— Немного про морально-этическую систему. Сразу хочу предупредить, что я не скажу ничего нового.
Это просто попытка поговорить на очень интересную тему. После принятия закона об оскорблении чувств верующих, в ответ на вопросы атеистов — можно ли оскорблять их чувства, кто-то из церковников ответил, что у атеистов нет веры, а значит и нет чувств, которые можно оскорбить. Мне кажется, что людям трудно объединяться на основе отрицания чего бы то ни было — например, на отрицании Бога. Зато они могут объединиться на согласии с некими моральными императивами.
Я буду использовать некоторые религиозные термины исключительно для простоты понимания.
Моральный кодекс — это операционная система человека. И от того, насколько эффективна эти система и как мало в ней ошибок, зависит, как будет жить социум, который разделяет ценности системы. Вспомните «Протестантскую этику» Вебера.
Моральная система должна быть открытой. Как Линукс. Чтобы была возможность дописывать ее и исправлять ошибки. Никаких божественных откровений и сакральных текстов.
Прежде всего изменяется пирамида ценностей — есть Бог и есть Рабы Божьи. Мы не рабы. Мы — Боги.
Для того, чтобы мы сегодня существовали, миллиарды лет назад взрывались звезды и миллионы лет назад рыбы выползали на сушу. Вероятность нашего появления на свет практически равна нулю. Попробуйте представить, какое невероятное количество случайностей и совпадений должно было произойти, чтобы родились именно вы. Пуля, пролетевшая чуть ниже, или неслучившаяся встреча ваших предков — и вас бы не было. И таких случайностей немыслимое количество. Когда я говорю, что вы — Боги, то говорю это не для того, чтобы вам понравиться, а только чтобы вы подняли планку и держали ее как можно выше.
Не будет ничего после смерти. У нас есть очень мало времени, чтобы что-то успеть сделать. И это время нельзя бездарно потерять. Нельзя откладывать жизнь на потом. С Нового года. С понедельника. Если вы хотите что-то сделать — у вас никогда не будет времени лучше, чем сейчас. Не надо отговорок — вот если бы у меня было... то я конечно... Не ждите, когда у вас что-то будет. Действуйте прямо сейчас.
- Томазо Кампанелла в конце XVI века организовал заговор с целью освободить юг Италии от испанского ига. Заговор раскрыли. От смертной казни его спасло только обилие грехов — его обвиняют не только в преступлении, но и в ереси, и передают церковному трибуналу. Его долго пытали. Потом посадили на кол на сорок часов. Каким-то чудом Кампанелла выжил. Его приговорили к пожизненному заключению. И в тюрьме он написал свою утопию — «Город Солнца». Он не мог даже сидеть — писал лежа. Он не мог держать карандаш в изувеченной кисти — и привязывал его к руке.
- Иоганн Кеплер всю жизнь прожил в беспросветной нужде. Его мать обвинили в колдовстве. Обвинение содержало 49 пунктов: от связи с дьяволом и богохульства до порчи и некромантии. Ее должны были сжечь. Следствие тянулось пять лет. Кеплер постоянно хлопотал за нее и давал святым отцам взятки из своего мизерного жалования. И все это время производил сложнейшие астрономические наблюдения и вычисления — составленными им таблицами моряки и астрономы пользовались вплоть до начала XIX века. При этом Кеплер страдал близорукостью и рассогласованием оптических осей зрения — в глазах у него постоянно двоилось.
У Кеплера и Кампанеллы никогда не было идеальных условий. Они работали в тех, что были. Не думаю, что ваше положение хуже.
В христианстве считается, что страдания облагораживают человека. Живут не для радости, а для совести. Господь терпел и нам велел. В этом мире вы будете терпеть и страдать, зато потом вы будете вознаграждены.
Полная ерунда. Никому не нужны ваши страдания. Нельзя терпеть несправедливость в расчете на то, что потом, на том свете, мучителям зачтется. Кто-то из иностранцев, приезжавших в СССР, сказал о людях, которые ранним утром ехали в автобусе на работу: «у них такие лица, как будто их везут на кладбище». Постоянная скорбь не делает вас духовными и нравственными. Оставаясь в рамках христианской парадигмы, задача человека состоит в том, чтобы создать рай на Земле, а не бежать с Земли на небо.
