Booking.com

Аквавива-делле-Фонти

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя yulianna8500.

Ну вот и настал день светлого торжества, когда посрамив всех славных предшественников, автор этого блога вышел из поезда на станции Аквавива-делле-Фонти (что-то вроде "живой воды из источников"). Дело в том, что рассказов о соборе этого города я не встречал вообще (кроме Вики, конечно), фотографий тоже практически не видел, так что ехал, полагаясь исключительно на удачу и упрямую уверенность, что главная церковь этого города просто обязана быть интересной.

История города Аквавива довольно банальна: одни местные феодалы сменялись другими, пока феодализм не отменили. А вот история местной епархии нетривиальна. Существуют местные предания о трех епископах Аквавивы, живших в V-VI веках, хотя современные историки считают эти предания недостоверными. Но вот в средневековье таких наглых историков не было, а потому местный феодал Роберто Гургульоне добился независимости от архиепископа Бари для клира городской церкви. В 1221 году архиепископ Бари признал за церковью Аквавивы статус prelatura nullius (схожая история случилась в Альтамуре, только там патроном местного храма был сам император Фридрих II).

В 1452 году (прошло три века!) архиепископ Бари счел грамоту своего предшественника подложной и аннулировал привилегии церкви Аквавивы; прелат Аквавивы обратился с жалобой в Рим, и папа Николай V подтвердил старинные привилегии городской церкви. В 1590 году архиепископ Бари вновь заметил каноническую аномалию и обратился к папе с жалобой. Папа поручил разобраться с аквавивской "непоняткой" двум кардиналам, те ломали голову десять лет и только в 1601 году вынесли решение - опять в пользу "вольницы" Аквавивы, папа Павел V утвердил это решение в 1601 году, а король Неаполя (на тот момент им был испанский король Филипп III) - в 1606м. Шли годы, и вопрос вновь открылся в 1692 году, и папа Иннокентий XII, рассмотрев дело без учета предыдущих решений, отменил статус prelatura nullius для Аквавивы. Настоятель собора Аквавивы поехал в Рим лично с жалобой, был там заключен под стражу и обрел свободу лишь в 1696 году, смирившись с потерей своего особого статуса. В следующем столетии клирики Аквавивы возобновили борьбу за свои вольности, которая в 1789 году увенчалась успехом: местная церковь была признана палатинской (т.е. находящейся под непосредственным покровительством короля) и prelatura nullius.

В 1818 году между Святым престолом и Королевством Обеих Сицилии был заключен конкордат, одним из условий которого было упразднение всех блатных канонических аномалий, и территориальная прелатура Аквавивы вновь была упразднена.

Если вы думаете, что это был конец истории, то вы ошибаетесь, как Троцкий. В 1848 году папа Пий IX (тот самый, что одарил нас догматами о Непорочном зачатии и папской безошибочности) воссоздал территориальные прелатуры Альтамуры и Аквавивы, подчинив их напрямую Святому престолу. В 1975 году прелатом Альтамуры, Аквавивы и епископом Гравины стало одно лицо, а в 1986 три города были окончательно объединены в триединую епархию Альтамура - Гравина - Аквавива-делле-Фонти. Хотя...при такой богатой истории можно ли быть уверенным в окончательности такого решения?

Я, признаться, тащусь от подобных историй! После такого, думаю, будет понятно, почему христианство в Европе потреяло так много приверженцев - это же без малого тысячу лет странные аквавивские дяденьки в нелепых одежках мерялись (удалено цензурой) со своими соседями вместо исполнения своих прямых евангельских обязанностей...

Ну а теперь прямиком к собору (от станции минут 10 ходу, дорога интуитивно понятна, но лучше карту скачать). Собор Аквавивы после своего последнего (на сей момент) освящения называется в честь Вознесения Богородицы и (плюсом) мученика Евстафия Плакиды. Храм был построен в 1158 году в апуло-романском стиле, потихоньку ветшал и в 1523-1594 годах заново перестроен уже как ренессансный. Большинство моих читателей, как я понимаю, люди степенные и семейные, а потому встречали в жизни (быть может, имеют сами) детей, которые одновременно похожи на обоих родителей. И бывает довольно забавно наблюдать, как черты отца или матери поочередно или, напротив, одновременно, "проступают" в их детище. Так вот собор Аквавивы - вылитое такое дитя: он и апуло-романский, и ренессансный одновременно!

