Помните мой пост про шикарный тур на мотороллерах Веспа, который мне устроила компания MotoRagazzi? Основатель компании Андрей Матвеев рассказал мне много интересного про то, как он ведет бизнес в Италии, с какими особенностями и трудностями он сталкивается в процессе работы. Я попросил Андрея оформить все основные мысли в виде поста, чтобы дать почитать посетителям моего блога. Весь текст ниже - это его слова. Там не только про бизнес, но и про характер самих итальянцев в целом. Поэтому будет интересно всем, а не только желающим открыть бизнес в Италии. Слово Андрею.
Всё, что изложено ниже основано на моём личном опыте организации бизнеса в Италии. Какие-то выводы могут показать спорными, какие-то – ошибочными. Я не настаиваю на своей правоте. Моя компания работает на севере Италии, недалеко от Вероны и озера Гарда. Возможно, реалии других областей сильно отличаются от того, с чем я столкнулся здесь. Италия – страна очень разнообразная. Жители Венето, например, уверены, что те, кто живет на противоположном берегу Гарды, в Брешии – люди крайне неприятные, сухие и неотзывчивые. Что у ж говорить о разнице между какой-нибудь Ломбардией и Калабрией. Подозреваю, что это разнообразие сильно сказывается и на том, как ведется бизнес.
Итак, вот основное, что удалось понять, пережить и где-то даже выстрадать.
1. Первое и абсолютно необходимое: учите язык. Без знания итальянского вы здесь ничего не сделаете и ничего не добьётесь. Все расходы для того, кто не говорит на итальянском возрастают на порядок, а время, затрачиваемое на решение задач, стремится к бесконечности. Не надейтесь на переводчиков и помощников. Может, олигархам это и подходит, но для людей с обозримым горизонтом финансовых и временных возможностей это точно не по карману.
2. Не обращайтесь к русским переводчикам, консультантам, подрабатывающим экскурсоводам и другим соотечественникам, оказывающим услуги в Италии. Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни за что, ни в коем случае, ни коим образом… Не знаю, как еще сказать. Просто забудьте о тех русских, кто помогает «решать вопросы» в Италии. Забудьте также об агентствах, которые обещают организовать вид на жительство, регистрацию бизнеса или покупку недвижимости. Все сделают кверху ногами, задом-наперед, наперекосяк, шиворот-навыворот, чёрте как, а главное – в сто раз дороже. И совсем не от злого умысла. А от того, что им тоже нужно как-то вертеться, зарабатывать и выживать. А об итальянских законах, правилах и бизнес-обычаях они знают заведомо меньше, чем коренные жители. Не говоря уже об отсутствии связей, необходимых для того, чтобы решать вопросы быстро и дешево. Сегодня они помогают кому-то отправлять контейнер итальянской мебели для дачи на Николиной Горе, завтра сопровождают писчебумажного полуолигарха из Тюмени, послезавтра организуют свадьбу с вертолетом, катерами и салютом в замке Скалигеров. Они занимаются всем подряд и ни в чем не разбираются досконально. А главное – они будут работать ровно на те деньги, которые вы уплатите, и ни минутой больше.
3. Найдите итальянского партнёра. Это тяжело. Почти невозможно. Но мне повезло, вдруг повезет и вам? Итальянский партнёр по бизнесу (совладелец), это человек, сочетающий в себе почти невероятный набор качеств:
a. Он имеет возможность вложиться в ваш бизнес. Не деньгами, конечно, но своим временем.
b. У него куча полезных связей и знакомств. Его дядя работает в муниципалитете, родственник жены – в страховой компании, друзья детства – в типографии, агентстве недвижимости, полиции и пункте регистрации средств транспорта. Если ему понадобятся связи с Папой Римским – он найдёт их через родственников и знакомых, причем не через шесть рукопожатий, а значительно ближе.
c. Он готов работать не за деньги, а за идею, которая потом, может быть, когда-нибудь принесёт деньги. Причем, работать много. Причем работать, решая трудные задачи, с которыми сталкивается впервые. Причем, работать, вовлекая все свои связи и знакомства.
d. Он будет понимать, что создаваемый бизнес – ваш и вы имеете право решающего голоса.
Говорю ж, это почти ангел без крыльев, и сыскать такого в Италии чрезвычайно трудно. Но пока не найдете, ничего не сдвинется с места. Потому что…
4. …Италия – это страна, где все делается по знакомству или благодаря родственным отношениям. Что бы ни понадобилось Итальянцу – напечатать тираж листовок, замуровать стену, взять кредит, настроить систему полива газонов, прикупить мяса для барбикью – он ни за что не обратится к тому, кого он не знает или кого не рекомендовали знакомые-родственники. Это железное правило, на котором в Италии держится вообще всё – экономика, политика, религия, искусство… да что угодно, вплоть до доставки пиццы к ужину.