Христианское понятие греха провоцирует людей на грех. Не согрешишь — не покаешься. Господь милосерден — простит и твой грех. Кураев недавно рассказывал об одном из иерархов, склонявших юношу к прелюбодеянию — «Если я накануне служения Литургии не совершу этот грех, то у меня на службе не будет слезного дара и надлежащего сердечного сокрушения. Молитва будет сухой».
Именно поэтому так религиозны воры, бандиты и проворовавшиеся чиновники. Религия дает им моральное оправдание — да, я украл, ограбил, убил, зато потом молился и дал денег на Святой Храм.
Нет такой вещи, как покаяние. Единственное, что может сделать человек, совершивший зло — это постараться исправить его. Или минимизировать его последствия. И ни при каких обстоятельствах не повторять его.
И по отношению к злу — не работает ветхозаветный принцип «око за око» и новозаветный «подставь другую щеку». На зло нужно отвечать справедливостью.
В христианстве на первом месте стоит вера. По ней судят человека и по ней он спасается.
Совершенно неважно, в какие светлые идеалы верит Андерс Беринг Брейвик. Важно только одно — что он делает. А истинность любой идеи проверить довольно просто — она зависит от того, нужно ли вам для осуществления этой идеи убивать людей.
Есть два архетипа — Ищущий и Нашедший. Ищущий — прекрасен. Для достижения своей цели он способен преодолеть тысячи препятствий и совершить множество подвигов. Представьте на минуту, что ради сокровищ Гэндальф вызывает орлов, они вместе с гномами и Бильбо перелетают к пещере и там Гэндальф убивает дракона. Все счастливы. Что делать Нашедшему с Аркенстоном? Чахнуть над ним? Любоваться? Бояться, что его украдут? Охранять?
Идеал человека — именно Ищущий. А когда он достигает своей цели, он ставит перед собой новую. Еще более сложную.
Именно поиск и делает человека Богом. У Борхеса есть небольшой рассказ «Симург».
- «Обитающий где-то далеко царь птиц Симург роняет в центре Китая великолепное перо; птицы, которым постыли раздоры, решают отыскать его. Они знают, что имя царя означает „тридцать птиц“, знают, что его дворец находится на Кафе, горе, или горной кольцевидной гряде, окружающей землю. Вначале некоторые птицы выказывают малодушие: соловей ссылается на свою любовь к розе; попугай — на свою красоту, ради которой он должен жить в клетке; куропатка не может расстаться со своими холмами, цапля — с болотами и сова — с развалинами. В конце концов, они пускаются в дерзновенное это путешествие; преодолевают семь долин или морей; название предпоследнего из них „Головокружение“, последнего — „Уничтожение“. Многие паломники дезертируют, другие погибают при перелете. Тридцать же, достигших благодаря своим трудам очищения, опускаются на гору Симурга. Наконец они ее узрели, и тут они понимают, что они-то и есть „Симург“ и что „Симург“ — это каждая из них и все они вместе».
Человек должен постоянно учиться новому. По статистике девочка, которая родится сегодня в Норвегии, доживет до 90 лет. И за это время поменяет несколько профессий. Не существует такой вещи, как законченное высшее образование. Образование может быть только незаконченным. В мире есть не так много достойных занятий. Собственно говоря, их всего два: совершенствоваться в том, чем вы занимаетесь, и помогать другим. После вас мир должен стать лучше, чем он был до вас.
Еще три важнейшие добродетели — держать слово, не воровать и не давать взятки. Обычно считается, что человек, который играет честно, находится в заведомо более проигрышной ситуации, чем шулер. Но это не так. Честное поведение может быть гораздо более выигрышным. Представьте, что вы бизнесмен. С каким человеком вы предпочтете иметь дело?
В Индии есть религия джайнизм. В числе ее постулатов — не красть и не стяжать. Ее адептов с удовольствием берут управляющими на высокие зарплаты — знают, что они не украдут ни копейки. И в России были староверы, которые отрицали бумажные договоры и всегда старались держать слово. Из них получались прекрасные предприниматели — с ними все хотели работать. Староверами были Мамонтовы, Морозовы, Щукины, Рябушинские, Гучковы, Кузнецовы...