Начнем с главного западного фасада.
001-западный фасад
"Роза" и трехчастность фасада, соответствующая трем нефам, явно унаследованы от первого собора. Но в XVI веке нефы уравняли по высоте и накрыли получившийся новый фасад фронтоном.
002-тимпан

Но приглядимся внимательно к узорам розы. Это уже никакая не романика, в настоящее Возрождение.
003-роза

Главный портал несомненно переделали в XVI столетии.
004-главный портал

Строгий дедушка Отец смотрит на входящих:
005-Отец в тимпане

Под тимпаном уместились благовествующий Гавриил и благовествуемая Мария, окруженные причудливыми ренессансными завитушками:
006-левая часть портала - Гавриил

007-правая часть портала - Мария

А в люнете уже встретил своего судьбоносного оленя великомученик Евстафий Плакида:
008-Евстафий Палкида в люнете

Ну и все это богатство охраняют львы:
009-левый лев

010-правый лев

Завернем за левый угол: северный фасад выходит на узкую улочку, так что за ракурсы простите великодушно.
011-северный фасад

012-северный фасад
Да мы таких мощных трансептов уж больше десятка видали здесь в Апулии! Эта сторона собора - апуло-романская.

Не могу не показать вам окошко со львами:
013-окно на северном фасаде

Еще один угол миновали, и вот перед нами восточная часть собора. С площадью там тоже тяжело (ну, под мусорный контейнер места бы хватило, а вот для туриста явно тесновато); попробуйте мысленно соединить три последующие фотографии.
014-восточный фасад (левая часть)

015-восточный фасад (центр)

016-восточный фасад (правая часть)

Если после мысленного соединения трех фотографий вы еще сможет мысленно отрезать колокольню, то перед вашим мысленным опять же взором предстанет аккуратный симметричный апуло-романский фасад. Как и полагается, без внешней апсиды, но зато с богато разукрашенным окном.

Я отнюдь не хочу сказать, что колокольня плоха, просто ей пару не построили
017-кампанила (ЮВ угол собора)

Вынужден похвалить себя сам, потому что вы не догадаетесь. Все это снималось под проливным дождем, а, как известно, держать зонт и фотоаппарат одновременно очень трудно. Но автор, вдохновленный мыслью, что он здесь первопроходец, справился! Ой, а что же мы до сих пор восточное окно не увидали?
018-восточное окно
Все живы? Никому скорую не нужно вызывать? Где слоны, львы, грифоны и прочие традиционные для апуло-романских окон звери? Их нет, окружение окна - это уже явный Ренессанс - состоит из кариатид, больших и маленьких.
019-низ восточного окна

Теперь перейдем на южную сторону. Дождь не прекращался, но зато пространства было побольше.
020-южный фасад

021-южный трансепт

022-южный трансепт

023-южный трансепт

024-южный фасад

В этом месте можно повторить все, сказанное о северной стороне, - чистейший апуло-романский стиль. Но, впрочем, и сюда проник прекрасный Ренессанс:
025-окно на южном фасаде

Поскольку я уехал рано и без завтрака, я успел и здесь, как в Битетто, попасть внутрь собора. Ну, как вам сказать...Что в Битетто, что в Аквавиве внутри соборов делать нечего, так что можно было и позавтракать перед выездом)))
027-интерьер

Ну разве что увидеть, как расширяли и надстраивали собор в XVI веке. Естественно, нагрузка на несущие конструкции возросла, и былые междунефные колонны пришлось убрать в мощные пилоны.
028-колонны вмонтированы в пилоны

Покажу еще расположенный против собор палаццо последних владельцев города - семей Мари и Дориа. Здесь хотя бы видно, что дождь действительно был.
029-палаццо Мари-Дориа

030-палаццо Мари-Дориа

Ну а теперь на вокзал. Следующая станция - Таранто.

https://sibeaster.livejournal.com/313111.html

Наверх страницы

Отели в Италии