Зачем идти: чтобы посетить около десятка настоящих греческих храмов VI и V вв. до н.э., которые внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считаются лучшими лучшими образцами дорического стиля за пределами Греции (да и в Греции самой мало что может сравниться). На самом деле, храмов здесь гораздо больше, но - пока еще под землей, раскопки продолжаются, и, как знать, возможно, лет через 20 Долина Храмов будет насчитывать не 10, а 15, а то и 20 строений.
В те далекие времена, когда строился храмовый комплекс, город Акрагант был одним из самых процветающих городов «Великой Греции». Его жители продавали вино и оливковое масло Карфагена и наживали на это целые состояния. Местный уроженец философ Эмпедокл писал: «Могущество и блеск этого города таковы, что жители его строят храмы, как будто им суждено жить вечно, а едят и пьют так, как будто им суждено умереть на следующий день».
Храмы видны даже из самого Агридженто, хотя пешком до них - километра 3.
Согласно схеме на стенде, в парке 10 храмов, в нашем путеводителе было описано 8, мы прилежно осмотрели их все, подозреваю, что от оставшихся 2х осталась самая малость.
Чуть в стороне от основного парка (и по этой причине, вероятно, про него мало кто упоминает) расположен храм Деметры, совершенно не похожий на традиционные (в нашем сознании) греческие храмы а-ля Парфенон. Искать его просто: он высится на скале над городским кладбищем, и попасть туда можно в дырку в заборе, которую нам заботливо показали местные жители. Дорога ужасно живописная,
местами в камне встречаются ракушки. Когда-то совсем рядом проходила береговая линия.
Вот этот самый "амбар" и есть храм, который, между прочим, более древен, чем те, которые являются визитной карточкой Долины.
Но с другой стороны смотрится симпатичнее.
На крыше некогда были вырезаны львы, которые сейчас хранятся в местном археологическом музее.
Специально нашла и сняла.
Внутри - снято через грязное стекло. Спасибо, хоть стенд не разукрасили.
За храмом - бывший жертвенный алтарь и ниши-пещеры для храмовых нужд.
Далее, чтобы попасть-таки к Долине, нужно выйти на шоссе и пройти немного ножками. Куда - и так понятно.
Не доходя до этого самого храма, будет турникет и билетная касса. Вход в Долину стоит 10 евро (карты, разумеется, не принимают, только наличные), Долина + Археологический музей - 13,50. Билеты не выбрасывайте - Долина поделена шоссе на 2 части и при входе на вторую билеты будут проверять повторно. Сразу скажу о практических сторонах бытия, чтобы вы были к этому готовы: даже зимой в Долине весьма жарко - по ощущениям, было градусов 23-24 (это в солнечную погоду, в пасмурную, вероятно, не так жарко), а пересидеть в тени там негде, поэтому стоит озаботиться головным убором и бутылкой воды, потому что на трех или четырех встреченных нами колонках с водой была надпись "не питьевая" (для умывания, что ли). Питьевых колонок на территории нет, только парочка баров. Туалет один, за храмом Конкордии, его караулит неожиданно элегантный мужчина (я его приняла за гида, ожидающего свою группу), который собирает постфактум с туристов по 0,20 евро. После храма Кастора и Поллукса (Диоскуров) внизу будет еще симпатичный парк в ущелье, с апельсиновыми деревьями, он - платный, просят еще 4 евро за вход, рассказывая, как у них можно собирать апельсины - вы представляете - прямо с деревьев. Как будто у них где-то нельзя:) Подсказываю: за храмом Зевса будет указатель "гимназиум", не поленитесь, сходите, туда мало кто доходит, а там, кроме руин, есть еще и апельсиновый сад, где можно, по-хулигански озираясь, таки сорвать апельсинчик. Только рвите там, где солнечная сторона, там плоды сладкие.
И вон он - храм Юноны (или Геры, для тех, кто привык к греческим названиям богов). Один из двух очень хорошо сохранившихся храмов Долины. Датируется 450 г. до н.э., в 406 г. до н.э. сильно пострадал от пожара, но уже во времена Римской империи был восстановлен. Некоторые сохранившиеся фрагменты свидетельствуют также о том, что во времена Византии (VI в. н.э.) здесь была христианская церковь, - вероятно, именно благодаря этому храм и уцелел.
Читала также, что, строго говоря, не доказано, что храм был посвящен именно Гере-Юноне, есть мнение, что он может быть и храмом Посейдона, но "и то, и другое недоказуемо".
От храма Геры к храму Конкордии ведет симпатичная дорожка.
С левой стороны вы еще можете застать прямоугольные башни - это инсталляции некоего современного художника, которые вот-вот собираются убрать. Внутри каждой башни, согласно замыслу, посвященной античному богу, играет музыка и что-то показывают, но до нас экшн не дошел, - вероятно, скоро таки разберут.
Живописные руины вдохновляли многих художников - от Якоба Филиппа Хаккерта (1778),
и Каспара Давида Фридриха (1828-30),
до гораздо более современного Карло Витале (1937)
...продолжение следует
http://ru-travel.livejournal.com/24815345....