Booking.com

Путин рвет с Собчаком

Разместить рекламу на «Италия по-русски»
Изображение пользователя mechtatelniza.

 

Опала, наложенная на дочь и жену покойного шефа главы России, символична помимо прочего еще и в календарном смысле. Через месяц Анатолию Собчаку 75 лет. Какие-то памятные мероприятия просто неизбежны. Теперь Путину придется либо от них отстраниться, либо отстранить от них семью Собчака, либо инсценировать какой-нибудь примирительный фарс. В любом случае колорит исторической дружбы Путин — Собчак меняется необратимо.

А дружба была, и значила она для Путина много. Ровно 16 лет назад, 3 июля 1996-го, Собчак проиграл петербургские губернаторские выборы, и Путин перестал зависеть от него в служебном отношении.

 

Собчак был политически ошельмован, растерял связи наверху, был атакован влиятельными недругами, демонстративно преследовался по специально раздутым коррупционным делам и был вынужден скрыться за границей. Поддержка его не обещала решительно никаких очков — ни политических, ни служебных. Но Путин такую поддержку оказал.

 

Летом 1999-го, не будучи еще наследником престола, но будучи уже начальником ФСБ, он утряс прокурорские проблемы и обеспечил Собчаку безопасное возвращение домой. Полгода спустя, на старте первой путинской президентской кампании, Собчак стал его доверенным лицом. Считалось, что Собчака ждет какой-нибудь очень приличный пост — например, председательство в Конституционном суде.

После внезапной его смерти в феврале 2000-го Путин на прощании в Таврическом дворце плакал неподдельными слезами, сжимая руки Людмилы Нарусовой и Ксении Собчак. А в последующие годы у обеих было все, что положено заботливо опекаемым друзьям: у Нарусовой — сенаторство от Тувы, а потом от Брянской области, у Собчак-младшей — почти официально пожалованный статус «светской львицы», со всеми его неопределенными, но заманчивыми возможностями.

И вот опала. Надвигающаяся в том числе и на Нарусову, которая, при безупречном своем до недавних пор политическом конформизме решительно взяла сторону Ксении, как до этого защищала и поддерживала мужа в самые печальные моменты его карьеры. Любители позубоскалить над Нарусовой этого ее качества обычно не замечают.

Впрочем, в идиллические 90-е самому Собчаку приносили на дом лишь повестки из прокуратуры, которые он раз за разом отказывался принимать.

 

Вряд ли Собчаку хватило бы тогда фантазии вообразить вторжение группы захвата в квартиру дочери, скрупулезное изучение выявленных там интимностей, изъятие оттуда денег с обнародованием суммы на всю страну и прочие повседневные приметы тринадцатого года правления бывшего своего протеже.

 

Сам Путин, как известно, узнал и об этом, и о прочих скандальных обысках «из прессы». Правда, Ксения Собчак полагает, что «тут проблема, мне кажется, уже в личной мести… Это личная история.По какой-то причине он считает меня предателем…» Нарусова высказывает ту же примерно мысль, добавляя в защиту дочери, что обижаться-то почти и не на что: «Критичность ее высказываний была не больше, чем у Владимира Познера на «Первом», но при этом проницательно констатируя:«Если бы Ксения не носила фамилию Собчак, такие неадекватные меры не принимались бы».

Именно так. Дело в фамилии. Путин, видимо, придавал символическое значение тому, что члены семьи прежнего его патрона на 100% вписаны в созданную им систему, и мирился ради этого даже со скандальными ситуациями, в которых они время от времени оказывались. И вдруг Ксения Собчак от этой системы отмежевалась. Так ли уж важно, что лично «дядю Володю» она на митингах вовсе и не оскорбляла? Это все равно удар в спину. Хуже того, попытка соскочить с лодки. И даже еще хуже: это знак того, что прервалась связь времен.

 

Путин почти никогда не выступал в роли политического ученика Собчака, но во многом воспринимал себя именно в качестве такового.

 

Собчак ведь не только обеспечил ему «социальный лифт». Хотя и этот лифт он тоже обеспечил. В 1990-м, накануне своего перехода на работу к Собчаку, тогда новоизбранному главе Ленсовета, Путин был помощником ректора ЛГУ и, с учетом возможностей, открываемых новым российским капитализмом, кандидатом в бизнесмены среднего звена. А пойдя с Собчаком, он три года спустя был уже первым замом петербургского мэра и вторым человеком во второй столице. Чтобы возглавить страну, ему пришлось потом пережить еще много удивительных событий, но без этой стартовой позиции ничего бы, конечно, не получилось.