Честным быть выгодно.
И еще.
Из морально-этической системы необходимо исключить деньги и обряды. Глупо за проповедь добродетели брать деньги. Очевидно, как деградировала от этого церковь. А если вам жизненно необходимо соблюдать обряды и ритуалы, считайте ими зарядку, контрастный душ и чтение.
Re: Трудно быть Богом
пн, 03/03/2014 - 18:25 — Валерия Пиффария за мeсть, eсли она мнe нe отравляeт сущeствованиe, а по жизни вообщe то замeтила, что намного выгоднee сидeть на бeрeгу рeки и ждать... сколько раз )по лeни своeй) откладывая мeсть убeждалась, что мстить ужe или нeкому, или надо ужe нe мстить, а жалeть врага.
Sapienti sat.
Иммиграция в Италию для граждан всех стран от создателей портала "Италия по-русски"
Re: Трудно быть Богом
пн, 03/03/2014 - 18:24 — Samantha+2я за мeсть, eсли она мнe нe отравляeт сущeствованиe, а по жизни вообщe то замeтила, что намного выгоднee сидeть на бeрeгу рeки и ждать... сколько раз )по лeни своeй) откладывая мeсть убeждалась, что мстить ужe или нeкому, или надо ужe нe мстить, а жалeть врага.
НИКОГДА СНОВА!
Re: Трудно быть Богом
пн, 03/03/2014 - 14:27 — Осень0Нет нет; Боже упаси - у меня нет никакого злорадства. Я, просто, пришла в ужас, что с девочкой такое случилось - она стала убийцей - воспитание матери дало о себе знать. Уроки бессердечия не прошли даром. Наверное, в семье был не один случай, чтобы ребёнок усвоил, как надо относиться к окружающим. Дети всё впитывают. Если бы, я позвала детей с собой на помощь - конечно бы, помогли и пошли со мной. Но, какой в этом прок был? Дети не знали точно, куда уходили девчонки и было неизвестно сколько времени заняли бы мои поиски. А, трагедий в этом дворе случилось ещё много - Валерия, Вы, как в воду глядите. Один мальчик повесился, двое других отравились палёной водкой. Всех жалко до слёз - все дети росли у меня на глазах
Re: Трудно быть Богом
пт, 28/02/2014 - 10:03 — Валерия ПиффариМного времени думаю о чувстве мести, а однозначного мнения так и нет: сегодня я кровожадно думаю, завтра-всепрощающе, а как правильно? Много лет назад меня оставили нищей и еще посмеялись, что такая дура доверчивая! Их знакомые, которых они тоже в чем-то обманули, напросились мне в помощники отомстить-поджечь автомашину, взяли с меня оплату за услуги. Благодарю Бога, что он меня образумил, ночью не смогла уснуть, мучилась и до меня дошло, что я натворила! Помчалась к этим людям, об`яснила, что дура, а через какое-то время поняла-ну,подожгли б они это железо, а в тюрьме-то сидела б я, т.е. нищая, судимая. Я уехала, пахала,как лошадь заработала деньги, но все время в интернете натыкаюсь на эту самодовольную семью и все воспоминания всплывают. И вопрос-забыть зло не получается, мстить-нехорошо?
В данном случае лучшая месть - это стать не хуже, чем они. То есть ту энергию, которая подпитывает Ваши негативные чувства к ним, нужно направить в конструктивное русло и усиленно развиваться, чтобы им стало плохо, когда они узнают о том, как у Вас все супер. Потому, что Ваше рассуждение верно - машина, скорее всего, была застрахована, они получили бы деньги и обновили бы свой автопарк и еще порадовались бы, как Вы глупо себя подставили. Ваше решение отменить эту дурость было верным. Только бог здесь непричем, у Вас самой ума хватило, как только Вы стали на самом деле думать, а не только испытывать эмоции.
Sapienti sat.
