Холмы называются Палатин, Авентин, Капитолий, Квиринал, Виминал, Эсквилин и Целий. На одном из них я третий день живу, по остальным непрерывно гуляю. В реальном времени отчёт о прогулках публикуется в моём Инстаграме, отдельные интересные находки — в моём канале Telegram, а любые подробные рассказы о впечатлениях в этом ЖЖ случатся лишь после возвращения в тосканскую глушь.
В Рим я, честно говоря, совершенно в эту поездку не собирался. Я в нём вообще редко бываю, к сожалению. Но тут вдруг звёзды встали таким образом, что все дороги сюда привели. С одной стороны, Соррентино, с другой — Варламов, который собрался сюда с семейством впервые в жизни. Из-за Соррентино я весь вторник проторчал в садах, музеях, соборах, капеллах и часовнях Ватикана, из-за Варламова — обошёл в понедельник пол-Рима пешком. О ватиканских впечатлениях напишу позже, а про Рим читайте журналиста года: всё, что мы успели вчера посмотреть (кроме 100500 церквей и висящего внутри Караваджо) он уже подробно описал в посте с 68 фотографиями.
[Отчёт Варламова про первый день в Риме]
К признанию Варламова о том, как ему испортили жизнь занятия историей искусств, стоит впоследствии вернуться отдельно, потому что это довольно распространённая история — о детях и подростках, перекормленных рассуждениями взрослых «о прекрасном». Касается не только живописи, скульптуры или памятников зодчества, но и школьных уроков литературы, способных привить ученику стойкую невосприимчивость к изучавшимся авторам…
Проблема эта совершенно невымышленная, и даже вдохновляет некоторых российских чиновников на рассуждения о вреде Льва Толстого в школьном курсе. Впрочем, чиновников обсуждать просто времени жалко — а вот как не отбить у детей вкус к прекрасному его кривым преподаванием, очень интересный вопрос.