Однако помимо административных шансов Путин, человек до этого абсолютно непубличный, получил от Собчака принципиально для себя важные политические уроки.

Реальный Собчак не был демократом. По крайней мере, в том понимании, которое вкладывали в это слово 20 лет назад. Но он был прогрессистом. Сторонником некоего обновления и движения вперед, пусть и понимаемых им довольно расплывчато.

Прославившись в 1989-м как лучший оратор всесоюзного парламента, Собчак уже год спустя разочаровался в возможностях этой структуры и в мае 1990-го откликнулся на призыв перессорившихся депутатов свежеизбранного демократического Ленсовета сделаться их объединителем. Он прошел туда на дополнительных выборах и был триумфально избран председателем. Уже несколько месяцев спустя председатель Ленсовета и депутатский корпус испытывали друг к другу лишь чувство острой вражды.

 

Родившись как политик в союзном парламенте, Собчак разочаровался в парламентаризме. Избранный затем мэром, он возглавил петербургскую исполнительную власть, и после августа 1991-го его авторитет в городе некоторое время был непререкаем, а его правление напоминало автократию.

 

Идеи властной вертикали были ему достаточно близки. Проблема заключалась в том, что он не собирался платить за них любую цену. Собчак был и остался одиноким человеком в политике. У него так и не возникло своей «партии власти», которую потом успешно организовал в Петербурге его победитель и преемник Владимир Яковлев. Он не сумел, да, видимо, и не очень стремился заполнить деловые и административные круги города «своими людьми».

Красноречивый, эгоцентричный, любящий настоять на своем, но не очень владеющий рычагами управленческой машины, Собчак имел высокие шансы быть вытолкнутым из власти. Но его обаяние было таким, что складывающий в ту пору политик Путин не только не разочаровался в идеях шефа, а, наоборот, пришел к мысли, что их надо довести до логического конца, освободив от всех лишних тормозов.

Собчак не умел управлять подсчетом голосов. Поэтому в 1996-м и проиграл губернаторские выборы, отстав от соперника на смехотворные, легко преодолеваемые пару процентов. Он мог в предельно обидной форме высмеять своих политических недругов, но не догадывался, что прокурорско-силовая техника спора гораздо вернее ведет к цели.

Довольно большими вольностями пользовалась при нем городская пресса, и он не только не сумел ее выдрессировать, но не научился даже и всерьез ненавидеть тех, кто его критиковал. Начав с раздраженных слов «какую гадость вы про меня понаписали», он мог затем продолжать разговор во вполне благожелательном тоне, а еще немного спустя, как ни в чем не бывало, сыпать остротами. Это по собственным моим воспоминаниям.

 

Думаю, что, оставаясь самим собой, Собчак вполне мог одобрять политику первых лет путинской эры, обнаруживая в ней много созвучий со своими идеями. Но с каждым новым раундом завинчивания гаек ему все труднее становилось бы это делать. И уж совсем плохо он представим в качестве апологета послемартовского политического стиля с его архаизмом, ксенофобией, повсеместными поисками заговорщиков, фальшивой строгостью нравов и прочими приметами реакции.

 

 

 

 

Изображение пользователя Olaf.

Re: Путин рвет с Собчаком

Путин превзошел своего учителя

Путин превзошел своего учителя
Как и Анатолий Собчак, он может «заболтать» кого угодно

«Свободная пресса» продолжает серию интервью с людьми, которые определяли политическую жизнь страны в 90-е годы. Сегодня наша собеседница – петербуженка Марина Салье.
В 1990-е годы ее имя было хорошо известно не только в родном городе, но и по всей стране. Народный депутат России, лидер Свободной демократической партии, по популярности Марина Евгеньевна превосходила тогда даже своего оратора-земляка, первого избранного всеобщим голосованием мэра северной столицы Анатолия Собчака.

----------------------<cut>----------------------

Один из первых демократов перестроечной России, ученый-геолог Салье немало сделала для обновления страны. Касается это, прежде всего, обновления в наших мозгах, свободомыслия.

Спустя добрый десяток лет она вновь заявила о себе во весь голос, выступив 4 февраля на митинге «За честные выборы», прошедшем в Петербурге на Конюшенной площади и собравшем более 15 000 человек.