Иммиграция в Италию для граждан всех стран от создателей портала "Италия по-русски"
Re: Трудно быть Богом
пт, 28/02/2014 - 09:39 — lara berardi-3Много времени думаю о чувстве мести, а однозначного мнения так и нет: сегодня я кровожадно думаю, завтра-всепрощающе, а как правильно? Много лет назад меня оставили нищей и еще посмеялись, что такая дура доверчивая! Их знакомые, которых они тоже в чем-то обманули, напросились мне в помощники отомстить-поджечь автомашину, взяли с меня оплату за услуги. Благодарю Бога, что он меня образумил, ночью не смогла уснуть, мучилась и до меня дошло, что я натворила! Помчалась к этим людям, об`яснила, что дура, а через какое-то время поняла-ну,подожгли б они это железо, а в тюрьме-то сидела б я, т.е. нищая, судимая. Я уехала, пахала,как лошадь заработала деньги, но все время в интернете натыкаюсь на эту самодовольную семью и все воспоминания всплывают. И вопрос-забыть зло не получается, мстить-нехорошо?
lara
Re: Трудно быть Богом
пт, 28/02/2014 - 09:22 — Валерия ПиффариИногда жизнь сама наказывает людей. Толи, они сами идут к этому. Через три дня мы должны были уезжать. Конечно, все соседи это знали. Вечереет и семилетняя дочь не идёт с прогулки домой. Я пошла её искать - нигде не вижу. Спрашиваю во дворе у детей. " А, они с Машей убегали в сторону детского сада, а вернулась она домой одна!" А, ведь, Маша постарше моей на три года. Я бросилась к соседке: " Помоги, пожалуйста! Отпусти Машу со мной, пусть покажет, где они были! Я её лично приведу, только, ради Бога, покажет, куда они уходили!" Соседка глядя на меня из форточки:" Нет! Я её не отпущу! Я за своими детьми сама смотрю, а вы за своими сами смотрите!" Никакие мои мольбы не помогли, меня уже стало колотить от страха и она это видела. Пришлось бежать наобум, по сбивчивым объяснениям детей, искать ребёнка. Дочь преспокойно играла, действительно, недалеко от детского сада, с девочкий у дома во дворе - дочерью моей бывшей сотрудницы. Было стойкое ощущение, что соседка хотела мне зла. Через десять лет узнаю - Машу посадили на 21 год за тройное убийство. В ушах у меня досих пор звучат соседкины слова:" Я за своими детьми смотрю, а вы за своими сами смотрите!"
А то, что с дочерью соседки такое случилось, это вполне объяснимый факт:
вариант 1) что посеешь, то и пожнешь - ребенок рос при матери, которая не прививала ребенку с детства моральные ценности и однажды это дало вот такой трагический результат.;
вариант 2) если, конечно, так не было бОльшей трагедии и эта Маша не страдала (или со временем стала страдать) психическими заболеваниями;
вариант 3) были какие-то другие бытовые причины такой трагической развязки.
Не существует каких-то высших сил, типа бога или прочей выдуманной ерунды, способной отнять у матери ребенка только потому, что она когда-то что-то сказала злопамятной соседке. Все это выдумывают люди для собственного утешения, якобы, я-то ничего не могу, но вот бог-то за меня сейчас всех порубает :)
Sapienti sat.
Иммиграция в Италию для граждан всех стран от создателей портала "Италия по-русски"
Re: Трудно быть Богом
пт, 28/02/2014 - 05:53 — Осень0Иногда жизнь сама наказывает людей. Толи, они сами идут к этому. Через три дня мы должны были уезжать. Конечно, все соседи это знали. Вечереет и семилетняя дочь не идёт с прогулки домой. Я пошла её искать - нигде не вижу. Спрашиваю во дворе у детей. " А, они с Машей убегали в сторону детского сада, а вернулась она домой одна!" А, ведь, Маша постарше моей на три года. Я бросилась к соседке: " Помоги, пожалуйста! Отпусти Машу со мной, пусть покажет, где они были! Я её лично приведу, только, ради Бога, покажет, куда они уходили!" Соседка глядя на меня из форточки:" Нет! Я её не отпущу! Я за своими детьми сама смотрю, а вы за своими сами смотрите!" Никакие мои мольбы не помогли, меня уже стало колотить от страха и она это видела. Пришлось бежать наобум, по сбивчивым объяснениям детей, искать ребёнка. Дочь преспокойно играла, действительно, недалеко от детского сада, с девочкий у дома во дворе - дочерью моей бывшей сотрудницы. Было стойкое ощущение, что соседка хотела мне зла. Через десять лет узнаю - Машу посадили на 21 год за тройное убийство. В ушах у меня досих пор звучат соседкины слова:" Я за своими детьми смотрю, а вы за своими сами смотрите!"
