Если в жизни есть возможность увидеть только один город, то какой бы я выбрала? А если таких городов два? А если три? Делюсь мыслями и жду ваших вариантов!
Иерусалим
Если бы у меня спросили, какой один город выбрать, если в жизни есть возможность увидеть только его, я бы назвала Иерусалим. Пока я сама видела его только один раз, в 2012 году. Иерусалим – это как ключ к цивилизации, основа, причем совершенно не важно, верующий ты человек или нет и в какого бога ты конкретно веришь. Иерусалим – это фантастическое ощущение библейской истории и географии, которые не перешли в разряд мифов. Удивительное чувство – понимать, что библейская география является географией в прямом смысле этого слова, что и виа Долороза, и Масличная гора, к примеру, – это точки в городе, куда ты можешь своими ногами дойти и по ним пройтись.
И что самое удивительное – это то, что в этой библейской географии живут люди! Мы, бывает, удивляемся, как парижане живут в Париже, не устают ли они от красоты, замечают ли ее? А как живут люди в Иерусалиме, ходя по виа Долороза на работу или в школу? Невероятное ощущение того, что самый, наверное, важный город в мировой истории – город живой.
Рим
Если бы меня спросили, какие 2 единственных города стоит увидеть в жизни, я бы к Иерусалиму прибавила Рим. Для меня это был не первый город в Италии, который я увидела, но первый, который меня потряс. Обычно когда мне нужно рассказать кому-то о Риме или дать идею, о чем этот город, я привожу в пример Санкт-Петербург. Что получится, если раздвинуть его дома и прибавить каждому из них роста, удлинить улицы, раскатать будто скалкой площади, умножить на 2 колоннаду Исаакия, а сам купол его поднять повыше? А если еще небо сделать высоким-высоким и туда, на антресоли, забросить солнце?
Все равно не выйдет Рима, потому что в нем есть еще античные колонны, торчащие посреди улицы как фонарные столбы, есть понятно-уютный Трастевере, нежиданный еврейский район, домашние практически кошки на площади Торре Арджентина. Рим, пожалуй, не представляет Италию, будучи скорее проекцией целого мира или, если хотите, цивилизации.
Стамбул
Если бы городов было три, третьим стал бы Стамбул в первую очередь потому, что это город на перекрестке востока и запада, город, держащийся за 2 континента сразу или, может быть, держащий 2 континента, не дающий им разойтись. Стамбул – это и скрепка, и мост, соединяющий Европу и Азию. Это почти парижские улицы, итальянская архитектура и восточные базары, это контраст по-европейски одетых мужчин и укутанных в черное женщин.
Стамбул поражает тем, что это совершенно не единый город. Он разбит на части историей и географией. Ты можешь перемещаться не только из Европы в Азию, но из деревни в столицу, от деревянных домиков, жители которых выносят столы с ужином прямо на улицу, от дворов, где растут апельсины к резным палаццо и по-европейски шустрым трамваям. А можешь гулять по эпохам – античность, средние века, возрождение, снова аничность. От Стамбула тянутся нити во всю Европу! Натыкаешься в Айе-Софии на гробницу дожа Энрико Дандоло и слышишь пастернаковское и гондолы рубили привязь, точа о пристань тесаки.
Вы какие три города назовете?