«СП»: — На ваш взгляд, в чём схожесть и, наоборот, различие нынешнего премьера российского правительства Владимира Путина и его бывшего шефа, как сам Владимир Владимирович любит подчеркнуть – учителя, ныне покойного Анатолия Собчака?

Путин превзошел своего учителя

-Это близнецы-братья. Только Путин, конечно, превзошел своего учителя. Много неблаговидных дел на их совести. У меня до сих пор хранятся документы по так называемому «делу о бартере». Напомню: в 1990-е годы, когда в Петербурге был дефицит продуктов, люди буквально крошки со стола собирали, мэр и его ближайший помощник затеяли продажу сырья за границу по баснословным ценам. В обмен якобы на продовольствие, которое в город так и не поступило. Я как председатель продовольственной комиссии городского совета вынуждена была санкционировать введение для жителей талонов. Можете представить, какие чувства испытывали при этом ленинградцы старшего поколения, пережившие в годы Великой Отечественной войны блокаду, затем долгие годы восстанавливавшие экономику северной столицы?..

Путин превзошел своего учителя

Занимался «бартером» ни кто иной, как Владимир Владимирович Путин. Он, кстати, сам потом писал об этом в одной своей статье, упомянув про некие фирмы-однодневки, канувшие в неизвестность якобы вместе с деньгами за сырье (а денег, замечу, миллионы долларов!). Родной мой, так это ж ты сам подписывал необходимые документы!.. Я не оставляю надежду добиться суда по данному делу. Такого рода экономические преступления не имеют срока давности.

Путин превзошел своего учителя
публикация в газете Megapolis-Express от 8 апреля 1992 года (15, стр. 19)
«СП»: — Как вы объясните, что такие люди, как прекрасный оратор, а в большей степени демагог Собчак, не имевший опыта ни политической, ни хозяйственной работы, достиг, в общем, немалых политических высот?

- Умело «вешал лапшу на уши». А раньше люди как у нас реагировали? Услышали краснобая, и – вперед! Выходили на площади только потому, что на трибуне стоял красавец Собчак, который мог заболтать кого угодно. И по сей день наши политики у власти продолжают этим злоупотреблять. Да только вот в чем дело – сейчас люди уже очнулись, осознали свой гражданский долг, стали думать о том выборе, который им предстоит сделать.

Путин превзошел своего учителя

«СП»: — Марина Евгеньевна, а в 1990-е, в годы первых демократических выборов бывали фальсификации?

- Мне мои товарищи, которые участвовали в подсчетах голосов, об этом не говорили, стало быть, не было такого, по крайней мере, в заметном количестве. Тогда для кандидата важно было набрать как можно большее число поддерживающих его организаций. Гораздо сложней схитрить, подстроить, чем с отдельными голосами.

«СП»: — В те годы во весь голос заявило о себе немало ярких политических лидеров. Было из кого выбирать! Сейчас, мне кажется, выбор этот заметно сузился. В списках для голосования – что президентских, что думских выборов, да и местных, муниципальных – из года в год в основном одни и те же фамилии. Кстати, как и среди чиновников среднего и высшего звена. Скажем, только ленивый не ругал руководителей комитетов в администрации Валентины Матвиенко. Новый губернатор Петербурга менее чем за полгода своего пребывания в Смольном большинство из них уволил, объясняя тем, что «не соответствуют». И что же – почти все они уже в Москве, в министерствах и при министрах, в думских и кремлевских коридорах.

- Знаете, нас, демократов и демократически настроенных управленцев боевых 1990-х годов, из власти повышибали. Кого-то раньше, кого-то, как меня, чуть позже. Во-первых, потому что провалились реформы Гайдара. И это негативно сказалось на рейтинге всех нас. А их, эти реформы, просто не дали довести до конца. Оставалось совсем чуть-чуть, год потерпеть, и вырулили бы, выправилась бы страна, я в этом убеждена. Во-вторых, именно мы, по мнению россиян, провалили приватизацию. Хотя на самом деле всё там гораздо сложнее. Короче говоря, доверие к демократам было подорвано. Я думаю, целенаправленно. Нас стали называть «дерьмократами». И кто же захочет после этого идти в политику? Люди решили, что будет лучше вообще никуда не лезть, а заняться обустройством своей частной жизни. Отсюда и отток личностей, потенциальных лидеров.

«СП»: — А Путина вы к демократам не относите?