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 21:15 — lenarossi0Вообще тема интерессная и меня понесло
Еще момент, возьмем всю жизнь в целом....не будем останавливаться только на убийствах.
Месть во имя справедливости получается контролируется только самим человеком. Не пагубное ли это дело, всю жизнь мстить во имя справедливости? Для меня это механизм самоуничтожения - месть. Уволили? -Отомстить, Нагрубили? -Отомстить, Изменил? - Отомстить.....А как насчет работы над собой....как же анализ, саморазвитие, как можно стать сильнее в этой жизни , если постоянно мстить за справедливость? Мы все силы потратим на месть и не факт, что от этого наша жизнь станет лучше! Будут потрачены силы, время, нервы.....и будет ли стоить оно того?
Статья понравилась. Думаю, что статья хорошая и понравится не только мне.
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 20:37 — Валерия ПиффариВообще тема интерессная и меня понесло
Еще момент, возьмем всю жизнь в целом....не будем останавливаться только на убийствах.
Месть во имя справедливости получается контролируется только самим человеком. Не пагубное ли это дело, всю жизнь мстить во имя справедливости? Для меня это механизм самоуничтожения - месть. Уволили? -Отомстить, Нагрубили? -Отомстить, Изменил? - Отомстить.....А как насчет работы над собой....как же анализ, саморазвитие, как можно стать сильнее в этой жизни , если постоянно мстить за справедливость? Мы все силы потратим на месть и не факт, что от этого наша жизнь станет лучше! Будут потрачены силы, время, нервы.....и будет ли стоить оно того?
Sapienti sat.
Иммиграция в Италию для граждан всех стран от создателей портала "Италия по-русски"
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 16:55 — lenarossi0Вообще тема интерессная и меня понесло
Еще момент, возьмем всю жизнь в целом....не будем останавливаться только на убийствах.
Месть во имя справедливости получается контролируется только самим человеком. Не пагубное ли это дело, всю жизнь мстить во имя справедливости? Для меня это механизм самоуничтожения - месть. Уволили? -Отомстить, Нагрубили? -Отомстить, Изменил? - Отомстить.....А как насчет работы над собой....как же анализ, саморазвитие, как можно стать сильнее в этой жизни , если постоянно мстить за справедливость? Мы все силы потратим на месть и не факт, что от этого наша жизнь станет лучше! Будут потрачены силы, время, нервы.....и будет ли стоить оно того?
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 16:22 — lenarossi0Но вы же спросили о мести? Я ответила....
Для "злодея" может быть справедливым -мстить "несправедливыми" методами......с его субъективной точки зрения....
Вот и я о том же, что одной справедливости мало, иначе за "так" голову оторвут, посчитая "оторванную голову" справедливой ценой мести.
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 16:07 — Валерия ПиффариНо вы же спросили о мести? Я ответила....
Для "злодея" может быть справедливым -мстить "несправедливыми" методами......с его субъективной точки зрения....
Sapienti sat.
Иммиграция в Италию для граждан всех стран от создателей портала "Италия по-русски"
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 15:57 — lenarossi0Она может быть "несправедливо" жестокой. К примеру кого-то избили, а тот в ответ "переборщил" и "по справедливости" убил злодея.
Но вы же спросили о мести? Я ответила....
Для "злодея" может быть справедливым -мстить "несправедливыми" методами......с его субъективной точки зрения....
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 15:49 — Валерия ПиффариОна может быть "несправедливо" жестокой. К примеру кого-то избили, а тот в ответ "переборщил" и "по справедливости" убил злодея.
