О 100–летии со дня смерти Л.Н.Толстого не вспомнил, по–моему, даже телеканал Культура. Празднование 300–летия со дня рождения М.В.Ломоносова ограничилось торжественным заседанием президиума АН РФ.
На этом фоне особенно отрадно, что 700–летие С.Радонежского (Варфоломея по паспорту) не пройдёт незамеченным. Тут всё по взрослому – указ президента «О праздновании…», рабочая группа при президенте по подготовке празднования (заседание на КДПВ), выделение 7 (потом цифра выросла до 21) млрд. на само празднование и т.п. Ну и результаты подготовки на лицо – мэр Сергиева Посада убит, парк люксовых автомашин в городе обновился, банк «Софрино» не пережил.
Тем прискорбнее, что ни смотря на все титанические усилия государства по популяризации святого, по опросам общественного мнения 76% населения имеют весьма смутные представления о жизнедеятельности преподобного. А жаль, житиё его весьма поучительно.
Когда родился святой не знал даже автор его жития Епифаний Премудрый. Ещё в XIX веке считалось, что он родился в 1319 году, но с тех пор много воды утекло. Руководство РПЦ посмотрело на 1000–летний юбилей Казани (который случился через 30 лет после 800 летнего юбилея и лет через 40 после 550 летнего), подумало – ну чем мы хуже? И постановило, что святой родился на 5 лет раньше.
Ну родился и слава богу. Детские годы святого не отличались особой оригинальностью. Мать его во время беременности «ограждала себя постом, избегала всякой скоромной пищи, мяса, молока и рыбы не ела, питаясь лишь хлебом и овощами». После родов она решила оторваться, но не тут–то было. Сергий отказывался сосать грудь матери, когда она в постные дни ела мясо. Мать опять перешла на хлеб и воду, но и это не помогло – младенец перестал брать грудь по средам и пятницам. По–видимому, жёсткая углеводная диета неблагоприятно сказалась на развитии мозга святого – в школе он не смог даже выучиться читать. Епифаний пишет, что родители его ругали, учителя били, товарищи смеялись над ним, но ничего не помогало. Понадобилось вмешательство лично бога, чтобы Сергий выучился хотя бы читать. Научить его писать не смог даже господь.
С такими исходными данными отроку была одна дорога – в монастырь. Господь ему неизменно в этом помогал. Сначала московский князь Иван Данилович захватил и разграбил Ростовское княжество. Семейство было вынуждено бежать в Радонеж. Там Сергий заявил родителям, что собрался в монастырь. Родители сказали, что только через их труп. Ждать пришлось недолго. Через пару лет мать и отец умерли. Сергий со старшим братом основал свой монастырь посреди глухого Радонежского бора. Брат вскоре сбежал из этой дыры в Москву. А Сергий остался и не прогадал — постепенно монастырь приобрёл популярность и стал приносить неплохой доход.
Лёгкие деньги и слава вскружили голову игумену и он подался в политику. В 1378 году помер митрополит Алексий. Сергий попытался пропихнуть в митрополиты своего знакомого Дионисия Суздальского. Но князь Дмитрий Иванович предпочёл своего духовника Митяя. Сергий и Дионисий напирая на процедурные вопросы отказались признать его. Дионисий даже попытался поехать в Константинополь вслед за Митяем, чтобы продолжить срач и там, но был арестован по повелению великого князя. Дионисий пообещал не ездить в Константинополь, Сергий выступил поручителем за него. Князь подумал, что эти голубые глаза не могут врать и ошибся – Дионисий сбежал сразу после освобождения.
Пикантность ситуации добавлял ещё и третий претендент на митрополичью кафедру – утверждённый Константинополем Киприан. Сергий для диверсификации рисков поддерживал и его. У этого претендента поначалу дела не заладились. При пересечении границы он был пойман, ограблен и с позором выгнан обратно. Чем–то его такая встреча обидела и он предал князя Дмитрия Ивановича по всем церковным правилам анафеме, о чём не замедлил сообщить Сергию в письме. Сохранилось как минимум 4 списка письма, что говорит о том, что получатель не только не сжёг этот пасквиль, но и приложил максимум усилий, чтобы про анафему узнало как можно больше заинтересованных лиц.