- Ну, что вы, какой он демократ? Владимир Владимирович — типичный популист. Не умея наладить финансовую систему, не считаясь с законами рынка, он повышал и продолжает повышать пенсии, зарплаты бюджетникам. Регулярно запускает печатный станок, способствуя росту цен, инфляции. Профессиональный чекист, сотрудник КГБ, организации, которая на протяжении десятилетий активно преследовала церковь, Путин вдруг стал истовым христианином. Постоянно демонстрирует набожность, посещая храмы и монастыри. Действительно верующий? Или делает это потому, что модно? Летал на реактивных самолетах, управлял трактором, был Дедом Морозом, вообще много передвигается по стране, всячески подчеркивая свою мобильность и близость к народу – что это, как не чистейший популизм?

«СП»: — Он, между прочим, защитил диссертацию по экономике, кандидат экономических наук!

- Когда это было – уже в годы его службы в Кремле? Странно, что сразу доктора наук не дали. Или — академика.

Путин превзошел своего учителя

«СП»: — К слову, как вы оцениваете сегодняшнюю экономическую ситуацию в стране?

- Она представляется мне плохой. За 12 лет пребывания Владимира Владимировича у власти не было построено сколько-нибудь значительных по протяженности транспортных магистралей. Как России, такой огромной стране, существовать без них?! Это – раз. Второе – мы до сих пор сидим на нефтяной игле. Почему до сих пор не построено достаточного числа нефтеперерабатывающих заводов для того, чтобы страна сама производила бензин, торгуя за границей именно бензином, а не нефтью, и благодаря этому снизив, в том числе, цены для своих автомобилистов? Третье – мы до сих пор не можем наладить авиастроение. Летаем на старых самолетах. Большинство авиазаводов разрушено. А есть ещё автопром – тоже важнейшая отрасль, пребывающая в состоянии полуразрухи. «Выезжаем» на производстве иномарок, на заводах, которые строят у нас иностранцы.

«СП»: — С автопромом как раз понятно: раз нет дорог — зачем машины?

- Браво!.. Можно привести и другие примеры. Но и перечисленного, мне кажется, достаточно, чтобы понять, что наша нынешняя власть с её руководителями, увы, не хозяйственники. И это одна из самых главных проблем текущего момента.

«СП»: — Выше вы объяснили, почему минувшее десятилетие подарило не слишком много ярких личностей. А сейчас есть хотя бы намеки на то, что их будет больше? И что они станут использовать свою популярность, авторитет на благо России?

- Появятся. Должны появиться. Предпосылок для этого более чем достаточно. А иногда никаких предпосылок и не надо. Вы помните, «на чем возникла» демократ Салье?

«СП»: — На журнале «Огонек».

- Да, он был тогда страшно популярен. Я взяла его как-то в дорогу. Среди опубликованных в конце читательских писем обратила внимание на письмо бывшего лагерного охранника. Он превозносил сталинские времена, подчеркивая, что вот были времена, а теперь — бог знает что. Я пришла домой, села за письменный стол и с ходу написала в «Огонек» ответ на это письмо. Через неделю его напечатали. А потом мне позвонили из журнала и предложили организовать Клуб друзей «Огонька», что я и сделала. С такого вот пустяка и началась моя, можно сказать, политическая карьера.

«СП»: — То есть, с неравнодушия.

- Да. Это главное.

«СП»: — После декабрьских выборов по стране прокатилась волна митингов. Политологи заговорили о намеренном «раскачивании лодки». До добра это не доведет…

- Не кто-то раскачивает, а она сама раскачивается, потому что в стране, извините, бардак. Факты многочисленных фальсификаций на декабрьских выборах в местные законодательные органы и в Госдуму тому подтверждение.

«СП»: — Ваш прогноз на мартовские выборы президента РФ?

- Насколько я знаю, уже сейчас готовятся фальсификации с тем, чтобы Путин выиграл выборы с первого тура. Если это правда, и если их накроют — а наблюдателей будет на этот раз много, и готовят их очень серьезно, чем занимаются абсолютно все кандидаты в президенты — тогда он сгорел. А если неправда или не накроют… Тогда, я думаю, будет два тура. И выйдут во второй… Нет, никаких прогнозов. А то ещё скажете, что агитирую за «своего».

http://nnm.ru/blogs/aleeks1/putin-prevzosh...

Лучше быть, чем казаться.
Изображение пользователя Olaf.

Re: Путин рвет с Собчаком

Вот он, в малиновом пиНджакe

Лучше быть, чем казаться.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Наверх страницы

Отели в Италии