению площади. Длинное здание с галерей Лоджия Вазари - его рук творение.
Окидываем еще раз взглядом фантастическую площадь и переходим к следующей достопримечательности.
Если до этого все церкви Ареццо, включая собор, не слишком поразили меня своим внешним видом, то Церковь Санта-Мария-делла-Пьеве (Успенская по-русски), реабилитировала Ареццо в этом плане. Это очень круто, я считаю! Увы, увы, заснять ее потрясающий фасад целиком невозможно.
Все колонны разные.
Перед входом в церковь задираем голову, чтобы рассмотреть романские фигурки календаря. Можно попытаться поразгадывать, где-какой месяц изображен, главное при этом не загородить проход в церковь другим туристам или прихожанам.
Если снаружи церковь в моем арентинском рейтинге заняла первое место, то по интерьеру она оказалась не так богата шедеврами, как ее соперницы, но все равно забежать внутрь стоит.
Вознесение Богородицы.
В крипте хранятся мощи св. Доната. "Как же так, они же в соборе вроде как находятся?" - спросит внимательный читатель. Все верно, и в соборе тоже. Просто в своем время св. Доната разделили, и голова досталась Санта-Марии-делла-Пьеве. Из статьи в вики я понял, что в Средние века в Ареццо был конфликт между епископом и горожанами, и данная церковь была оплотом этой борьбы. Наверно, местные бюргеры были очень рады, когда заполучили такой важный трофей в войне со своим епископом.
Из старинных росписей церкви мало, что уцелело. Один из примеров святые Франциск и Доминик.
Что же, осталось только пройтись обратно из центра до вокзала по Corso Italia.
Chiesa dei Santi Michele e Adriano.
По живописности своих улиц Ареццо вполне может конкурировать с Сиеной.
Chiesa di Sant'Agostino.
Я осмотрел основные красоты Ареццо, и здесь у Сант Агостино я задался нелегким вопросом, пообедать, затем обойти все церквушки в восточной части Ареццо и спокойно вернуться во Флоренцию или... или совершить небольшую авантюру с вылазкой в другой регион Италии. Но об этом в следующем рассказе.