Сегодня наша компания имеет приемлемые условия страхования и кредита, хороший офис, лицензию, банковские счета, вменяемую и недорогую бухгалтерию, неразорительное техническое обслуживание, быстрое решение бюрократических вопросов и многое-многое другое только благодаря Клаудио и его многочисленным родственникам и друзьям.
5. Привыкните планировать все заранее. Любую встречу, телефонный звонок, даже минутный разговор. В Италии невозможно зайти, например, к вашему бухгалтеру (даже если он сын подруги вашей мамы) просто так, по дороге, на пять минут обсудить пару-тройку вопросов. Этого не поймут. Да и разговаривать с вами не станут. Предварительное письмо, sms-ка или созвон с назначением времени строго обязательны. Не знаю, откуда родился миф об итальянской беззаботности и прохладном отношении к работе. По-моему, здесь все пашут как проклятые с девяти до шести, не имея ни одной свободной минуты. Но – с девяти до шести. Строго. Вечернее время, перерыв на обед, выходные – это святое. Вас не поймут, если вы будете пытаться решать какие-то деловые вопросы об эту пору.
Просто для иллюстрации: если у вас сломался мотоцикл прямо напротив мастерской, приготовьтесь услышать: «Конечно я смогу его починить! Но не сейчас. До сентября у меня все расписано.» И это святая правда. Действительно всё, и действительно до сентября.
6. Preventivo. Запомните это слово. Это один из краеугольных камней итальянского бизнеса. Какие бы услуги или товары вам ни понадобились – все начинается с preventivo. Грубо говоря, это коммерческое предложение, которое итальянцы запрашивают у всех, у кого только можно и по любому поводу. Мы, например, получали предложения от типографий, и цена в них отличалась в разы. Без видимых причин. Сравнивая preventivo различных сотовых операторов, мы добились для себя неплохих условий по части сотовой связи (попробуйте в России торговаться с МТС и Билайном). Превентиво запрашивается даже у старых и проверенных партнёров. А в последующей по-итальянски эмоциональной торговле обычно удается выбить еще и небольшую скидочку. Что-то в этом есть от восточного базара.
7. Воздвигните между собой и друзьями тонкую, но прочную стену понимания. Вы – в Италии. Они – еще где-то, где возможно не так вкусно, солнечно и весело. Но вы здесь работаете, а они приезжают на отдых. Очень важно объяснить тем, кто прибывает к вам в гости, что вы не сможете уделить им время тогда, когда им этого захочется. У вас нет возможности поехать в магазин, чтобы помочь в переговорах насчет покупки венецианской люстры. Вы не можете искать для них гостиницы и рестораны. У вас нет ни секунды для того, чтобы подробно расписывать для них наилучший маршрут от Рима до Римини. Вы не поможете с покупкой сим-карты. Не потому, что вы бессердечный негодяй, а от того, что вы работаете почти круглосуточно (мы же говорим о собственном бизнесе, да?). Дружба – дружбой, но без обид, ОК?
8. Озаботьтесь получением вида на жительство заранее. Еще до того, как начнете делать хоть что-то в Италии. Какими бы прекрасными ни были ваши Шенгены или бизнес-визы, это все те же 90 дней в полгода, которых ни на что не хватит. Даже не надейтесь. Мало какой бизнес работает без присмотра, а новый бизнес – как грудной ребенок, его нельзя оставить ни на минуту. Не имея нормального вида на жительство, вы рискуете оказаться за пределами Евросоюза именно в тот момент, когда ваше присутствие более всего необходимо. Изучайте вопрос, находите ходы, платите деньги, изворачивайтесь, но получите вид на жительство. Хоть студенческий, все равно. Без этого ваша затея обречена на провал.
Ну и еще одно правило, которое, наверное, работает в любой стране и любом бизнесе. Ломитесь. Несмотря ни на что, идите вперед, Как бы ни было трудно, главное – не останавливаться. Иногда опускаются руки. Иногда в ваше дело не верят самые близкие люди и даже вы сами начинаете сомневаться. Иногда на пути встают препятствия, кажущиеся непреодолимыми. Иногда все приходится переделывать заново, менять на корню и начинать с начала. Держитесь. Будьте упрямыми. Не слушайте никого. Надейтесь только на себя. Работайте. И все получится.
Ciao!
Андрей Матвеев.
Создатель и владелец компании Motoragazzi.
Re: 8 правил бизнеса в Италии: как начать и выжить
пн, 07/08/2017 - 19:26 — yuvant1+1