Sapienti sat.
Иммиграция в Италию для граждан всех стран от создателей портала "Италия по-русски"
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 15:09 — lenarossi0Она может быть "несправедливо" жестокой. К примеру кого-то избили, а тот в ответ "переборщил" и "по справедливости" убил злодея. И месть может тяжело остановить. Ведь мстить может не только один человек-человеку, ну и семьи-семьям, в дальнейшем переключаясь на невинных и совсем непричастных ко злу людям. К примеру - насилие над женщинами, убийство детей....все это во имя справедливости?
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 14:58 — Валерия ПиффариSapienti sat.
Иммиграция в Италию для граждан всех стран от создателей портала "Италия по-русски"
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 14:50 — lenarossi0Я только привела цитаты, есть те люди которых можно ударить по карману, "воры в законе"... Понятно, что для всех это правило не действует, но мы же в общем говорим, а не о конкретном человеке.
Справедливость вещь субъективная, поэтому только лишь на нее нельзя полагаться. Т.к. правильно было сказано, что справедливость может просто нести в себе лицо "мести"....
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 13:34 — Валерия ПиффариSapienti sat.
Иммиграция в Италию для граждан всех стран от создателей портала "Италия по-русски"
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 12:17 — lenarossi0тот человек, который считает, что ответ должен быть адекватным агрессии. Око за око, зуб за зуб я считаю справедливым , а несколько лет тюрьмы за убийство -нет.
Особенно пребывание в "цивилизованной" тюрьме, где условия лучше чем в санатории СССРих времен
В том видео, о котором я говорила была еще фраза, "если человек совершил зло, мы его бъем, но по карману. Так бъем, что второй раз у него не возникае желание повторить зло".....что то в этом тоже есть.....
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 06:45 — Валерия ПиффариПривлекла фраза: "На зло нужно отвечать справедливостью."
Справедливость скользкая вещь. Вспоминается фраза из одного видео , не дословно...." Я несправедливый человек, я человек мира. Если по справедливости, то тот кому вытащили глаз, должен по справедливости вытащить в ответ своему противнику глаз тоже. Но зачем два инвалида?"
Да, но найдется человек среди миллионов, который посчитает это справедливостью.... Поэтому мне кажется, сама по себе справедливость, не лучший вариант борьбы со злом....особенно для темпераментных людей
Sapienti sat.
Иммиграция в Италию для граждан всех стран от создателей портала "Италия по-русски"
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 01:19 — lenarossi0Привлекла фраза: "На зло нужно отвечать справедливостью."
Справедливость скользкая вещь. Вспоминается фраза из одного видео , не дословно...." Я несправедливый человек, я человек мира. Если по справедливости, то тот кому вытащили глаз, должен по справедливости вытащить в ответ своему противнику глаз тоже. Но зачем два инвалида?"
Да, но найдется человек среди миллионов, который посчитает это справедливостью.... Поэтому мне кажется, сама по себе справедливость, не лучший вариант борьбы со злом....особенно для темпераментных людей
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 00:39 — Кампана+4Привлекла фраза: "На зло нужно отвечать справедливостью."
Справедливость скользкая вещь. Вспоминается фраза из одного видео , не дословно...." Я несправедливый человек, я человек мира. Если по справедливости, то тот кому вытащили глаз, должен по справедливости вытащить в ответ своему противнику глаз тоже. Но зачем два инвалида?"
Re: Трудно быть Богом
чт, 27/02/2014 - 00:27 — lenarossi0Привлекла фраза: "На зло нужно отвечать справедливостью."
Справедливость скользкая вещь. Вспоминается фраза из одного видео , не дословно...." Я несправедливый человек, я человек мира. Если по справедливости, то тот кому вытащили глаз, должен по справедливости вытащить в ответ своему противнику глаз тоже. Но зачем два инвалида?"
Re: Трудно быть Богом
ср, 26/02/2014 - 23:57 — Кампана+4В мире есть не так много достойных занятий. Собственно говоря, их всего два: совершенствоваться в том, чем вы занимаетесь, и помогать другим. После вас мир должен стать лучше, чем он был до вас.
История Кампанеллы поразила...