Чтобы не утомлять подробностями, скажу, что этот цирк с митрополитами продолжался почти 10 лет. В итоге все участники были причислены к лику святых (за исключением Митяя, которого кто–то из братьев во Христе таки уморил по пути в Константинополь). И теперь мы имеем забавный пример, как один святой другого святого от церкви отлучил. А Дмитрий Донской так проклятым на Куликовскую битву и отправился.
Тут по хронологии надо рассказать что–то эпичное про то, как Д.Донской со всем войском пешком попёрся куда–то на северо–восток от Москвы, чтобы постоять на коленях перед Сергием, а затем вернуться в Москву и отправиться на юг бить Мамая. Но неблагодарные современники не оставили никаких упоминаний об этом всемирно–историческом событии. «Задонщина» тоже об этом молчит. История встречается в некоторых поздних вариантах жития. В других же вариантах Сергий наоборот стоит на позиции замирения с Ордой и отговаривает князя от войны с монголами «с правдою и покорением, якож пошлина твоа держит покорятися ордынскому царю должно». Также благословение упоминается в написанном почти через 100 лет «Сказании о мамаевом побоище» в котором есть ещё множество столь же достоверной информации типа 800 тыс. участвовавших в битве. По двум инокам с языческими именами не топтался только ленивый, поэтому лучше промолчу.
В дальнейшем также ничего интересного с Сергием не случилось. В 1382 году во время Тохтамышева нашествия он предпочёл не применять своё могущественное благословение, а потихоньку сбежал в Тверь. Через 10 лет умер. Ещё через 30 лет был эксгумирован. Особенно участники отметили благоухание и аромат духовный, исходивший от святого тела «тлению никакоже сопричастна». В дальнейшем монахи святыню хранили без должного тщания и к 1919 году она представляла из себя «Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся кости, масса мёртвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в навощёной бумаге недавнего происхождения волосы».
Кстати, про черепную коробку. Есть различные варианты рассказа о её приключениях в стране большевиков. В основном они сводятся к следующим:
1. К мощам Сергия Радонежскова пришита голова князя Трубецкого. Аутентичную же голову Радонежскому оторвал в девятнадцатом году Флоренский. Какое–то время он хранил её в серванте, потом запрятал в саду под яблонькой, а потом заховал в каком–то монастыре, где след этого предмета теряется. Флоренского сослали на БАМ, где он получил простатит, строя узкоколейку. Так что теперь Радонежский так и лежит, с головой Трубецкова.
2. Википедия как всегда имеет своё мнение и утверждает, что глава преподобного Сергия была закопана в саду графа Олсуфьева, и только потом хранилась в серванте.
3. Некий о.Иларион из Долгопрудного клянется, что заховал голову под алтарем храма села Виноградово.
Ну и как после такого не уверовать?
Re: Навстречу славному юбилею
ср, 11/06/2014 - 21:36 — Валерия ПиффариТуда же:
Вот, например, царевич Димитрий (который в Угличе ножичком). Сын Ивана Грозного, характером был в папеньку. Психика ни к чёрту, страдал падучей. Напоролся на ножик (и так 25 раз). Современники вздохнули с облегчением. В общем то и всё. Через какое–то время появился Лжедмитрий №1, маман царевича его признала, посадили его на царство. Потом убили. Потом появился Лжедмитрий №2, маман царевича и его признала. И этого убили. Появилось ещё несколько. Чтобы хоть как–то прекратить бесконечный поток реинкарнаций и доказать всем, что царевич помре, приняли решение канонизировать исходного Димитрия. Вскрыли гробницу, там естественно опять благоухание и благодать поразила всех присутствующих. Царевич лежал как–будто заснувший без следов тления. Маман и этого ребеночка признала (хотя ходили слухи, что это был сынок кого–то из дворни, убитый непосредственно перед церемонией). На том и канонизировали. До сих пор почитается.
Sapienti sat.
Иммиграция в Италию для граждан всех стран от создателей портала "Италия по-русски"